Культура как фактор социальных изменений
Культурные особенности не могут быть отделены от экономических; культурные факторы тесно переплетаются с экономическими. Культурные факторы важны потому, что формируют ту среду, в которой участвуют фирмы. Например, социальные нормы и ценности оказывают влияние на структуру спроса на внутреннем рынке, цели менеджеров – на то, каким образом фирмы организуются. Система ценностей влияет на достижение успеха в конкуренции. Отношение к богатству различно в разных странах: в США - важный стимул; в Швеции - нет. Отношение к богатству определяет способность рисковать. В Германии, Швейцарии, Сингапуре банкротство считается личной катастрофой. В других странах один-два раза обанкротиться считается вполне приемлемым. Такая разница влияет на выбор отраслей и стратегий. Культурные факторы влияют на деятельность фирм. Наиболее важными из национальных особенностей, влияющих на методы организации и управления фирмами, являются отношение к авторитету власти, нормы взаимодействия между людьми, отношения работников к управленческому звену, и наоборот, социальные нормы индивидуального и группового поведения, профессиональные стандарты. Они, в свою очередь, вытекают из системы образования, социального и религиозного прошлого, семейных традиций и из много другого. Например, преобладание в Италии семейных малых фирм - следствие высокого уровня индивидуализма и подозрительного отношения к властям (Италия - страна сильных семейных связей). Поэтому сложно проводить экономические реформы, так как часто они предполагают ломку устоявшихся норм. Это вызывает сильное противодействие социальной среды. Сегодняшние процессы социально-экономических трансформаций в России обнаруживают очень многие черты, характерные для процессов модернизации. И одной из таких черт является социокультурная динамика. В России также происходит смена типа культуры при переходе от традиционного типа общества к современному.
Социология и экономика Согласно Т. Парсонсу экономическую теорию нужно рассматривать как частный случай общей теории социального действия. Нельзя экономику рассматривать в противовес политике, праву, религии. Функция экономики, с точки зрения Парсонса, - адаптация ресурсов общества для достижения социальных целей и адаптация общества к окружающей среде. Цель экономики - производство, но не производство конкретных вещей, а производство средств для удовлетворения потребностей общества. Представление экономики как подсистемы общества означает, что все экономические категории должны рассматриваться только через опосредованные отношения экономики и социальной системы. Такие категории, как богатство, потребности, полезность, доход - социологические, а не собственно экономические. Экономика не мыслима без таких ресурсов, как труд и рабочая сила. Она детерминируется системой трудовых и экономических ценностей, мотивацией к труду, т.е. неэкономическими факторами. В этом взаимодополнительность экономики и культурной подсистемы общества. Наконец, экономика не мыслима без института предпринимательства. В этом проявляется взаимодополнительность экономики и социально-институциональной организации. Тип общества определяет преобладающие ценности, социальные отношения. Так, в качестве главных особенностей традиционного общества Ф.Тённис называл поддержание общности на основе прямых личностных взаимосвязей, взаимопомощи, регулирование этих отношений простыми нормами нравственности, решающее влияние религиозных ценностей и верований, доминирование института родства. В индустриальном обществе же господствует тип взаимосвязей, основанных на рациональном интересе, формальном праве.
Ф. Хайек, в свою очередь, выделяет в истории человечества две социокультурных системы: «родовой строй», который сменяется в ходе истории «расширенным обществом» или «расчлененным строем». «Родовой строй», или традиционное общество, характеризуется обращенным в себя, замкнутым и самодостаточным обществом, где социальное поведение его членов определяется усвоенными всеми индивидуумами едиными социальными целями, человеческие взаимоотношения основываются на чувстве групповой солидарности и бескорыстных отношениях внутри группы. В системе современного общества («расчлененного», «расширенного» строя) социальная взаимосвязь индивидуумов становится менее интенсивной. «Расширенное общество» Ф. фон Хайека - общественная система, в которой люди заняты исключительно достижением своих личных целей, необходимое согласование общественных сил определяется их взаимодействием. Источником власти становится не государство, а закон и только власти закона нужно подчиняться. Законное государство характеризуется властью закона, а не властью людей. Таким образом, переход от традиционных обществ к обществам индустриальным, или процесс модернизации, сопровождался ситуацией отрыва от корней, дезориентацией, ощущением утраты целостности: простые нормы, руководящие людьми, первостепенность взаимоотношений между людьми в традиционных обществах сменяются разветвленной социальной структурой и безличностью институтов индустриального общества.
Личность В настоящее время социологами предложены сотни определений личности. Приведем одно из общепризнанных, предложенных Российской социологической энциклопедией. Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Неотъемлемыми чертами личности являются: самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, ответственность, определенная автономность от государства и общества. Не всякий человек – личность. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации. Социология исследует процесс формирования личности, связь личности и общества, личности и группы, закономерности социального поведения личности. Задача социологии - выделить в личности типичное. Социология личности устанавливает зависимость свойств личности от объективных экономических, социокультурных и деятельностных особенностей социализации индивидов.
Учитывая сложность такого объекта как личность, в социологии сложился ряд теорий, объясняющих формирование личности и описывающих социальное поведение и социальные взаимодействия. Но прежде чем их рассматривать, необходимо сначала обратиться к таким понятиям как социальные действия и взаимодействия.
Отклоняющееся поведение Отклонения могут быть индивидуальные (человек отвергает принятые в его среде нормы) и групповые. В каждом обществе есть отклоняющиеся субкультуры, нормы которых осуждаются доминирующей моралью общества. Отклонения также могут быть первичные и вторичные. Под первичным отклонением понимается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует нормам, принятым в обществе. Совершаемое индивидом отклонение незначительно и терпимо, и он не классифицируется как девиант. Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом воспринимается как девиант. Социальные отклонения играют в обществе противоречивую роль. С одной стороны, они представляют угрозу стабильности общества. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. С другой стороны, девиантное поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Отклоняющееся от старых норм поведение большого числа индивидов может стать началом создания и распространения новых нормативных образцов. Таким образом, отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. При этом девиантное поведение рассматривается не как «патология», а как естественный и необходимый результат эволюции социума. Однако подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными.
Для политики социального контроля важно осознавать принципиальную невозможность «искоренить», «ликвидировать» девиантное поведение и отдельные его виды. Речь может идти только об адекватных способах и методах регулирования, управления ими (в целях оптимизации, минимизации, гармонизации и т.п.). Неоднозначным является вопрос о причинах девиантного поведения. Причинами культурно одобряемых отклонений (героизм, самопожертвование, гениальность и другие отклонения, связанные с возвеличиванием над другими) считают: выдающиеся личные качества, особые способности, сверхмотивация (повышенное стремление к успеху, славе). Однако личные качества и способности могут проявиться лишь в соответствующей социальной среде, благоприятной для их развития (у пигмея могут быть врожденные выдающиеся физико-математические способности, но вряд ли они будут развиваться в той социальной среде). Эти черты также тесно связаны с определенными видами деятельности. Причинами сверхмотивации могут быть влияние семьи, развивающей в ребенке способности, особенно в той области, в которой заняты сами родители, тяжелое детство (тогда повышенное стремление к успеху становится компенсацией за переживания детства). Причинами культурно осуждаемых отклонений также может стать множество факторов. Поэтому существует целый ряд теорий, по-разному объясняющих возникновение девиантного поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|