Вопрос №13. Научные школы менеджмента: организационные теории (МакГрегор, Оучи, Вебер), административная школа (Файоль).
Организационные теории стремились достичь эффективности функционирования организации в целом, как целостного механизма. Объединяют достижения всех предыдущих школ, формируют типы организаций. 1. Д. МакГрегор – теория организации “X’ и “Y”. Выделил 2 типа организации – 2 типа управления – 2 взгляда на работников. 2. Макс Вебер – теория бюрократической организации. В основе теории идея о рационализации, человек от природы рационален. Чтобы организация была идеальной в ней должно быть рациональное управление или идеальная бюрократия. Бюрократия – формальные правила, процедуры, регламенты, с помощью которых отлажена работа в организации. В идеале каждое действие в организации должно быть регламентировано.
Организационная теория Z (Оучи) Объединяет научное управление и поведенческие теории “X’ и “Y” в рамках ситуационного подхода выводят идеальный тип организации Z. Характеризуется: 1. Восприятие работника как личности со своими потребностями и интересами. Отсюда сочетание материального и нематериального стимулирования организации. 2. Тенденция к долгосрочному найму. Отсюда стабильность кадров, участие работников в управлении. 3. Участие работников в управлении 4. Коллективный характер вознаграждения, но индивидуальная ответственность. 5. Поощрения самостоятельности, творчества, инициативности работника 6. Дружеские отношения между сотрудником и менеджером. 7. Не организация опекает работника, а работник сам имеет ответственность.
Административная школа Анри Файоля. Основная идея: изучение содержания управленческой деятельности Центральная идея: успех менеджера связан с правильной организацией своего труда, имеет много общего с научным управлением (по вопросам рационализации деятельности) Основные положения: 1. Управление – особый вид человеческой и профессиональной деятельности 2. Менеджер - член организации, выполняющий особые функции управления (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль) 3. Успешное управление должно опираться на универсальные принципы (14 принципов Файоля) Заслуги: 1. Файоль разработал основополагающие идеи управления: функции, принципы, методы 2. Впервые заявил об управлении как особой деятельности (отец менеджмента) 3. Благодаря Файолю управление стало развиваться как профессия.
Административную школу называют классической школой управления. Вопрос №14. Концепция управления по целям (П. Друкер). Развитие системных и ситуационных теорий. Концепция «7S» Концепция управления по целям (П. Друкер). Питер Друкер – прямой продолжатель Файоля, представляет управленческую деятельность как профессию и начинает обучать менеджеров. Центральная деятельность – профессиональная деятельность отличается целесообразностью, сам менеджер – инструмент для достижения целей. Целеполагание – особая часть управленческой деятельности. Вывод: прежде чем выработать управленческое воздействие, нужно проанализировать ситуацию и чётко поставить цель.
Основные положения концепции по целям МВО: 1. Первый шаг менеджера – чёткая постановка цели, а затем планирование, организация. Мотивация, контроль (постановка цели – начальная стадия планирования) 2. Для чёткой постановки цели необходим анализ ситуации 3. Чётко поставленные цели и задачи мотивируют работников к их достижению Теория Друкера – одна из системных теорий, суть которых в представлении организации и управления как системы, т.е. совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, выстроенных в определённую структуру и действующих ради достижения общесистемной цели (системный подход) Системный подход в управлении 70-80-е года XX века.
Ситуационный подход к управлению сформировался к 80-ым годам XX века. Суть: 1. Не существует одинаковых организаций и одинаковых ситуаций 2. Не существует универсальных методов и стилей управления 3. Менеджер должен уметь применять различные методы управления к различным ситуациям.
Концепция «7S» Суть: для каждой ситуации нужно определить и сопоставить 7 фактов: 1. Стратегия 2. Структура 3. Штат 4. Стиль управления 5. Система управления 6. Культура (ценности) 7. Квалификация Вопросы №15. Особенности российского менеджмента. Этапы развития управленческой мысли в России (XIX – XX вв.) и их характеристика. В XX веке управленческая мысль не отставала и даже опережала по некоторым аспектам развитие менеджмента за рубежом. Однако идеи российских учёных разрабатывались и внедрялись в отрыве от управленческих школ из-за политических разногласий.
В 1860-1870 – разработана методика рационализации трудовых процессов (в Московском высшем техническом училище), получила признание на международной выставке в Вене. Методика стала распространяться в Англии, впоследствии аналогичные методики стали разрабатываться представителями школ научного управления (Тейлор, Гилберт) в начале XX века.
В советский период выделяют 4 этапа развития управления: 1. 20-е годы – поиск новых форм и методов управления 2. 30-50-е годы – формирование и использование жесткой централизованной модели управления 3. 60-70-е годы – период «половинчатых реформ», направленных на заимствование некоторых элементов менеджмента и экономики капиталистических стран (кружки качества) 4. 80-90-е годы – отказ от жёстких централизованных методов управления, переход к децентрализации, гибкому управлению (рыночная экономика)
Самым плодотворным с точки зрения науки стал 1 этап, сложилось 2 направления российского менеджмента: 1. Организационно-техническое · Богданов (1873-1920) – учёный-естествоиспытатель, философ, экономист, автор науки тектологии (теория организации). Основные идеи: · Ерманский О.А. (1866-1941) – создал концепцию «физиологического оптимума» (предпосылки теории организации труда и рационализации управления), сформулировал предмет науки об организации труда и управления, в основе идея об оптимизации всех видов ресурсов. Вывел «закон организационной суммы» - закон синергии. · Гостев А.К. (1882-1941) – разработал концепцию узкой базы, предвосхитил создание теории человеческих отношений.
2. Социальное · Керженцев П.М. (1881-1940) – автор теории организационной деятельности. · Витке Н.А. – разработал социально-трудовую концепцию управления производством. · Дунаевский Ф.Р. (1887-1960) - автор теории «Административной ёмкости» (масштаб управляемости) – способность управленца руководить определённым числом подчинённых. Вопрос №16. Планирование как наука. Планирование как функция управления. Объекты планирования в организации. Научные подходы к планированию. Принципы планирования. Планирование (как наука) представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Планирование (как функция управления) - это функция, связанная с определением целей и задач организации, а также ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Объектами планирования на предприятиях могут быть заказ, группа продукции, показатели, задел, затраты, ресурсы. Движение этих объектов в рамках производства осуществляется в виде своего рода потоков, которым соответствуют потоки в планировании: а) поток продукции (заказ — склад — производство — сбыт); б) поток затрат (элементы затрат — себестоимость — реализация — стоимость) и т.п. Научные подходы и принципы планирования. - системный подход - рассмотрение системы (предприятия) как совокупности взаимосвязанных элементов, имеющей вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь;
Планирование базируется на ряде принципов, т.е. правил, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления: -научность - разработка планов с учетом достижений научно-технического прогресса (экономико-математических методов и вычислительной техники); -гибкость (динамичность) - возможность постоянного внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотр в соответствии с изменяющимися обстоятельствами; Вопрос №17. Планирование как процесс. Этапы процесса планирования Планирование(как процесс) — это процесс практического воплощения стратегии. Он заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить их неопределенность. Этапы процесса планирования:
Вопрос №18. Классификация форм и видов планирования. Система планов организации. Современная практика менеджмента выделяет три основные формы планирования: ♦ централизованное (При руководстве предприятия имеется центральная служба (отдел) планирования. Она подчиняется непосредственно президенту (генеральному директору) или одному из его заместителей. Ее главная функция — разработка перспективных и текущих планов для всех предприятий, входящих в объединение. Предприятия и отделения не имеют в этом случае плановых служб и ограничиваются оперативным контролем за снабжением и запасами материалов, сырья, запчастей и т. п.); Различают три основные формы организации планирования: "сверху вниз" (руководство создает планы, которые надлежит выполнять их подчиненным. Такая форма планирования может дать положительный результат только при наличии жесткой, авторитарной системы принуждения); "снизу вверх" (что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей); Система планов на предприятии Выделяются две основные системы или вида планирования: Виды планирования: -оперативное планирование (до 1 месяца); В зависимости от целей различают стратегическое и тактическое планирование. Стратегическое планирование предполагает определение миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегий поведения. Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на период пять и более лет. Вопрос №19. Методы планирования в организации и их краткая характеристика. -балансовый (характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в виде уравновешивающих таблиц, содержащих наличие и источники образования ресурсов и соответствующие потребности) ; В последнее время особую популярность приобрели такие методы планирования, как Следующий элемент методологии планирования – показатели плана. Показатель плана – это выраженная числом характеристика свойства (явления, процесса) экономического объекта. Показатели, используемые в экономических расчетах, могут быть классифицированы по различным основаниям: 1. По роли в управлении: 2. По экономическому содержанию: 3. По отношению к деятельности: 4. По отношению к соизмерителю: 5. По роли в экономической работе: 6. По критерию математических вычислений:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|