Вопрос №3. Национальные модели управления: американская, японская, европейская. Российская модель управления.
Американский менеджмент
С 70 годов 20 века американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Стратегия означает генеральную программу действий в которой четко обозначены приоритетные проблемы и ресурсы для достижения цели корпорации. Новое стратегическое управление потребовало изменений в организационной структуре корпорации. Стратегическое управление сосредоточилось на высшем уровне менеджмента(централизация). Реализация стратегий потребовала более широкое участие работников в корпорации. Руководство вынужденно было идти на улучшение социального положения работника в результате появилась доктрина «производственной демократии» Суть- вовлечение в управление не профессионалов доктрина называется управленческой революцией. 1. Когда управление выделялось в отдельный вид деятельности. (Файоль) 2. Когда появилась профессия менеджера. Производственная демократия называется также концепцией партисипативного управления т.е. как форма соучастия работников в принятии управленческих решений затрагивающие их интересы. Формы привлечения работников к управлению. 1. Участия работников в управлении трудом и качеством продукции. 2. Создание совместных комитетов работников и менеджеров. 3. Системы участия работников в прибыли корпорации. 4. Привлечения представителей трудового коллектива в советы директоров компании. Степени участия работников в управлении. 1.Минимальная(работники имеют право выдвигать идеи руководству компании). 2.Средняя(работники имеют право выдвигать идеи и участвовать в их обсуждении) 3.Максимальная (работники имеют право выдвигать идеи и участвовать в их обсуждении и их решении).
В 60годы США получает распространение бригадные методы организации труда и кружки качества. Американские ученые продолжают развивать принципы научного управления Тейлора.. Современный американский менеджмент основан на предприятиях: 1.Содержание менеджмента аналогично в разных странах, но методы его различаются в зависимости от национальных традиций истории культуры. 2. В центре внимания менеджмента должен находиться человек, который направляет свои усилия на повышение эффективности труда и работы всего предприятия. 3. Задача менеджмента – направление действий всех работников на достижение общей цели предприятия. 4. Задача менеджмента – постоянное развитие способностей потребностей всех работников и условий для их реализации. 5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу. 6. В конечном итоге деятельность предприятия оценивается по большому числу разнообразных показателей(экономических, социальных). 7. Оценка и результаты деятельности предприятия происходят не внутри, а за его пределами, т.е. во внешней среде (имидж, престиж компании). Современная американская модель менеджмента ориентирована на корпоративную организационно-правовую форму предпринимательства, при которой имеют право на часть прибыли, а значительный интерес в успешной работе на как всего предприятия, так и своей работе. Корпорация – акционерное общество; особый социальный тип объединения людей. Развитие американского менеджмента носит характер постоянной борьбы за лидерство США – лидер мировой экономики. Цель – преодолеть недостатки менеджмента, проявившиеся в условиях экономического спада. Недостатки: 1. Неправильные стратегии (особенно конкурентные). 2. Чрезмерное внимание краткосрочным финансовым результатам. 3. Запаздывание технических перевооружений производства.
4. Проигрывают конкурентам цене и качестве продукции. 5. Вражда с профсоюзами. 6. Оторванность от экономической реальности, неумение приспосабливаться к её разным изменениям. Современные тенденции в американском менеджменте. 1. Пересматриваются взгляды на теорию и искусства управления. 2. Взяв курс на постоянное внедрение- новшеств инноваций, активная инновационная политика, частая смена технологий. 3. Одновременно с 2пунктом неуклонность сокращения всех видов затрат. 4. Одновременно с 2 и 3 пунктами неуклонное повышение качества и характеристик продукции при снижении цен. 5. Комплексная автоматизация производственных процессов. 6. Совершенствование форм и методов управления (особенно по направлению организации труда). 7. Развитие кадрового потенциала через повышение квалификации и активности каждого работника. 8. Глобализация бизнеса. 9. Совершенствование организационных структур управления (снижения уровня иерархии управления) приданию управлению более гибкого и оперативного характера. Вывод: Характерными чертами американской модели менеджмента является: - опора на производственные задачи; -концепция индивидуализма (в своих действиях человек ориентирован в первую очередь на свои собственные интересы и достигает целей в условиях конкурентной борьбы с другими индивидами). - ориентирован на индивидуальные ценности. -индивидуальный тип руководителя – лидер, сильная личность, замыкающая на себе весь процесс управления. -высокая степень централизации в управлении и иерархичность. -высокая степень формализации процедур и процессов; -специализация управления труда, работ; -тенденция краткосрочной занятости рабочих, стремление быстрой, стремительной карьере.
Японский менеджмент Черты: обусловлены философскими взглядами, религией, особенностями национальной культуры, семейными традициями, трудолюбием, патриотизмом японцев. Объективные условия для формирования этой модели: 1. ограниченные природные и энергетические ресурсы; 2. небольшие масштабы территории и населения; 3. переплетение трёх культур: - китайская (групповая связь людей) - американская (свобода личности);
-индийская (обращение к духовному); Основополагающие принципы: 1. Человеческий потенциал (суть – трудовая активность стимулируется материальном интересом, полезности причастия к общему делу; означает реальную возможность человеку проявить и развить свои способности, получая от работы удовольствие – работник должен быть полностью вовлечён во все процессы. Работник уделяет внимание самоуправлению и самоконтролю. Потенциал организации означает сплочённый коллектив). 2. Система пожизненного найма (суть – работники принимаются на постоянную работу и не может быть уволен ни при каких обстоятельствах, кроме банкротства компании, в ней у него горизонтальная карьера, все льготы, привилегии, растущая оплата труда). 3. Система оплаты и продвижение по старшинству (оплата труда складывается из основного оклада + надбавки, которые зависят от стажа и возраста; строгая трудовая дисциплина, беспрекословное подчинение старшему. Минусы: внутрифирменная подготовка и отбор руководителей исключает приток молодых людей). 4. Система принятия решений «Рингисест» (Суть – многократная согласование решений по всем уровням управления, включая обсуждения и консультации на уровне рядовых сотрудников различных подразделений, формирование решения идёт снизу вверх, ответственность за решение распределяется между всеми управленцами разных уровней, применяется к стратегическим решениям). Методы японского управления: 1.Интенсивное общение руководства с сотрудниками, поощрения частных и не формальных связей. Способы интенсивного общения: · беседы управленца с сотрудниками, · цеховые собрания, · принцип час в неделю день в месяц работать с рядовыми сотрудниками в цехах, · организация в цехах и офисах малых групп. 2. Методы сплочения коллектива: Спортивные состязания, частые поездки и т.д., фирма- одна семья. Минусы: Не редка практика исключения женщин и национальных меньшинств из системы принятия решений. 3. Обучение и подготовка кадров. Стратегия приема молодых с запасом, обучение узкой корпоративной направленности под конкретную компанию.
Европейская система Основные принципы: 1.Социально ориентированная экономика и бизнес. 2.Регулирующая роль государства в экономической системе, в компаниях каждый человек несет ответственность сам за себя. 3.Управление по результатам- ориентация фирм на достижение стратегических результатов на основе коллегиального принятия стратегических решений, индивидуального выбора методов и путей достижения целей. Важное значение имеет контроль и оценка промежуточных результатов. 4.Совет мудрецов- совет экспертов(5чел.) из авторитетных ученых специалистов, которые ежегодно предоставляют руководству заключения и объективный анализ положительных и отрицательных тенденций в экономике, альтернативные пути развития, возможные последствия. 5.Демократизация управления, методов управления, партнерские отношения с рабочими, 1951г.- закон о закреплении за представителями рабочих 50% мест в советах директоров в крупных компаниях. Российская модель Модель управления является смешанной, содержит черты европейской, японской и американской моделей. Подходы: 1. Американо-европейская модель 2. Американо-японская модель В период плановой экономики сильнее были выражены черты японской модели, объективные причины: японский стиль близок к русскому общинному мировоззрению, из этого следует концепция коллективизма, ориентация на групповую деятельность.
Черты американского менеджмента проявились в России в конце XIX начале XX, объективные причины: · Общая христианская религия · Колоссальная территория · Этническая неоднородность · Развивается концепция свободного предпринимательства, черты индивидуализма (НЭП).
Европейская модель внедряется со времён Петра I (XVIII), заимствовано: · Принцип демократизации управления · В современных условиях управление по результатам.
Препятствия для развития российской модели управления: 1. Профессионализм управленцев, основанный на высоких этических нормах, на всех уровнях управления 2. Финансовые, инвестиционные и морально-психологические предпосылки для развития компаний 3. Внедрение методов комплексной автоматизации производства и управления 4. Политика развития кадрового потенциала организации и организационной культуры Большое влияние на российский стиль управления оказывает отношение общества к власти, отношение к ответственности, а в целом черты русского менталитета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|