Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №2. Научные подходы к управлению. Методы управления и их краткая характеристика.




Вопрос №1. Управление как наука, как профессиональная деятельность, как взаимодействие. Понятие менеджмент. Функции и принципы управления.

Управление - деятельность управленческих систем организации, заключающаяся в выработке управленческих воздействий и направленное на эффективное достижение организационных целей.

Управление - как наука - система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.

Управление отличается от менеджмента тем,что управление ориентировано на результат, достижение конкретных целей(узкая часть менеджмента)Менеджмент представляет собой наиболее общую систему организации, управленческую философию, подразумевает хозяйственную деятельность.

1)Внешняя среда организации изменчива и подвижна =>необходимо постоянное взаимодействие с внешней средой.

2)Каждый сотрудник организации- личность со своими потребностями и интересами> менеджер должен уделять внимание мотивации, развитию человеческого потенциала, нахождению человеческого потенциала.

3)Управление- сложнейшая сфера человеческой деятельности,которой учатся всю жизнь.

Современное управление характеризуется:

1)Непрерывность во времени и пространстве

2)Целенаправленность

3)Ориентации на конкретный результат максимально приближенный к цели(управление результативностью)

Менеджмент - представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности.

 

Функции управления:

1)общие виды деятельности,которые выполняют менеджеры любого звена и в любой среде.

-планирование

-организация

-мотивация

-контроль

Порядок этих функций отражает логику управления как деятельности. Данную функцию разработал Анри Файоль.

2)Специфические- особые виды деятельности менеджеров в конкретных сферах и областях:

-планирование персонала

-финансовый контроль

-организация производства

 

Принципы управления(А.Файоль):

1)Разделение труда(специализация в сочетании с кооперацией)

2)власть и ответственность, полномочия не отделимы от ответственности.

3)Дисциплина и порядок в организации

4)Единство руководства (единая система, планы, стиль, средства)

5)Единство подчинения (единоначалие) – (у каждого подчиненного должен быть один непосредственный руководитель, ставящий задачи).

6)Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении. (Централизация означает, что широкий круг вопросов в организации находится в руках узкого круга лиц(одного лица)как правило относящихся к вышестоящему уровню управления. Децентрализация- распределение (делегирование) полномочий между уровнями управления. Степень централизации зависит от индивид. характеристик организации(тип структуры, вид деятельности)

7)Делегирование полномочий должно соответствовать уровню ответственности. Лицо, передавшее полномочия продолжает нести ответственность (наделение властью полномочиями в случае несения ответственности за какое-либо поручение)

8)Необходимо соблюдать масштаб управления (масштаб управления –количество людей, структур, подразделений, непосредственно подчиненных данному уровню управления. Чем выше уровень управления, тем меньше непосредственно подчиненных структур и людей).

9)Хорошо отлаженные системы коммуникации(и формальные и неформальные. Формальные по линии уководства - приказы, распорядок, планы)

10)Обратная связь(поступлении информации от объекта управления к субъекту управления, дает представления о результатах, формальном и неформ. оформлении)

11)Контроль всех видов в разумных пределах (предварительный, текущий, итоговый. Предварительный - план, шаги по выполнению, текущий - отслеживание по ходу управления, итоговый - сравнения результата с целью)

12)Планирование(планирование должно предшествовать действиям)

13)Преобладание общих интересов организации над личными интересами и потребностями

14)Доступность всех уровней управления т.е. каждый сотрудник имеет возможность высказывать свои идеи на самом высшем уровне.

 

 

Вопрос №2. Научные подходы к управлению. Методы управления и их краткая характеристика.

 

Методы управления- система способов,приемов воздействия субъекта управления на объект для достижения опред.целей.

 

Классификация методов управления:

1) Экономические - способы и приемы воздействия на людей основанные на экономических отношениях и системе экономических интересов.

На практике представляют систему стимулирования труда (предназначены для того чтобы вызывать к действиям определенные мотивы людей) нужда =>потребность =>мотивóстимул

Проблема в применении этих методов: сочетание личных и общих интересов. Разрабатываются системы участия работников в прибыли.

Методы включают:

Методы прямого экономического расчета - централизованное, директивное распределение перераспределение ресурсов на уравнительной основе. Эффективен в организациях жесткого типа.

Метод хозяйственного расчета - распределение ресурсов основано на оценке результатов труда, затрат, эффективности

Принципы:

· Системности (система поощрений, мотиваций, выплат, пенсий)

· Комплексности (задействованы все средства и приемы)

Конечная цель - обеспечить объективность в удовлетворении экономических интересов

2) Организационно-распорядительные - способы, приемы воздействия субъекта управления на объект на основе силы и авторитета власти

Выражаются в устных и письменных распоряжениях, приказах, инструкциях и т

Условия эффективности методов:

· Сбалансированность прав и ответственности на данном уровне управления

· Сбалансированность прав и обязанностью между уровнями управления

Нарушение условий приводит:

· К доминированию прав и ответственности одного, какого-то уровня

· К доминированию прав и ответственности какого либо должностного лица (автократия, авторитаризм)

Система организационно-распорядительных методов:

1. Распорядительные(регламенты, нормативные инструкции): краткосрочного, долгосрочного воздействия. Цель: организация, координация, контроль, выполнение текущих задач

2. Организационно стабилизирующая

3. Дисциплинирующая

4. По характеру управляющих воздействий(поощряющие, наказывающие)

Принципы:

· Системность

· Комплексность

3) Социально-психологические методы - способы и приемы воздействия субъекта управления на объект основанные на социально психологических интересах, потребностях людей

Законы поведения людей:

1. Человек всегда стремится достигнуть max результатов с min затратами

2. Каждый человек стремится действовать так чтобы в результате ему лично последовало maх поощрение либо min наказание

3. Каждый человек делает только то что предписывает ему инстанция, имеющая возможность реально поощрить или наказать

Классификация методов зависит от того к какому уровню иерархии соц процессов относится объект управления:

1. Личность (методы воздействия на индивидуально личностное поведение. Основаны на психологических законах, самый сложный уровень)

2. Группа (методы группового воздействия внутри группового взаимодействия, направленное на улучшение взаимоотношений, устранение конфликтов)

3. Коллектив (действуют методы коммуникативного управления, направленные на выявление и оценку интересов всего коллектива, качеств сотрудников, на создание max благоприятных условий труда, условий для реализации трудового потенциала)

4. Общества (действуют методы управления социальными массовыми процессами, в основе информационное управление, когда объекту управления дается информационная картина ориентируясь на которую он выбирает определенную линию поведения)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...