Основные принципы управления оборотным капиталом предприятия. Его составляющие.
Активы предприятия делятся на внеоборотные и оборотные, или текущие. Текущими активами являются активы, которые могут в течение одного производственного цикла либо одного года быть превращены в денежные средства. Кругооборот текущих активов можно выразить следующей схемой: Денежные средства - МПЗ - Готовая продукция – Дебиторская задолженность - Денежные средства. Управление оборотными средствами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом. Объектами управления оборотными (текущими) активами являются: степень их ликвидности, состав, структура, величина, источники покрытия и их структура. По степени ликвидности различают медленнореализуемые, быстрореализуемые и наиболее ликвидные оборотные активы. Быстрореализуемые активы — активы, для обращения которых в наличные денежные средства требуется определенное время. В эту группу можно включить дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), прочие оборотные активы. Медленнореализуемые активы — материально-производственные запасы, которые занимают значительный удельный вес в составе оборотных активов, а часто и в составе всех активов предприятия. Вопросы определения и поддержания оптимального объема запасов являются важной функцией финансового менеджмента. Финансовый менеджер должен исходить из запланированного объема производства и учитывать издержки по складированию и хранению запасов сырья и материалов, потери от порчи и снижения качества, степень риска в случае изменения производственной программы и других факторов.
Наиболее ликвидные активы — денежные средства, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов. К этой группе относятся также те краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги), которые можно приравнять к деньгам. Основной проблемой управления денежными средствами является проблема оптимизации их уровня. Внимания финансового менеджера требуют также анализ движения денежных средств и прогнозирование денежных потоков. На состав, структуру, величину оборотных средств влияют: характер и сложность производства, длительность производственного цикла, стоимость сырья, условия его поставки, принятый порядок расчетов, отраслевая специфика, конъюнктура рынка. Так, в торговле большую часть в составе оборотных средств составляют товарные запасы, в строительных организациях – НЗП, на транспорте – производственные запасы, у финансовых компаний – денежные средства. Величина оборотных средств не является постоянной и зависит не только от объемов производства, но и от таких факторов, как сезонность производства, неравномерность поставок, несвоевременность поступления средств за отгруженную продукцию. Поэтому принято делить оборотный капитал на постоянный и переменный. Постоянный оборотный капитал (системная часть текущих активов) – та часть текущих активов, потребность в которых относительно постоянна в течение всего операционного цикла. Величина переменного капитала определяет дополнительную потребность в оборотных средствах, связанную с отклонениями, возникающими в отдельные периоды производственной деятельности предприятия. Стратегия управления оборотными средствами должна базироваться на обеспечении платежеспособности предприятия и определении оптимального объема и структуры оборотных средств. В свою очередь определение необходимой потребности в оборотных средствах связано с задачей выбора оптимальной структуры источников финансирования оборотных средств.
Управление дебиторской задолженностью предприятия. Дебиторская задолженность – это быстрореализуемые активы. На уровень дебиторской задолженности влияют факторы объективного характера (экономические условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность), а также субъективной направленности (профессиональный уровень финансового менеджера, кредитная политика предприятия). Анализируя возможности трансформирования дебиторской задолженности в денежные средства, необходимо оценить сумму безнадежных долгов. Для ее оценки применяются два метода. Первый предполагает принятие за основу процентного отношения непогашенной дебиторской задолженности к объему реализации за предшествующий период; при использовании второго определяется процентное отношение неоплаченных счетов или векселей к их общему объему. Эффективная система управления дебиторской задолженностью подразумевает: · регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.; · минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов; · направление платежных документов по надлежащим адресам; · аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты; · четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей. Факторы, влияющие на управление готовой продукцией. Запасы готовой продукции являются наиболее ликвидной частью медленнореализуемых активов. При обоснованном точном прогнозировании объемов реализации выпускаемой продукции и проработке вопросов сбыта ее накопление на складе может быть минимальным. Оптимальное управление готовой продукцией подразумевает учет следующих факторов: · объем готовой продукции возрастает по мере завершения производственного цикла; · возможность ажиотажного спроса; · сезонные колебания; · наличие залежалых и неходовых товаров. Агрессивная модель управления текущими активами. В зависимости от соотношения текущих активов и текущих пассивов выделяют четыре модели финансирования текущих активов: идеальную, консервативную, агрессивную и компромиссную.
Если предприятие реализует агрессивную модель управления текущими активами и пассивами, то оно не ставит ограничений в наращивании оборотных средств, имеет значительный объем денежных средств, запасов сырья и готовой продукции, существенную дебиторскую задолженность – в этом случае удельный вес текущих активов в составе всех активов высок, а период их оборачиваемости длителен; в составе пассивов относительно велика доля краткосрочного кредита. В реальной жизни следовать какой-либо из стратегий в чистом виде практически невозможно. Исходя из всесторонней оценки величины, состава и структуры текущих активов, финансовый менеджер определяет конкретную политику управления оборотными активами на каждый конкретный период времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|