Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проиллюстрируйте постановку и решение воспитательных задач учителем на материале психологического анализа конкретного урока.




За основу возьмем фрагмент урока по математике. Одна из главных воспитательных задач, встающих перед учителем – преодоление сухости и формальности в преподавании математики, развитие интереса к предмету. Главный путь решения этой задачи – укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещенных в учебниках, так и тех, которые составляет учитель и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

Рассмотрим некоторые задачи из одного из фрагментов урока (3 кл.) на котором решаются такие воспитательные задачи, как воспитание бережного отношения к книгам, воспитание уважительного отношения к труду, к истории:

№1 Один рабочий изготавливал за день 23 детали, а другой-21 деталь. Сколько деталей изготовят оба рабочих за 2 дня?

№2 На обучение каждого ученика школы государство расходует 80руб. в год.

Подсчитайте, во сколько рублей обходится государству обучение учащихся вашего класса, вашей семьи. (Данные задачи относятся к задачам о труде людей – основа для психологической подготовки к труду. Эти задачи помогают учащимся понять его красоту и созидательную силу. На решении таких задач дети учатся понимать, что все блага жизни создаются трудом и только трудом; воспитание уважительного отношения к труду. Именно решая такие задачи, учащиеся знакомятся со многими профессиями: маляр, продавец, портниха, столяр, повар, рыбак, доярка, комбайнер).

№3 Каждый из учеников нашего класса получил учебники бесплатно. Сколько стоят эти учебники, если цена (книги) математики 200 руб., русского языка 150 руб?

(Понятие “ бесплатные учебники” становится реальным, а не отвлеченным, если учащиеся на уроке подсчитают: а) стоимость учебников, полученных одним учеником; б) стоимость учебников для учащихся всего класса; в) стоимость всего тиража. Информация, полученная в результате подсчетов на уроке, запоминается надолго; воспитание бережного отношения к книгам.

№4 Максимальная скорость советского истребителя военного времени “ЯК-3” 720 км/ч, а немецкого истребителя “Мессершмидт-109” на 120 км/ч меньше скорости “ЯК-3” и на 30 км/ч больше истребителя “Фокке-Вульф-190-А”. Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью “ЯК-3”. (Подобные задачи помогают формировать научное мировоззрение путем введение в преподавание элементов историзма, библиографических справок и т.д.; воспитание уважительного отношения к истории).

Каждый учитель повседневно воспитывает культуру поведения учащихся и своим личным примером учит ответственному отношению к выполнению порученного дела.

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится в различных видах учебной деятельности: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, в ходе экскурсий, при составлении задач самими учащимися. Все эти виды работ имеют свои особенности и возможности в воспитании.

 

ИЛИ

Урок литер. чтения. 3 класс, Д-Н.Мамин-Сибиряк «Медведко».

Воспитательная задача: воспитывать бережное и ценностное отношение к окружающему миру (животным).

Решение воспитательной задачи достигалось следующим образом: беседа с продуманной системой вопросов на этапе анализа худ. произведения (Почему барин и гимназисты решили оставить дома Медведко?; С какими проблемами столкнулся барин?; Почему же Медведко повел себя так?; Удалось ли приручить лесного зверя? Почему?); прием идентификации с героем (А как бы вы поступили на месте героя, взяли бы Медведко домой?; Чтобы вы посоветовали друзьям, если бы они решили взять в дом дикое животное?); составление цепочки слов и цитат из произведения чтобы показать учащимся отношение к животному в начале рассказа и в конце (забавный - зверюга и поганый зверь); использование приема сравнения (Какой прием использует автор при описании Медведко? (сравнение) С кем сравнивает? (с маленьким ребенком) А какой бывает маленький ребенок? (забавный, шаловливый)); использование творческого задания (Представьте что наш Медведко заговорил, подумайте и скажите, чтобы он мог сказать людям?).

 

 

33.Назовите, при каких условиях возможно эффективное усвоение учебного материала младшими школьниками на уроках? Проиллюстрируйте свои выводы примерами. Представьте фрагмент конспекта урока по формированию учебной̆ деятельности в младшем школьном возрасте.

Условия:

1. Прежде всего, такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

3. Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и его отдельных разделов.

4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающегося и будет происходить его эффективное усвоение.

5. Обучение должно быть трудным, но посильным.

6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на эффективность усвоения материала.

8. Учет индивидуальных различий в процессе обучения, соблюдения психолого-педагогических требований к организации и проведению урока и внеурочных форм работы, учет уровня усвоения учащимися учебного материала и т. д.

Фрагменты из урока на формирование универсальных учебных действий по математике во 2 классе по теме: "Умножение чисел на 2 и на 3"

Устный счёт.

-Посчитаем устно.

60-48= 58+6= 50+29= 3*6= 45-7=

(Объясняют способ вычисления, заменяя числа, где необходимо, суммой разрядных или удобных слагаемых)

-Какой пример лишний? Почему?

(3*6=18 – лишний, т. к. он на умножение)

-Составьте по данному примеру другой пример на умножение и примеры на деление.

(6*3=18, 18:3=6, 18:6=3)

При перестановке слагаемых произведение не изменяется.

Если произведение разделить на 1 множитель, то получится 2 множитель и наоборот). Умение формулировать выводы на основе сравнения, обобщения. Регулятивные УУД.

-Какие правила и законы нам могут пригодиться на уроке? Лишние мы уберём, а нужные разделим на группы.

а*в = в*а а+в = в+а

а*1 = а а+(в+с) = (а+в)+с

а:1 = а а:а = 1

а+0 = а а*0 = 0

а:0 а:2- половина

а:3- треть

-Какие группы мы получили?

Деление Умножение

а:1 = а а*в = в*а

а:а = 1 а*1 = а

а:0 (на 0 делить нельзя) а*0 = 0

а:2- половина

а:3- треть

-Что мы повторили?

(Правила и законы умножения и деления.)

-Мы выполнили одну из поставленных задач. Умение кодировать информацию в знаково - символической форме.

Ученики, в сотрудничестве с учителем проводили классификацию изучаемых объектов, формулировали выводы на основе сравнения, обобщения. Развиваются Личностные УУД. Познавательные УУД. Регулятивные УУД.

 

34. Выделите и обоснуйте условия формирования учебной̆ мотивации в младшем школьном возрасте на примере первоклассников.

Существуют разнообразные условия развития учебной мотивации современного школьника:

1. Развитие самостоятельности и самоконтроля ученика; предоставление свободы выбора; предоставление возможностей принимать самостоятельные решения. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора уровня программы обучения, видов занятий, заданий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или недостижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью). Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.

3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. А по мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего, определяется все более и более дальняя жизненная перспектива, при этом складывается представление о том, что учеба и ее итоги - это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, именно у старшеклассников на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация.

4. Занимательность, необычное изложение учебного материала; использование познавательных игр, дискуссий и споров; анализ жизненных ситуаций. Урок следует организовывать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения, а также радостно от общения с учителем, одноклассниками.

5. Необходима включенность учеников в совместную учебную деятельность в классе; построение отношений «учитель-ученик» не по типу вторжения, а на основе совета. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка на уроках.

6. На формирование учебной мотивации влияет продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности. Поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащихся, сколько прилагаемые ими усилия. Наказания должны играть стимулирующую роль, то есть затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избежание неудач. Благодаря одобрению, как основному виду такой поддержки, у ребенка формируется социально желательное поведение и интерес к учебной деятельности. Важно, чтобы учитель поощрял и подкреплял достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат - оптимальная мотивация и успешная учеба.

7. Значимым условием развития учебной мотивации является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. То есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.

8. Дифференциация обучения. Одни усваивают новый материал сразу, другие после длительной работы, есть и такие, которые к моменту овладения новым материалом не успели овладеть и тем, что изучалось ранее. И если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть. На уроке необходимо создавать ситуацию успеха: помогать сильному ученику реализовывать свои возможности в более трудной и сложной деятельности; слабому – выполнять посильный объем работы. Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает этот успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развитию способностей учащихся.

 

35. Представьте психологическую характеристику учащегося начальной̆ школы.

Пример плана психолого-педагогической характеристики ученика:

1. Общие сведения об учащемся

2. Условия семейного воспитания

3. Учебная деятельность учащегося

4. Трудовая деятельность учащегося

5. Психологические особенности личности учащегося

6. Особенности познавательной деятельности

7. Общие психолого-педагогические выводы

Характеристика первоклассника с практики «Первые дни ребенка в школе»:

1. Общие сведения об ученике:

Ф.И. ученицы: Рощак Виктория

Дата рождения: 16 мая 2006.

Семья: полная. Родители, бабушка и дедушка. В семье Вика – единственный ребенок, но у нее есть двоюродная сестра-ровесница. Также есть домашнее животное: кошка Буся.

Состояние здоровья: удовлетворительное, но достаточно слабое зрение, поэтому Вика сидит за первой партой.

Внешний вид: Вика всегда опрятно одета, причесана. Одежда всегда выглажена.

2. Характеристика знаний и умений, с которыми пришел ученик:

До школы Вика посещала детский сад и подготовительные курсы в школе. Недостатков речи нет. Вика знает много стихотворений, быстро запоминает их. Она читала стихотворение о первом классе на торжественной линейке 1 сентября перед всей школой. Девочка знает буквы, достаточно хорошо умеет читать. Также Вика умеет писать буквы и слова, немного владеет рукописным шрифтом. Пишет ручкой. Знает цифры, умеет считать до 25 и обратно. Знает название геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, трапеция). Умеет складывать и вычитать числа. Рисует красиво, аккуратно. Когда учитель дает задание раскрасить героя сказки, Вика сначала старательно обводит рисунок по контуру, за края не залезает. Рисовать очень любит. Знает и различает цвета. На уроке ведет себя активно, часто поднимает руку, иногда выкрикивает с места. При этом Вика – очень общительная девочка. На уроке часто разговаривала с соседкой по парте, громко смеялась, поэтому учителю пришлось пересадить ее.

3. Владение:

Вика владеет пространственными и временными представлениями: спереди, сзади, сегодня, завтра, вчера. Общественные представления развиты не очень сильно. На вопрос «где ты живешь?» Вика не смогла назвать адрес, но описала дорогу от школы к дому. Вика знает название улицы, на которой живет (Болотниковская), название нашего города. В городе Вике нравятся гулять, она очень любит гулять с бабушкой и дедушкой. На прогулках они ходят гулять к пруду, по аллеям, по паркам. У Вики хорошо развиты представления о природе: Вика знает, что сейчас осень, вслед за ней наступит зима. Знает большое количество названий цветов и деревьев. Также знает много животных, очень любит рассказывать о своей кошке. Отношение к труду положительное. На вопрос «зачем пришла в школу?» отвечает, что хочет узнать много нового и многому научиться. В детском саду и на подготовительных курсах Вика уже научилась читать, писать и считать, и теперь хочет поскорее решать примеры и читать тексты в учебниках. Вика скоро начнет ходить на танцы, танцевать она очень любит. К старшим относится уважительно. Очень общительная девочка, в классе знает многих: с некоторыми из ребят она вместе ходила в садик, с кем-то познакомилась на подготовительных курсах, а с кем-то – уже за первую неделю в школе. Дружит и с девочками, и с мальчиками. Вика – вежливая девочка, использует в своей речи «волшебные» слова: пожалуйста, спасибо и т.д. В столовой Вика не балуется, но громко смеется и разговаривает с друзьями. Любимый цвет Вики – розовый. Все школьные принадлежности Вики розового цвета: портфель, тетрадь, пенал, точилка, линейка и т.д. У Вики есть любимый мультфильм – Винкс, на многих учебных принадлежностях есть символика этого мультфильма.

4. Предложения и выводы о воспитании ребенка:

Вика – очень активный и подвижный ребенок. В школе ей очень нравится, учиться ей интересно, но девочке сложно долго сидеть на месте, она начинает разговаривать с соседом по парте, вертеться. Учителя слушает внимательно, всегда хочет ответить. Вика в достаточной мере подготовлена к школе, у нее хороший запас знаний. Внимание следует уделить дисциплине и умению вести себя на уроках.

 

 

36.Обозначьте психологические проблемы педагогического общения в начальной̆ школе (проблемы эффективности взаимодействия, диалога учителя и ученика, проблемы форм воздействия, формирования коммуникативных умений и пр.).

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. (Сластенин В., Исаев И. Педагогика).

Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

  • взаимообмен информацией между учителем и учащимися;
  • взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;
  • мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;
  • взаимодействие и организация совместной деятельности;
  • разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;
  • взаимная удовлетворенность участников общения.

Взаимодействие учителя с учащимися - один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это может зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися) или его психологических особенностей.

Психологические проблемы/ барьеры в общении возникают незаметно и первое время могут не осознаваться учителем. Психолог В.А. Кан-Калик, специально изучавший педагогическое общение, выделяет несколько видов барьеров: барьер боязни класса, характерный для начинающих учителей: они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к уроку, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми пугает их, сковывает творческую природу; барьер отсутствия контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с учащимися, начинает действовать автономно; барьер негативнойустановки на класс, которая может сформироваться, на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе, или в результате собственных педагогических неудач; барьер прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником; барьер несовпадения установок учитель приходит с замыслом интересного урока, а класс равнодушен, в результате неопытный учитель раздражен; барьер боязни педагогических ошибок (опоздать на урок, не уложиться во времени); барьер подражания: молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен.

Затруднения общения у педагога могут возникнуть в самых разных областях, но основными из них являются следующие: этносоциокультурная, статусно-позиционно-ролевая, возрастная, индивидуально-психологическая, деятельностная.

Этносоциокультурная область включает затруднения, связанные с особенностями этнического сознания, стереотипами, ценностями, установками, проявляемыми в общении в конкретных условиях социального и культурного развития человека. Кроме того, эта область затруднений выявляется в недостатке понимания стиля общения представителей других народов, что создает барьеры при соблюдении этикета общения. Трудности общения, относимые к этносоциокультурной области, преодолимы, если их специфика осознается педагогом, если он сможет контролировать свое общение, регламентируя его рамками тех отношений, которые предполагаются в конкретном образовательном учреждении.

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений обусловлена такими причинами, как особенности семейного воспитания, позиция в общности, атрибуты роли, статус учреждения и т. д. Такие затруднения в общении чаще всего возникают в ситуациях нарушения прав и обязанностей, составляющих роль учителя и ученика. Более высокий статус учителя предполагает наличие у него авторитета для учеников. Если же данный педагог личностно для ученика не авторитетен, то их общение затруднено и сводится лишь к формальному взаимодействию.

Возрастная область затруднений связана с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, а учитель продолжает обращаться к нему, как к ребенку. Затруднения в общении могут возникнуть и в том случае, когда педагог в силу занятости или других интересов действительно не знает, чем именно в данный момент больше всего увлечена молодежь. Преодоление связанных с этим трудностей возможно при условии постоянного личностного и профессионального саморазвития педагога, проявления им интереса. Индивидуально-психологическая область затруднений чаще всего служит причиной возникновения коммуникативных барьеров. Эти затруднения обусловлены взаимосвязью трех факторов: индивидуально-психологических особенностей учителя, аналогичных черт ученика и их принятия друг другом. Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение, отмечаются уровень общительности, эмоциональная устойчивость, импульсивность, экстра– или интроверсия, локус контроля, особенности когнитивного стиля.

Деятельностная область затруднений включает трудности, связанные непосредственно с педагогической деятельностью учителя и учебной деятельностью ученика. Учитель, не полностью овладевший всеми тонкостями своей профессии, может испытывать трудности в постановке и решении педагогических задач, что выражается в недостаточно точном планировании своей деятельности, неучете прошлых ошибок. Это приводит к формализации урока и снижению интереса учащихся. Затруднения в обучающей деятельности могут быть вызваны отсутствием связи между применяемыми методами обучения, их несоответствием возможностям учащихся или индивидуально-психологическим особенностям учителя. Преодолеваются подобные затруднения постоянной работой по повышению своего педагогического профессионализма.

Однако были выявлены затруднения, возникающие в процессе педагогического общения:

1. Низкий уровень педагогического такта выражается в недостаточном умении найти оптимальные меры воспитательного воздействия в любых ситуациях (в т. ч. и конфликтных), не унижая достоинство обучающегося и не вызывая у него сопротивления воспитанию, что требует от педагога постоянного контролирования собственного поведения, умения предвидеть возможные последствия своих воспитательных воздействий.

2. Проявление в общении педагогом раздражительности, излишней эмоциональности.

3. Неумение замечать, видеть, выявлять мало заметные, но существенные внешние признаки поведения обучающегося, на этой основе правильно интерпретировать его поступки, адекватно воспринимать и понимать его и его состояние.

4. В процессе взаимодействия проявляется безразличие к мнению обучающегося (низкая заинтересованность), происходит подавление его инициативы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...