Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.




История:

В истории Древнего Египта нашли свое отражение вопросы организации и управления хозяйством. Более 3тыс лет назад в Китае уже были известны такие понятия как:организация, функция, кооперация, меры по повышению эффективности, различные техники контроля. Их источниками явились 1)Конституция Чоу и 2)летопись Менсиса.

Сократ считал,что успешным правителем может и должен быть тот, кто успешен в своих делах. Разработал универсальный метод управления - поставить нужного человека на нужное место и добиться от него исполнения своих указаний.

Аристотель: создал учение о домашнем хозяйстве. Указал на необходимость разработки "господской науки" обучающей рабовладельцев навыкам работы с рабами,искусству управления.

Ксенофонт: рассматривал проблемы эффективного труда работника и проблемы мотивации, проблемы разделения труда и в частности проблемы управления.

Макиавелли: рассмотрел проблемы взаимоотношений руководителей и подчиненных, проблемы власти, лидерства.

Также эти проблемы изучали такие деятели как Гоббс, Жан-Жак Руссо, Джон Локк, Адам Смитт и другие.

Концепция управленческих революций:

Управленческая революция - качественные преобразования управления в процессе исторического развития общественно-экономических формаций.

Факторы возникновения менеджмента:

1. Развитые рыночные отношения

2. Индустриальный способ организации производства

3. Появление корпоративной или акционерной собственности

К упадку собственности в сравнении с менеджментом способствовали 2 фактора:

1. Возросшие требования к управлению

2. Дисперсия (распределение) собственности

 

2. Этапы развития менеджмента. Подходы к управлению.

Известный специалист в области управления Ансофф условно разбил историю развития предпринимательства на 3 эпохи:

1. Массовое производство - 1920е г. Предпосылки:железные дороги, паровая машина, появление фирмы, спрос определялся ценой,более четкое разграничение отраслей. Предприниматели стремились поглотить конкурента. Побеждал тот у кого ниже цена. Минимальное вмешательство государства. Сокращение издержек и технологии.

2. Массовый сбыт - предпосылки:насыщение рынка потребительскими товарами,спрос оправдывался не только ценами,но и количеством. Неравномерное развитие стран. Предприниматель любой ценой боролся за долю в рынке. Задача предпринимателей - найти баланс между рынком и производством. Развивается маркетинг. Государственный контроль и протекционизм. Увеличение роли государства.

3. Постиндустриальная эпоха - нехватка природных ресурсов. Необходимость новых технологий. Интернационализация, ТНК, низкоприбыльные рынки стали интересовать предпринимателей. Задачи:1)усовершенствование развития маркетинга,2) сокращение издержек,3) долгосрочное планирование. Социально-политическое направление развития взаимодействия бизнеса и людей. Увеличение роди государства.Активная борьба с монополизмом и стало большее внимание уделяться экологии. Управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ

 

3. Виды и уровни управления.

Управление - осознанная деятельность человека по организации совместного труда людей для достижения поставленных целей.

Виды управления:

• Техническое

• Государственное

• Идеологическое

• Социальное

• Хозяйственное

Управление - осознанная деятельность человека с помощью которой он упорядочивает подчиняет своим интересам элементы внешней среды:общества,природы и техники.

Управление - определенный тип взаимодействия, осуществляемый междуй двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления а второй в позиции объекта управления.

Уровни управления:

1. Высший - директора, заместители, руководители отвечающие за общее стратегическое управление.

2. Средний - начальники цехов, руководители подразделений и функциональных служб, отвечающие за организацию и ход процесса в подразделениях.

3. Нижний - бригадиры, начальники участков, групп. Имеют в своем распоряжении рядовых работников.

4. Содержание менеджмента и его особенности. Объект и субъект управления, их взаимодействие.

Управление - определенный тип взаимодействия, осуществляемый междуй двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления а второй в позиции объекта управления. Субъект управляет объектом управления.

Взаимодействия Между субъектом и объектом характеризуются следующими моментами:

1. Субъект управления направляет объекту распоряжения, содержащие информацию о том, что он должен делать.

2. Объект управления получает и выполняет распоряжения субъекта.

Тогда есть управление

Условия эффективного взаимодействия между субъектом и объектом:

1. Субъект и объект должны соответствовать друг другу.

2. Субъект и объект должны обладать относительной самостоятельностью.

3. Субъекту и объекту необходимо осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи. (субъект отдавая распоряжения убеждается что тот понял, а тот может спросить)

4. Взаимная заинтересованность в четком взаимодействии

Предметом и продуктом труда в управлении является информация, на основе которой формируется управленческое решение.

Социально-экономические системы - совокупность ресурсов и экономических субъектов, которые образуют единое целое - социально-экономическую структуру, взаимосвязаны, и взаимодействуют между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

О современном менеджменте.

Менеджер - профессионал и специалист в отличие от просто управляющего. Организует труд других. Наемный профессиональный управляющий, специалист по менеджменту, член трудового коллектива или организации осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Труд менеджера умственный, состоящий из аналитической, организационно-административной, воспитательной, информационно-творческой и другой деятельности. Во-вторых, предметом труда является информация а средством организационная и вычислительная техника. Результат труда - принятое решение и организация его выполнения другими работниками.

Качества, присущие эффективному менеджеру:

1. Компетентность, знание предмета

2. Гибкость, мобильность

3. Стрессоустойчивость

4. Терпение, подход к персоналу и тд

5. Функциональные особенности и роль менеджера в управлении.

Менеджер - профессионал и специалист в отличие от просто управляющего. Организует труд других. Наемный профессиональный управляющий, специалист по менеджменту, член трудового коллектива или организации осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

 

Труд менеджера умственный, состоящий из аналитической, организационно-административной, воспитательной, информационно-творческой и другой деятельности. Во-вторых, предметом труда является информация а средством организационная и вычислительная техника. Результат труда - принятое решение и организация его выполнения другими работниками.

 

6. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.

Ситуационный подход: в основе изучения управленческой деятельности лежит оценка ситуации. Увязывает конкретные приемы и концепции с конкретными ситуациями, для того чтобы наиболее эффективно достигнуть цели с наименьшими затратами. Этот подход пытается определить, какие переменные являются наиболее значительными и как они влияют на деятельность организации.

Методологию ситуационного подхода можно разделить на 4 шага:

1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления доказавшими свою эффективность. Он должен понимать процесс управления, индивидуальное и групповое поведение, знать методы планирования и контроля, методы принятия управленеческих решений (компетентность)

2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь предвидеть последствия применения выбранной методики.

3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Определить какие факторы наиболее важны и какие последствия вызовет отмена одного или нескольких из них

4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы.

Системный подход: Данная методология основана на том что любые объекты представляются в качестве систем и анализируются в системах. Система - совокупность элементов находящихся во взаимодействии. Закрытые и открытые системы. Закрытая - имеет жесткие фиксированные границы и ее действия относительно независимы от окружающей среды. Открытая система характеризуется взаимодействием с внещней средой и обладает высокой степенью адаптируемости к внешней среде.

Системый анализ включает:

1. Анализ и описание принципов работы системы в целом

2. Анализ особенностей всех компонентов системы, их взаимозависимости и внутреннего строения

3. Установление сходства и различия изучаемой системы и других систем

4. Перенос по определенным правилам свойств модели на свойства изучаемой системы

Процессный подход: управление рассматривается как процесс, например, планирование, организация, мотивация, контроль. Процессный подход (1920г. особенно 1950–н.в.) рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важным для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Другие авторы разработали иные перечни функций, которые в конечном итоге группируются в планирование, организацию, мотивацию, контроль. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

7. Школа научного управления. Основные принципы школы научного управления.

Классическая школа - 1911 г. Основатель - Фредерик Тейлор. Изучал методом наблюдения производственные операции с целью устранения лишних движений,сделал вывод, что нужен отдых, ввел хронометраж и систему контроля. Определил тот объем работы соответствующим образом выполняя который рабочий может отдавать рабочую силу в течение длительного времени.

Принципы Тейлора сводятся к тому что:

1. Планирование, подготовка производства должны осуществлять инженеры, а производить должны рабочие (разделение труда).

2. Техники находят одно решение которое не обсуждается

3. Чем больше разделение труда тем выше производительность. Чем больше рабочий работает тем больше получает.

4. Чем больше рабочий работает, тем больше получает

5. Каждого человека независимо от квалификации можно поставить работать (т.е. человек-обучаем).

Концепция - оптимально приспособить человека к машине, научить работать, организовать и мотивировать.

Последоввтели: Гант, Гилберты, Форд.

Гилберты - с женой изучили рабочие опрерации, исключение лишних движений, максимальную оптимизацию труда.

Эммерсор - говорил о маральной стороне менеджмента. Вывел принципы производительности.

Основной недостаток системы Тейлора в том, что она была ориентирована на модель экономического человека, т.е. человека, у которого основным побуждающим к труду стимулом являются денежное вознаграждение. (Не учитывает соц. и психологические ф-ры)

8. Административная школа управления. Вклад представителей административной школы в развитие управленческой науки.

Макс Вебер указывал что жесткий порядок подкрепляемый соответствующими правилами является наиболее эффективным методом работы.сводятся к администрированию и нормированию работы и стимулированию. Предлагал строить организацию по линейному принципу и регламентировать функции и количество управленцев.

Анри Файоль еще один представитель классической школы. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Сферу деятельности администрации он представил в виде 6 направлений:

1. Техническая деятельность

2. Коммерческая деятельность

3. Финансовая деятельность

4. Защитная деятельность

5. Бухгалтерская деятельность

6. Администрирование. Основная функция управления.

14 принципов управления:

1. Разделение труда горизонтальное и вертикальное. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;

2. Полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;

3. Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника;

5. Единство направлений (одна цель). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;

6. Подчиненность личных интересов общим. (командный дух, культура). Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;

7. Вознаграждение. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;

8. Централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;

9. Скалярная цепь (ряд лиц стоящих на руководящих должностях).

10. Порядок (упорядоченность процессов)

11. Справедливость — сочетание доброты и правосудия;

12. Страбильность рабочего места для персонала (нет текучести кадров, стабильность) Большая текучесть кадров снижает эффективность организации;

13. Инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации;

14. Корпоративный дух. (традиции, обычаи, ценности)

Также он пытался исследовать организационную структуру управления и дал рекомендации по улучшению линейной структуры.

 

9. Школа человеческих отношений (поведенческая школа) как отражение нового этапа в развитии менеджмента.

Поведенческая школа управления. 30-60 гг. Основатель Элтон Мэйо.

Исследовал зависимость производительности труда от уровня освещённости рабочего места отметил, что производительность повышается также и в том случае если к исполнителям просто проявляется внимание.

Представители школы человеческих отношений рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры организации при перестройке формальной. Неформальная структура (наличие авторитетных работников которые оказывают влияние на других. Бихевиоризм - теория человеческого поведения.

Мери Фоллет - ее работы затрагивали такие категории как власть, авторитет, их разграничение, неформальное восприятие, делегирование ответственности и некоторые другие аспекты. Кроме того рассматривались проблемы конфликтов и их разрешения. В результате проводимых на предприятиях экспериментах были введены многие новшества направленные на увеличение производительности труда, и в частности широко изучалась проблема утомляемости.

Абрахам Маслоу. Пирамида, 5 уровней:

1. Физиологические потребности (дно)(питание, дыхание)

2. Безопасность. 1 и 2 - базовые потребности.

3. Социальные (семья, друзья)

4. Уважение и признание

5. Самоактуализация - раскрытие своих талантов, возможностей.

Большой вклад в изучние поведение людей внесли Герцберг, Мак - Грегор, Лайкер и другие.

10. Модели менеджмента: особенности и основные характеристики.

Американская и Японская - сложились под влиянием той культуры котая сложилась в этих странах.

На японскую влияли факторы:

1. Творческое освоение заребежного опыта в области управления и организации управления

2. Последовательное сохранение национальных традиций.

В связи с вышесказанным, интерес представляет анализ черт японского характера. Важнейшие из них: трудолюбие, сдержанность и дипломатичность, восприимчивость к новому, бережливость.

Для Японии характерна приверженность к коллективным формам организации труда (группизм). Коллективный характер труда требует от менеджеров умения ладить с людьми. Высоко ценится также жизненный опыт, большое внимание уделяется духовному развитию личности.

Широкое распространение в Японии получила так называемая доктрина патернализма. Патернализм - доктрина об "отеческом", "благотворительном" отношении предпринимателей к занятым работникам. Отсюда наблюдается склонность к демократическим формам взаимодействия во время трудовой деятельности.

Американская модель менеджмента утрачивает лидирующее положение в мире, а в последнее время начинает приобретать отдельные черты японской модели.

Во многом особенности этой модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, "богоизбранность", стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба за лидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.

Европейская модель менеджмента

Характеристики европейской модели менеджмента значительно отличаются от других аналогичных моделей, сложившихся в США и Японии более жестким подходом к управлению персоналом. В некоторых странах Европы, таких как Великобритания, Голландия, Норвегия и Швеция, развивались принципы менеджмента, при которых не только высшее, но и среднее звено сотрудников может принимать участие в решении вопросов управления предприятием. Вопрос поведения людей в коллективе сыграл немалую роль в развитии менеджмента в Европе. То есть человек социальный интересовал европейских менеджеров гораздо больше, чем человек индивидуальный. Денежное вознаграждение, по мнению основоположников менеджмента в Европе, не единственный фактор, мотивирующий человека к работе. Усилия во многих случаях определяются психологическими мотивами человека, от которых зависит его поведение. Грамотное целеполагание и наличие достаточного количества информации ведут к принятию обоснованных и взвешанных профессиональных решений.

Развитие менеджмента в Западной Европе приходится на послевоенное время. Ведь именно тогда принимались наиболее важные и значимые управленческие решения, связанные с восстановлением экономики, промышленности, сельского хозяйства и т. д. У истоков европейской модели менеджмента стоят англичане, хотя роль других стран Западной Европы в этом вопросе тоже умалять нельзя. Так, например, в Германии было впервые введено в обращение такое понятие об административном работнике, как «идеальный тип» или «бюрократ». То есть, развитие менеджмента в Европе — заслуга сразу нескольких государств. Лучшие принципы управления людьми, разработанные в каждой стране, положены в основу современной европейской модели менеджмента. Такие имена, как Макс Вебер, Андре и Эдуард Мишлен, Ричард Фэлк, Мюрдаль заняли свои законные места в истории науки об управлении людьми.

Дополнительно!

Где сегодня применяется европейская модель менеджмента?

Сегодня модель менеджмента, созданная в Европе, применяется в управлении предприятиями во всех частях света. Сравнительный анализ европейской, американской и японской моделей, так непохожих друг на друга еще 100 лет назад, в современном разрезе (в условиях глобализации) показывает, что они достаточно близки друг к другу. А потому применимы на разных континентах, в условиях работы с совершенно разными людьми. Переплетаясь с другими моделями, европейская управленческая концепция легла в основу новых теорий управления предприятиями и людьми. В частности, русская модель менеджмента, которая только проходит свое становление, имеет в том числе и европейские корни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...