Познакомьтесь с несколькими приемами работы учителя. Проанализируйте ситуации на основе программы формирования УУД.
· Педагог говорит детям, что ему нужно много упражнений (задач и примеров) по языку или математике, однако оставить их сам он в таком количестве не имеет возможности: «Будьте добры, ребята, подберите мне по два-три упражнения по языку такого образца или более интересные. А потом я буду вам же задавать их на уроках». · Составленные учащимися упражнения после соответствующего подбора и поправок педагог будет использовать на уроках для коллективной и индивидуальной работы. При этом он называет имя составителя и благодарит его от всего класса за интересное упражнение. · Детям предлагают придумать тему, на которую они будут писать сочинение в классе. Предложенные формулировки записывают на доске, и весь класс выбирает из них три-четыре темы, по которым пишут сочинения, рассказы, сказки. · На доске записывают несколько вариантов задач для самостоятельного решения. Одновременно педагог сообщает учащимся: «На моем столе в пакетах лежат более сложные задачи. Кто хочет, пусть берет эти». · Возможен другой вариант этого приема. Учитель обходит класс и на выбор предлагает пакеты, в которых лежат сложные и более легкие задачи для самостоятельного решения. Способствуют ли приведенные примеры формированию УУД школьников, каких именно? Способствуют ли приведенные примеры формированию субъектности школьника? Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Ситуация 1: Создание проблемной ситуации. Познавательные ууд: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы. Ситуация 2:Педагогика сотрудничества. Совместная деятельность. Познавательные ууд: логические универсальные действия. Ситуация 3: Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка как действует по отношению к эталону, саморегуляция-волевая направленность к действию. Ситуация 4: Разноуровневые задания. Совокупность регулятивных УУД (прогнозирование – предвосхищение результата справлюсь или нет), личностных ууд (принятие самостоятельного решения).Возможен другой вариант этого приема. Учитель обходит класс и на выбор предлагает пакеты, в которых лежат сложные и более легкие задачи для самостоятельного решения и позновательнве ууд (постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера) способствуют, через принятые самостоятельного решения т.е. учащийся выступает активным субъектом процесса обучения. Создание проблемных ситуаций, повышение мотивации учащихся, создание ситуации успеха во 2-м случае и также формирование коммуникативных ууд.
Субъект — это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид (Психология. Дружинин). Субъектные свойства человека проявляются на определенном уровне развития личности и обеспечивают возможность продуктивной творческой деятельности. Возникновение и проявление субъектности рассматривается сегодня как основной показатель целостного развития ребенка. Приведенные примеры способствуют формированию субъектности мл. школьника тк становление субъектности неразрывно связано с учебной деятельностью. Овладевая учебной деятельностью и собой, развивая умение и способность к саморазвитию в этой деятельности, младший школьник становится ее субъектом. Таким образом, использование различных приемов работы на уроке, выполнение младшим школьником учебной деятельности является не только средством развития его личности, но и способом формирования субъектности ребенка. Взаимосвязь субъектности и учебной деятельности проявляется в том, что, с одной стороны, уровень развития субъектности в младшем школьном возрасте свидетельствует о сформированности учебной деятельности, о развитии у учащихся умений учиться, с другой стороны, сформированность учебной деятельности является показателем развития такого личностного образования, как субъектность.
В целях эксперимента был проведен опрос родителей учащихся 4 классов. Проанализируйте, какую информацию о характере общения детей имеют в своем распоряжении родители? · На вопрос «С кем из одноклассников дружит ваш ребенок?» ответили 45 %. На вопрос: «С кем из ребят – соседей дружит ваш ребенок?» ответили 65% родителей. · Но на вопрос «С кем встречается ваш ребенок в свободное от учебы и домашних занятий время?» ответили лишь 15 % родителей. · На вопрос «Доволен ли ваш ребенок своими отношениями с товарищами по классу, по школе?» ответили только 8% родителей. Почему сфера свободного общения детей стала в последние годы предметом многих исследований? Как полученную информацию можно применить в работе с родителями? Эксперимент показал, что родители в большинстве своем не владеют информацией о жизни и увлечениях ребенка, может быть, от своей занятости на работе, ненормированного рабочего графика или каких – либо других факторов и причин. Их знания сводятся лишь к просмотру текущих отметок в электронном дневнике и проверкой домашнего задания. Что касается круга общения своего ребёнка – тут информации недостаточно, её мало. Если с кем из соседей – сверстников ребёнок хорошо общается, родители знают, так как с соседями и членами их семей могут быть дружественные отношения. Полученную информацию можно применить в работе с родителями, это может быть индивидуальная беседа, родительское собрание о характере общения младших школьников. Родителям можно рассказать, что у детей в процессе совместной учебной деятельности устанавливаются новые взаимоотношения. Спустя время дети начинают внимательно присматриваться к поведению соседа по парте, устанавливают контакты с одноклассниками, которые симпатизируют им или обнаруживают сходство интересов. По мере установления взаимоотношений с другими детьми каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности. Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме, интересуются приключенческой литературой и т. п.). Родители обязаны знать круг общения своего ребенка. Так же на общение ребенка со сверстниками может влиять стиль воспитания родителей, это тоже стоит упомянуть.
Познакомьтесь с несколькими обращениями учителя к учащимся. В чем Вы видите педагогическую целесообразность каждого из высказываний учителя? Какой стиль взаимоотношений с детьми складывается у данного учителя? · Вопрос интересный, но я не могу ответить вам сразу на него, надо посмотреть книги… Может быть, вы тоже загляните в энциклопедию (словарь), а завтра мы расскажем друг другу о том, что мы узнали? · Ребята, на днях Майя задала мне очень интересный вопрос, на который я не мог ответить сразу. Я почитал книги, спросил у одного специалиста и собрал любопытные сведения. Можно мне отнять у вас несколько минут и поговорить с Майей? Вам, может быть, тоже небезынтересно будет послушать, что я узнал… · Домашнее задание я вам сегодня не дам. Кто хочет, пусть сам задает себе задание, а завтра покажет нам. Стили педагогической деятельности: авторитарный; демократический; либеральный. (Г.М.Коджаспирова) 1 ситуация: Демократический стиль; сотрудничество учителя и учеников. Широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, стремление наладить эмоциональный контакт с детьми. Педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. Педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В классе создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы. Такой стиль обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.
2 ситуация: Демократический стиль. Учитель старается заинтересовать детей, необычно преподнести тему урока. Учитель учитывает мнения учащихся, побуждает к действию, совету. 3 ситуация: Либеральный. Безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Педагог склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. Не проверяет выполнение своих требований. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей.
Важная роль в развитии мышления учащихся принадлежит учителю. С помощью своих вопросов он побуждает детей выполнять различные мыслительные операции. Приведите примеры вопросов, которые побуждают к анализу, сравнению, обобщению, классификации явлений или предметов, конкретизации общих положений. Анализ — Например, урок окр мира, в растении младшие школьники различают стебель, корень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ — мысленное разложение целого на составляющие его части. Урок русского языка. Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее. Солнце - цолнес. Тростник - росткнит. Сердце - рецсед. Грустный - снугрыйт. Друг - гурд. Сравнение: Например, на уроках окр мира, при сравнительном изучении домашних животных с точки зрения их пользы для человека выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их строения и происхождения обнаруживается много различий. Сформированность у школьников операции сравнения можно выявить, предложив детям сопоставить различные понятия. Для этого предназначена методика «Сравнение понятий». Ребенку называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом взрослый все время стимулирует ребенка в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи?», «Еще чем?», «Чем еще они отличаются друг от друга?». (Напр. утро-вечер, корова -лошадь и тп). Обобщение: Для слов каждой строки подберите слово с общим значением:
Чиж, дрозд, голубь, ястреб Дождь, снег, лёд Ландыш, камыш, арбуз Тетрадка, книжка, скрепка Конкретизация: Выпиши только те слова, в которых нужно проверить гласную в корне слова. Огород, ягодка, варенье, богатый, садовая, яблочный, земляной, облетают, погода. Классификация: Распредели слова в две группы, подбери проверочные слова: Колосок, борода., старина, корешок, говорить, трепетать, голосок, бережок, сторожить, голова, полоса, гребешок, волосёнки, лопотать, зеленеть, стебелёк, древесина, хохотать. Запиши слова в два столбика, обоснуй свой вариант: звёздный, счастливый, праздник, радостный, честный, чувство, здравствуй, солнце, известный, чудесный, местный, опасный.
21. Составьте технологический план проведения урока в соответствии с требования ФГОС НОО. 1. Структура урока усвоения новых знаний: 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 8) Рефлексия (подведение итогов занятия) 2Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления). 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление: в знакомой ситуации (типовые); в изменённой ситуации (конструктивные). 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|