Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №13. Научные школы менеджмента: организационные теории (МакГрегор, Оучи, Вебер), административная школа (Файоль).




Организационные теории стремились достичь эффективности функционирования организации в целом, как целостного механизма. Объединяют достижения всех предыдущих школ, формируют типы организаций.

1. Д. МакГрегор – теория организации “X’ и “Y”. Выделил 2 типа организации – 2 типа управления – 2 взгляда на работников.
Организации типа “X’ характерно:
- человек по природе своей не любит работу
- большинство людей только путём принуждения могут быть побуждены к действиям (приказы)
- среднестатистический работник предпочитает, чтобы им управляли, не стремиться брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции.
В таких организациях управление патерналистического типа (опера над работниками, всемерная забота), встречается в гос. службах, военных организациях, монополиях.
Организации типа “Y” характерно:
- для человека важно выражать свои физические эмоции на работе, нежелание трудиться не является наследственной чертой
- человек воспринимает работу как удовлетворение или наказание в зависимости от условий труда, принуждение не является единственным средством
работник может осуществлять самоконтроль,т.е. готов брать на себя ответственность
- ответственность зависит от вознаграждения, особенно если это позволит ему самовыражаться и самосовершенствоваться.
Актуальны для всех структур организации (малый и средний бизнес)

2. Макс Вебер – теория бюрократической организации. В основе теории идея о рационализации, человек от природы рационален. Чтобы организация была идеальной в ней должно быть рациональное управление или идеальная бюрократия. Бюрократия – формальные правила, процедуры, регламенты, с помощью которых отлажена работа в организации. В идеале каждое действие в организации должно быть регламентировано.
«плюсы»:
- в современных организациях формальные правила существуют в определённой мере
«минусы»:
- чрезмерное увлечение формализацией
- упор на жёсткую централизацию и иерархию в управлении.

Организационная теория Z (Оучи)

Объединяет научное управление и поведенческие теории “X’ и “Y” в рамках ситуационного подхода выводят идеальный тип организации Z.

Характеризуется:

1. Восприятие работника как личности со своими потребностями и интересами. Отсюда сочетание материального и нематериального стимулирования организации.

2. Тенденция к долгосрочному найму. Отсюда стабильность кадров, участие работников в управлении.

3. Участие работников в управлении

4. Коллективный характер вознаграждения, но индивидуальная ответственность.

5. Поощрения самостоятельности, творчества, инициативности работника

6. Дружеские отношения между сотрудником и менеджером.

7. Не организация опекает работника, а работник сам имеет ответственность.

 

Административная школа Анри Файоля.

Основная идея: изучение содержания управленческой деятельности

Центральная идея: успех менеджера связан с правильной организацией своего труда, имеет много общего с научным управлением (по вопросам рационализации деятельности)

Основные положения:

1. Управление – особый вид человеческой и профессиональной деятельности

2. Менеджер - член организации, выполняющий особые функции управления (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль)

3. Успешное управление должно опираться на универсальные принципы (14 принципов Файоля)

Заслуги:

1. Файоль разработал основополагающие идеи управления: функции, принципы, методы

2. Впервые заявил об управлении как особой деятельности (отец менеджмента)

3. Благодаря Файолю управление стало развиваться как профессия.

Административную школу называют классической школой управления.

Вопрос №14. Концепция управления по целям (П. Друкер). Развитие системных и ситуационных теорий. Концепция «7S»

Концепция управления по целям (П. Друкер).

Питер Друкер – прямой продолжатель Файоля, представляет управленческую деятельность как профессию и начинает обучать менеджеров.

Центральная деятельность – профессиональная деятельность отличается целесообразностью, сам менеджер – инструмент для достижения целей. Целеполагание – особая часть управленческой деятельности.

Вывод: прежде чем выработать управленческое воздействие, нужно проанализировать ситуацию и чётко поставить цель.

 

Основные положения концепции по целям МВО:

1. Первый шаг менеджера – чёткая постановка цели, а затем планирование, организация. Мотивация, контроль (постановка цели – начальная стадия планирования)

2. Для чёткой постановки цели необходим анализ ситуации

3. Чётко поставленные цели и задачи мотивируют работников к их достижению

Теория Друкера – одна из системных теорий, суть которых в представлении организации и управления как системы, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выстроенных в определённую структуру и действующих ради достижения общесистемной цели (системный подход)

Системный подход в управлении 70-80-е года XX века.

 

Ситуационный подход к управлению сформировался к 80-ым годам XX века.

Суть:

1. Не существует одинаковых организаций и одинаковых ситуаций

2. Не существует универсальных методов и стилей управления

3. Менеджер должен уметь применять различные методы управления к различным ситуациям.

 

Концепция «7S»

Суть: для каждой ситуации нужно определить и сопоставить 7 фактов:

1. Стратегия

2. Структура

3. Штат

4. Стиль управления

5. Система управления

6. Культура (ценности)

7. Квалификация

Вопросы №15. Особенности российского менеджмента. Этапы развития управленческой мысли в России (XIX – XX вв.) и их характеристика.

В XX веке управленческая мысль не отставала и даже опережала по некоторым аспектам развитие менеджмента за рубежом. Однако идеи российских учёных разрабатывались и внедрялись в отрыве от управленческих школ из-за политических разногласий.

В 1860-1870 – разработана методика рационализации трудовых процессов (в Московском высшем техническом училище), получила признание на международной выставке в Вене. Методика стала распространяться в Англии, впоследствии аналогичные методики стали разрабатываться представителями школ научного управления (Тейлор, Гилберт) в начале XX века.

 

В советский период выделяют 4 этапа развития управления:

1. 20-е годы – поиск новых форм и методов управления

2. 30-50-е годы – формирование и использование жесткой централизованной модели управления

3. 60-70-е годы – период «половинчатых реформ», направленных на заимствование некоторых элементов менеджмента и экономики капиталистических стран (кружки качества)

4. 80-90-е годы – отказ от жёстких централизованных методов управления, переход к децентрализации, гибкому управлению (рыночная экономика)

 

Самым плодотворным с точки зрения науки стал 1 этап, сложилось 2 направления российского менеджмента:

1. Организационно-техническое

· Богданов (1873-1920) – учёный-естествоиспытатель, философ, экономист, автор науки тектологии (теория организации). Основные идеи:
- все виды управления в природе, технике, обществе имеют общие черты.
- организация не может существовать без социально-экономической стороны, но организация в большей степени определяется техникой – технократический подход.
Заслуга: разработал основные принципы и законы организации в технике, экономике, политике.

· Ерманский О.А. (1866-1941) – создал концепцию «физиологического оптимума» (предпосылки теории организации труда и рационализации управления), сформулировал предмет науки об организации труда и управления, в основе идея об оптимизации всех видов ресурсов. Вывел «закон организационной суммы» - закон синергии.

· Гостев А.К. (1882-1941) – разработал концепцию узкой базы, предвосхитил создание теории человеческих отношений.
Суть: рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка, т.е. начинать работу по научной организации труда нужно с каждого конкретного работника.
Возглавлял Центральный институт труда, который разработал концепцию трудовых установок (теория трудовых движений, организация трудового места, организация управления, методика рационализации производственного обучения)

2. Социальное

· Керженцев П.М. (1881-1940) – автор теории организационной деятельности.
Суть: особое значение придаётся приёмам и способам рационализации и организации управленческого труда. Сформулировал функции и принципы управления (как у Файоля)

· Витке Н.А. – разработал социально-трудовую концепцию управления производством.
Суть: главная задача – организация людей как главных участников единого трудового процесса. Основная функция – администрирование.

· Дунаевский Ф.Р. (1887-1960) - автор теории «Административной ёмкости» (масштаб управляемости) – способность управленца руководить определённым числом подчинённых.

Вопрос №16. Планирование как наука. Планирование как функция управления. Объекты планирования в организации. Научные подходы к планированию. Принципы планирования.

Планирование (как наука) представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем.

Планирование (как функция управления) - это функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Объектами планирования на предприятиях могут быть заказ, группа про­дукции, показатели, задел, затраты, ресурсы. Движение этих объектов в рамках производства осуществляется в виде своего рода потоков, ко­торым соответствуют потоки в планировании: а) поток продукции (за­каз — склад — производство — сбыт); б) поток затрат (элементы за­трат — себестоимость — реализация — стоимость) и т.п.

Научные подходы и принципы планирования.

- системный подход - рассмотрение системы (предприятия) как совокупности взаимосвязанных элементов, имеющей вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь;
- ситуационный подход - использование методов, наиболее отвечающих данной ситуации и адаптированных к ней;
-комплексный подход - учет технических, экономических, организационных, экологических, социальных, психологических аспектов менеджмента в их взаимосвязи;
- интеграционный подход - нацеленность на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали;
-маркетинговый подход - ориентация управляющей подсистемы на потребителя;
-функциональный подход - рассмотрение потребности как совокупности функций, необходимых для ее удовлетворения;
-динамический подход - рассмотрение объекта управления в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности;
-воспроизводственный подход - ориентация на постоянное возобновление производства товара для потребностей конкретного рынка с наименьшими совокупными затратами;
-процессный подход - рассмотрение функций управления как серии непрерывных взаимосвязанных действий;
-нормативный подход - установление нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента по важнейшим элементам;
-количественный подход - переход от качественных оценок к количественным при помощи математических и статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов;
-административный подход - регламентация функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах;
-поведенческий подход - оказание помощи работнику в осознании его возможностей и способностей на основе применения концепций поведенческих наук.

Планирование базируется на ряде принципов, т.е. правил, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления:

-научность - разработка планов с учетом достижений научно-технического прогресса (экономико-математических методов и вычислительной техники);
-оптимальность - выбор наиболее эффективного (наилучшего) варианта плана из нескольких;
-непрерывность - взаимосвязь перспективного и текущего планирования на основе требования непрерывности производства;
-всесторонность - учет принципа системности развития предприятия - рассмотрение всего множества прямых и обратных связей в единстве;

-гибкость (динамичность) - возможность постоянного внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотр в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
-многовариантный ситуационный характер планирования, предполагает разработку нескольких вариантов планов;
-экономичность - минимизация затрат, связанных с реализацией плана;
-надежность планирования зависит от точности показателей предыдущего периода;
-планирование базируется на неполных данных (не поддающихся планированию аспектов);
-планы должны строиться на основе учета имеющихся ресурсов (т.е. при наличии системы контроля и корректировки);
-планы должны содержать резервы безопасности, чтобы избежать неточности или частых изменений плана;
-планирование должно отталкиваться от таких факторов, как сбыт, финансы, рабочая сила;
-составление бюджетов должно охватывать все стороны деятельности предприятия;
-концепция планирования должна быть понятна всем работникам предприятия.

Вопрос №17. Планирование как процесс. Этапы процесса планирования

Планирование(как процесс) — это процесс практического воплощения стратегии. Он заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить их неопределенность.

Этапы процесса планирования:
1. Сбор, оценка и анализ информации, которая включает экономические, правовые, социальные и политические факторы; перспективы роста и конкуренции на существующих и потенциальных рынках; финансовые перспективы в основных секторах экономики; слабые и сильные стороны банка.
2. Формулировка основной цели деятельности банка и конкретных задач, которые охватывают общие направления продвижения на рынке, корпоративные финансовые результаты, методы управления банком, приоритетные рынки и виды банковских операций.
3. Принятие решения и формулирование программы действий: установление конкретных количественных показателей - доходы, расходы, объем кредитов, убытки по кредитам, структура активных операций, структура депозитной базы и т.д.; конкретизация путями их достижения; перечень необходимых мероприятий; принятие решений о приобретении и использовании ресурсов, расширение или изменению организационной структуры; кадровое обеспечение.
4. Документирование: оформление планов в письменной форме в такой последовательности - стратегия, тактический план, бюджет, полный баланс и финансовый отчет на уровне подразделений и банка в целом.
5. Координирование и утверждения планов: общий обзор, переговоры, координация отдельных планов, утверждение плана на уровне Правления банка.
6. Контроль за выполнением планов: анализ доходов, расходов, результатов и эффективности планов; проверка соблюдения сроков выполнения; в случае выявления значительных расхождений - анализ причин и формирования корректирующих мероприятий; обеспечение руководства банка информацией о ходе выполнения плана и полученные результаты.

 

Вопрос №18. Классификация форм и видов планирования. Система планов организации.

Современная практика менеджмента выделяет три основные формы планирования:

централизованное (При руководстве предприятия имеется центральная служба (отдел) планирования. Она подчиняется непосредственно президенту (генеральному директору) или одному из его заместителей. Ее главная функция — разработка перспективных и текущих планов для всех предприятий, входящих в объединение. Предприятия и отделения не имеют в этом случае плановых служб и ограничиваются оперативным контролем за снабжением и запасами материалов, сырья, запчастей и т. п.);
децентрализованное (В крупных концернах с диверсифицированным производством и достаточно самостоятельными отделениями или филиалами основная работа по планированию сосредоточена в них. В концерне имеется центральная плановая служба, которая разрабатывает в соответствии с указаниями высшего руководства лишь общее направление развития концерна. Кроме того, она осуществляет методическое и координационное руководство плановой деятельностью. На основе планов подразделений центральная служба составляет единый план, который используется как средство контроля.);
комбинированное ( содержит элементы и составляющие первых двух форм планирования ).

Различают три основные формы организации планирования:

"сверху вниз" (руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения); "снизу вверх" (что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей);
"цели вниз - планы вверх"
(" соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации).

Система планов на предприятии

Выделяются две основные системы или вида планирования:
- технико-экономические (планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.)
- оперативно-производственные
(является следствием технико-экономического и представляет собой его последующие развитие и завершение. На данном этапе устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехом, участком и рабочим местом, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства).

Виды планирования:

-оперативное планирование (до 1 месяца);
-текущее (краткосрочное) планирование (до 1 года);
-перспективное, долгосрочное планирование (до 15 лет).

В зависимости от целей различают стратегическое и тактическое планирование.

Стратегическое планирование предполагает определение миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет.
Тактическое планирование представляет собой поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. В процессе тактического планирования разрабатываются процедуры – конкретные меры, шаги, действия по реализации стратегии в конкретной ситуации.

Вопрос №19. Методы планирования в организации и их краткая характеристика.

-балансовый (характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности) ;
-опытно-статистический
(характеризуется ориентацией на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым и широко используется в плановых расчетах. Хорошо известны такие приемы этого метода, как: расчет по средней арифметической, посредством скользящей средней, экспертный, расчет по ежегодному проценту изменений и др. Но этот метод имеет существенный недостаток – плановый показатель будет отражать сложившийся уровень работы с его погрешностями в прошлом) ;
-нормативный
(основан на использовании норм и нормативов расхода живого и овеществленного труда для определения переменных величин) ;
-экономико-математический
(позволяют с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях) ;

В последнее время особую популярность приобрели такие методы планирования, как
-метод чувствительности;
-проверка устойчивости;
-предельного анализа;
-нормы прибыли на вложенный капитал.

Следующий элемент методологии планирования – показатели плана. Показатель плана – это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса) экономического объекта. Показатели, используемые в экономических расчетах, могут быть классифицированы по различным основаниям:

1. По роли в управлении:
-директивные, обязательные;
-расчетные, необязательные для исполнения.

2. По экономическому содержанию:
-натуральные;
-стоимостные;
-трудовые.

3. По отношению к деятельности:
-количественные;
-качественные.

4. По отношению к соизмерителю:
-абсолютные;
-относительные, т.е. выраженные по отношению к другому показателю.

5. По роли в экономической работе:
-прогнозные;
-плановые;
-фактические.

6. По критерию математических вычислений:
-объемные;
-средние;
-приростные;
-предельные;
-индексные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...