Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория трудовой мотивации Д. Аткинсона




Теория Аткинсона исходит из того, что поведение работника есть результат взаимодействия индивидуальных качеств личности и ситуации, ее восприятия. Каждый человек стремится к успеху, избегает неудач, и имеет два соответствующих мотива: мотив успеха – Му и мотив, побуждающий избегать неудачи – Мн. Эти мотивы достаточно стабильны и формируются в процессе обучения и работы. В них проявляется стремление человека к определенному уровню удовлетворения потребностей.

Помимо личных качеств, выражающихся в двух указанных мотивах, на поведение человека влияют две ситуативные переменные: вероятность успеха, с которой работник ожидает завершения своей деятельности, - Ву и привлекательность успеха (ценность стимула) для индивида – Пу. При этом привлекательность успеха прямо связана с вероятностью успеха по формуле Пу = 1- Ву. Это означает, что чем выше вероятность успеха, тем ниже его привлекательность. Например, если сотрудник уверен, что его отдел выполнит задание независимо от его собственных усилий, и он вместе со всеми получит вознаграждение, то привлекательность выполнения задания будет для него минимальной.

Выражающее силу мотивации стремление к успеху – Су можно изобразить следующей формулой:

Су = Му*Ву*Пу

Согласно теории Д. Аткинсона, лица, в большей мере ориентированные на успех, предпочитают задания средней сложности, т.к. в этом случае ниже степень риска, хотя и меньше привлекательность успеха. В то же время работники, которые приемлют неудачу ради высокой привлекательности возможного достижения цели, предпочитают экстремальные задачи по принципу «пан или пропал», подобные работники относятся к так называемому «рисковому» типу личности. Первой группе работников целесообразно поручить те задания, которые обязательно надо выполнить в отведенные сроки, вторую же группу сотрудников лучше использовать при необходимости поиска нетипичных решений.

Таким образом, процессуальные теории мотивации направлены на формирование такого трудового поведения сотрудника, которая обеспечит эффективность его трудовой деятельности. Процессуальные теории мотивации более универсальны по сравнению с содержательными теориями мотивации, но, к сожалению, не учитывают весь спектр потребностей человека.

 

29. Необходимость и сущность контроля. Задачи контроля в системе управления.

Контроль – это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильные ли его решения и не нуждаются ли они в корректировке. Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Контроль - деятельность по проверке состояния, подготовки хода и результатов работы организации. Контроль различают как управленческое действие и как управленческую функцию. Контроль как функция отличается от контроля как действие протяженностью во времени. Он пронизывает всю управленческую деятельность на всем ее протяжении.

Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис.

Объектами управленческого контроля являются все протекающие процессы на предприятии и их отдельные элементы. Субъектами контроля на предприятии являются руководители.

Сущность контроля заключается в трех основных элементах:

-установление контролируемых стандартов деятельности;

-измерение и анализ результатов деятельности, информация о которых получена с помощью контроля;

-корректировка технологических, хозяйственных и иных процессов в соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями.

Без надежной системы контроля ни одна организация не может успешно функционировать. Его задачи следующие.

Во-первых, контроль позволяет обнаружить во внешней или внутренней среде организации факторы, которые могут оказать существенное влияние на ее функционирование и развитие, и своевременно на них отреагировать.

Во-вторых, контроль помогает вскрыть неизбежные в деятельности любой организации нарушения, изъяны, ошибки и оперативно принять меры к их устранению.

В-третьих, результаты контроля служат основой для оценки работы организации и ее персонала за определенный период, эффективности и надежности системы управления ею.

Причины необходимости контроля.

1. Неопределенность - изменение законов, технологий, условий конкуренции приводят к необходимости к постоянной корректировки планов через систему обратной связи, которую обеспечивает контроль.

2. Предупреждение кризисных ситуаций - одно из главных назначений контроля - выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис

3.Поддержание успеха - в любой организации важно определить какие направления деятельности наиболее эффективно способствуют достижению целей и поддерживать именно эти сферы деятельности

30. Виды и этапы контроля. Количественные и качественные показатели, применяемые при контроле.

Контроль - деятельность по проверке состояния, подготовки хода и результатов работы организации.

Контроль делится по:

· Степени охвата объема (сплошной и выборочный)

· Регулярности (непрерывный, эпизодичный)

· Интенсивности (нормальный, усиленный)

Виды контроля:

По времени осуществления:

- предварительный

- текущий

- заключительный контроль

По периодичности выполнения контрольных операций:

- систематический

- периодический

- разовый

По характеру контроля:

-активный (осуществляется специально и регулярно)

- пассивный (нет никаких спец предприятий по контролю)

По субъекту контроля:

- руководитель определенного уровня

- специальное звено управления

- сами исполнители (самоконтроль)

По возможности дальнейшего использования объекта а контроля:

- разрушающий

- не разрушающий

Традиционный и децентрализованный контроль.

Действующая на предприятии система контроля отражает точку зрения руководства на организацию его целостной системы на необходимость применения различных инструментов и методов контроля. Это зависит от нескольких факторов:

1. Взгляды руководства предприятия на персонал

2. Характер взаимоотношений сотрудников в зависимости от структурного построения

3. Уровень квалификации персонала.(+таблички распечатать)+ про процесс контроля!!!

31. Взаимосвязь контроля с другими функциями менеджмента. Характеристики эффективного контроля.

Контроль - деятельность по проверке состояния, подготовки хода и результатов работы организации.

Условия эффективного контроля:

1. Стратегическая направленность - контроль должен быть направлен на достижение цели.

2. Действенность контроля - выявленные нарушения должны быть устранены и исправлены.

3. Гибкость системы контроля - адаптируемость

4. Комплексность - охватывает несколько показателей

5. Систематичность контроля - регулярно все виды контроля должны быть увязаны в систему

6. Экономичность - все издержки должны быть оправданы

7. Гласность контроля - исполнитель должен знать результаты

8. Своевременность контроля

9. Доступность для понимания

Содержание функции контроля в конкретной ситуации определяется структурой и содержанием других функций управления (планирования, организовывания, мотивирования). В то же время принятая система контроля будет влиять на содержание систем планирования, организации деятельности, мотивирования.

Тесная связь контрольной функции с функцией планирования проявляется в формулировании целей и контрольных показателей, которые фиксируются в соответствующих планах, а также в том, что временные периоды осуществления обеих функций должны совпадать. Это означает, что по периодам осуществления контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный.

Связь контроля с функцией организовывания прослеживается в решении проблемы централизации - децентрализации и установлении субъекта и объекта контроля. Чем выше нестабильность среды, тем актуальнее применение децентрализации по разным уровням иерархии.

Субъекты и объекты контроля (подразделения, персонал) должны быть четко указаны в положениях о подразделениях и должностных инструкциях.

Результаты контроля, в соответствии с теорией Портера- Лоулера, являются необходимым условием для мотивации персонала, т. к. именно результат (степень достижения цели) ведет к удовлетворенности трудом, и человек будет стремиться повторить то производственное поведение, которое привело к возникновению этого чувства. Именно поэтому критерии оценки труда должны быть четко сформулированы и быть понятны исполнителям. В этом смысле эффективность системы мотивации определяется эффективностью системы контроля.

Эффективное сочетание различных видов контроля с учетом параметров внешней и внутренней среды - залог успеха функционирования организации.

32. Управленческие решения и их значение в развитии организации. Виды управленческих решений.

Решение - выбор альтернативы.

Особенности управленческих решений:

1. Принимаются с определенной целью не для личных проблем

2. Последствия сказываются на Организации в целом

3. Разделение труда. Менеджер принимает исполнители выполняют

4. Профессионализм. Принимать решение имеют право только профессионалы.

Несколько подходов к управленческому решению:

1. Выбор альтернативы

2. Обдуманный вывод для достижения цели

3. Реакция на проблему

Управленческое решение - творческий акт субъекта управления определяющий программу и характер деятельности коллектива по решению назревшей проблемы. Он основан на выборе одного из многих путей действия, который должен обеспечить переход организации от фактического состояния к желаемому.

Основные требования:

1. Актуальность (приоритетность)

2. Обоснованность (достоверная инфо и модели)

3. Конкретность

4. Эффективность

5. Доступность (ясное понимание цели исполнителями)

6. Достижимость

(+Виды из лекции)

Функции УР:

1. стратегическая или направляющая функция – подразумевает то, что решение должно отражать цели и стратегию развития организации

2. координирующая – предполагает необходимость согласования действий для реализации решений в установленные сроки.

3. мотивирующая (побуждающая) – функции решения, которая реализуется через систему управленческих воздействий, экономических стимулов и социальных оценок исполнителей.

33. Основные этапы процесса подготовки управленческих решений.

Предпосылки принятия решений.

Управленческая проблема - сложный теоретический вопрос или практическая ситуация, препятствующие получению желаемого результата.

Характеризуется: содержанием, местом, временем, количественными параметрами, кругом причастных лиц.

Проблемная ситуация - набор конкретных проблем, объективно обусловленных свершившимися или предстоящими изменениями внешней или внутренней среды, которые менеджеры осознали как потребность предстоящих перемен в деятельности фирмы, требующих принятия и реализации управленческих решений.

Причины возникновения проблем:

- Неправильные правила деятельности

- Неправильно поставленные цели

- Случайные нарушения

- Непредвиденные обстоятельства

Ситуационный подход к принятию управленческих решений:

Основные типы проблемных ситуаций:

1Выбор в типовых или стандартных ситуациях представляет собой принятие регламентированных управленческих решений.

2Выбор в условиях рациональной определенности - принятие программируемых управленческих решений.

3Выбор в условиях рационального риска - принятие ограниченно рациональных управленческих решений.

4Выбор в условиях полной неопределенности - принятие интуитивных случайных управленческих решений.

5Выбор в условиях конфликта интересов - принятие компромиссных управленческих решений.

6Выбор в условиях паники и кризиса - принятие случайных управленческих решений.

Процесс принятия управленческих решений.

8 этапов:

1. Анализ ситуации - выявляется проблема (сбор и обработка инфо)

2. Установление причин проблемы. (Почему?)

3. Определение критериев выбора решения. (ур образования для работников и тд)

4. Разработка альтернативных вариантов решения.

5. Выбор наилучшего варианта решения

6. Согласование принятие решения.

7. Управление реализацией

8. Контроль и оценка результатов

34. Индивидуальные и коллективные методы принятия управленческих решений.

Индивидуальные стили принятия решений:

В решениях всегда отражается личность того, кто их принимает. С этой стороны интересен личностный профиль управленческого решения, то есть та совокупность индивидуальных особенностей руководителя, которую несут с собой его решения к исполнителям.

В науке выделены следующие разновидности личностных профилей решений:

· Решения уравновешенного типа свойственны людям, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей, возникшей в результате предварительного анализа условий и требований задачи. Уравновешенность проявляется в том, что выдвижение гипотез и их проверка одинаково привлекают внимание человека. Подобная тактика принятия решений наиболее продуктивна.

· Импульсивные решения характерны для людей, у которых процесс построения гипотез резко преобладает над действиями по их проверке и уточнению. Такой человек относительно легко генерирует идеи, но мало заботится об их оценке. Это приводит к тому, что процесс принятия решений проходит скачкообразно, минуя этап обоснования и проверки. В практической работе импульсивность решений может привести к тому, что руководитель будет стремиться внедрить в жизнь решения, которые недостаточно осмыслены и обоснованы.

· Инертные решения - результат очень неуверенного и осторожного поиска. После появления исходной гипотезы ее уточнение идет крайне медленно. Оценки сверхкритичны, каждый свой шаг человек проверяет неоднократно. Это ведет к растягиванию процесса принятия решений во времени.

· Рискованные решения напоминают импульсивные, но отличаются от них некоторыми особенностями индивидуальной тактики. Если импульсивные решения перескакивают через этап обоснования гипотезы, то рискованные все же его не обходят, но к оценке человек приходит лишь после того, как обнаружена какая-то несообразность. В итоге, хотя и с опозданием, элементы построения гипотез и их проверки уравновешиваются.

· Решения осторожного типа характеризуются особой тщательностью оценки гипотез, критичностью. Человек, прежде чем прийти к какому-либо выводу, совершает множество разнообразных подготовительных действий. Решениям осторожного типа присуща упреждающая оценка. Осторожные люди более чувствительны к отрицательным последствиям своих действий, чем к положительным. Их больше пугают ошибки, чем радуют успехи. Поэтому тактическая линия осторожных - избежать ошибок. Для импульсивных, например, характерна противоположная тактическая линия: они ориентируются на успех и менее чувствительны к неудачам.

Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц - участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как "мозговой штурм", или "мозговая атака" (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений). Если предстоит решить сложную проблему, собирается группа людей, которые предлагают любые решения определенной проблемы. Основное условие "мозгового штурма" - создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

Примером коллективного принятия решений может служить метод Дельфы, получивший название от греческого города, прославившегося жившими там мудрецами - предсказателями будущего. Метод Дельфы - многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.

Для того чтобы решение было выполнено и модель деятельности исполнителя соответствовала первоначальной идее менеджера, к ней предъявляются следующие требования:

1. Полнота. Соотвтствие модели условиям

2. Точность. Четкость задачи.

3. Гибкость.

4. Стрессоустойчивость

5. Адаптивность - возможность своевременного изменения модели.

6. Согласованность

35. Лидерство в системе менеджмента. Качества лидера – руководителя.

Лидерство- это:

· Способность выдвигать цели и эффективно использовать все имеющиеся источники власти

• Воздействие на группы людей, побуждающие их к достижению общей цели

• Тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, направленного на побуждению людей к достижению общих целей

• Потенциал имеющийся у человека

Природа лидерства:

• Основывается на личных способностях влиять на других людей

• У лидера есть последователи

• Делегированнность

Лидер бывает формальным и неформальным. Формальный влияет на людей с позиции занимаемой должности. Неформальный влияет через способности, умения, либо через ресурсы, необходимые людям.

Признаки лидера:

• Чувство перспективы, куда идти

• Одержимость целью, эмоциональная вовлеченность. Уверенность в правильности своих действий

• Убедительность

• Настойчивость

• Терпение

2 типа лидеров:

1. Инструментальный лидер – лидер, который выделяется благодаря знаниям и профессиональным навыкам.

2. Экспрессивный, эмоциональный – выделяется благодаря своим качествам, эмоциям. Он формирует атмосферу, учит людей, является носителем ценностей.

Лидерство бывает:

• Конструктивным – влияет положительно на результаты деятельности, направлено на достижение цели.

• Нейтральным – никак не влияет на результаты деятельности

• Деструктивным - зачинщик асоциального поведения, вступает в спор с администрацией

Основные качества лидера:

· интеллект

— быстрота, гибкость и прогностичность ума;

— устойчивое внимание, умение владеть речью;

— любознательность

· способность понимать людей

— умение чувствовать настроение собеседника;

— способность видеть в человеке личность;

— стремление обогатить человека духовно

· устойчивость взглядов

— адекватная реакция на происходящее;

— контроль над эмоциями;

— постоянство действий

· уверенность в себе

— стремление брать на себя ответствеьшость;

— знание своих достоинств и недостатков;

— настойчивость в достижении цели;

· эрудированность

· Здоровая амбициозность

· Преданность своему делу

· Сбалансированное отношение к риску

· Упорство и настойчивость

· Способность к восприятию нового опыта

36. Теории лидерского поведения и стиль управления.

Поведенческий подход

Сущность состоит в том, что главную роль в становлении лидера играют не личные качества, а стиль управления.

Стиль управления – 1)способ, которым руководитель управляет подчиненными ему работниками.

- 2)привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы побуждать их к достижению цели организации

Левин выделил три стиля руководства:

Ø Пассивный(либеральный):

лидер снимает с себя ответственность и снимает с себя часть ответственности, власть у коллектива. Высокие возможности самоуправления. Коммуникации на горизонтальной основе.

Преимущества:

§ стимулирует профессиональный рост и приобретение опыта;

§ поддерживает длительное время производительность труда;

§ положительно воспринимается опытными работниками;

§ максимально стимулирует творческие усилия.

Недостатки:

§ не срабатывает, когда починенные не имеют желания или не могут работать;

§ могут возникнуть проблемы в отношениях с сильными личностями, злоупотребляющими властью.

Ø Демократический

Менеджеры с таким стилем поощряют работников к участию в решении производственных вопросов, а также к развитию их способностей.
Преимущества:

§ способствует привлечению к решению производственных вопросов;

§ есть возможность для профессионального роста работников;

§ поддерживает определенное время чувство удовлетворения у людей.

Недостатки:

§ забирает у менеджера много времени;

§ тот, кто не справляется со своими обязанностями, может саботировать цели организации в которой работает;

§ изменения становятся источником конфликта в организации, и работники могут пытаться не допускать изменений;

§ решение большинства не всегда наилучше отвечает интересам организации.

Ø Авторитарный

Менеджеры, которые пользуются этим стилем, склонны давать четкие инструкции, добиваться определенной инициативы от подчиненных и постоянно контролировать их действия.
Преимущества стиля:

§ эффективность и своевременность;

§ понятно, кто является ответственным;

§ можно осуществлять полномочия власти без запугивания;

§ развивает людей, у которых недостаточно опыта;

§ дает больше гарантий принятия правильного решения.

Недостатки:

§ не способствует профессиональному росту образованных работников;

§ некоторым образованным работникам может не нравится или вызывать обиду;

§ может привести к текучести кадров, когда люди приобретут достаточный опыт работы.

Вывод: чаще всего применяется комбинация стилей, созданная руководителем с целью использования положительных сторон того или иного стиля.

Ренсинс Лайкерт и его коллегиразработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой и низкой производительностью труда в различных организациях.
Исходя из этого Лайкерт выделил 2 стиля:

§ Руководитель, сосредоточенный на работе (руководитель, ориентированный на задачу) заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждения для повышения производительности труда.

§ Руководитель, сосредоточенный на человеке делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки, считается с нуждами работников и поощряет профессиональный рост.

Вывод: на основании своих исследований Лайкерт сделал вывод, чтостиль руководства будет неизменно ориентирован либо на работу, либо на человека. Позже ученые вывели, что стиль руководителя может ориентироваться и на работу, и на человека.

Классификация стилей лидерства была предложена Робертом Блэйком и Джейн Мутон из Техасского университета. Они представили её в виде управленческой сетки или решетки, которая включает 5 основных стилей руководства.

По вертикали отражены 9 степеней “заботы о человеке”, по горизонтали – 9 степеней “заботы о производстве”.

(1,1) – “страх перед бедностью”
Приложение минимальных усилий со стороны менеджера как для сохранения коллектива, так и для организации и совершенствования производства. При этом стиле прилагаются только те усилия, которые позволяют избежать увольнения.

(1,9) – “управление в стиле загородного клуба”
Менеджер сосредотачивается на хороших человеческих отношениях, но мало заботится о развитии производства.

(9,1) – “власть – подчинение”
Характеризуется высоким уровнем заботы о производстве и низким – заботы о людях.

(5,5) –” организационное управление”
Менеджер поровну делит всё внимание между развитием производства и формированием хороших отношений в коллективе, но при это м никто полностью не использует свой потенциал.

(9,9) – “стиль группового управления”


Базируется на усиленном внимании менеджера к подчиненным и производству одновременно. Создаётся команда, где люди сознательно приобщаются к целям организации. Обеспечивается высокий моральный настрой и высокая эффективность производства.

Двумерное трактование стилей руководства учеными университета штата Огайо
Группа в университете Огайо разработала систему, согласно которой поведение руководителей классифицировалось по двум параметрам:

§ структура;

§ внимание к подчиненным.

Согласно этой точке зрения, руководители могут оказывать влияние на людей своим поведением, которое различается по этим двум критериям.
Структура – такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней.
Внимание к подчиненным – поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня; строя взаимоотношения на основе доверия, уважения, тепла и контакта между руководителем и подчиненным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...