Тема № 20. Реализация норм права
Лекция – 4 часа Семинар – 2 часа Практическое занятие – 4 часа Вопросы, обсуждаемые на семинаре: 1. Понятие и формы реализации норм права. 2. Стадии процесса применения норм права. 3. Основные принципы и требования, предъявляемые к правоприменению. 4. Акты применения права: понятие, особенности, виды, структура. 5. Пробелы в праве: понятие, виды способы их восполнения и устранения. 6. Юридические коллизии: понятие и способы их разрешения. Темы рефератов: 1. Правоприменительные акты в системе МВД России. 2. Основные направления правоприменительной деятельности органов внутренних дел. Методические рекомендации для обучающихся по подготовке К семинарскому занятию Рассматривая данную тему, обучаемые должны определить понятие реализации норм права, способов и форм ее осуществления в зависимости от особенностей содержания правовых норм. Необходимо усвоить соотношение различных форм реализации норм права в деятельности различных государственных органов, их должностных лиц. Следует уяснить требования, предъявляемые к деятельности должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, по реализации предоставленных им полномочий и возложенных на них обязанностей. Обращаясь к вопросу о правоприменении, следует выделить его как особую форму реализации права. Учитывая, что правоприменение является факультативной стадией механизма правового регулирования, нужно проанализировать условия, в которых применение права является объективно необходимым. Важно четко уяснить цель правоприменения - обеспечение правопорядка, знание требований, предъявляемых к применению норм права Особое значение в реализации норм права имеет вопрос о пробелах в праве. Пробелы в праве - это те случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования, оказываются по каким-то причинам не урегулированными нормами права. Причинами пробелов являются отставание законодательства от жизни и низкое качество нормативных правовых актов.
Пробелы в праве устраняются посредством правотворческой деятельности, а также могут быть восполнены с помощью аналогии права или закона. Кроме пробелов в праве в процессе правоприменения орган или должностное лицо может столкнуться с таким явлением как юридическая коллизия. По сути, это противоречие между правовыми нормами, регулирующими одни и те же общественные отношения. Наряду с понятием юридической коллизии обучаемые должны свободно владеть правилами их разрешения. Дополнительная литература по теме: 1. Бахта, А.С. Аналогия закона и аналогия права как способы восполнения пробелов при применении норм уголовно-процессуального права / А.С. Бахта // Российский следователь. – 2011. - № 1. – С. 54-59. 4. Демин, А. А. Обыкновения правоприменительной практики в системе источников налогового права России // Государство и право. – 2012. – № 6. – С.70-77. 5. Каюмова, А.Р. Понятие и содержание юрисдикции в доктрине международного и внутригосударственного права // Правоведение. – 2011. – №4. – С.164-177. 6. Кряжков, В. А. Российское законодательство о Северных народах и правоприменительная практика: состояние и перспектива // Государство и право. – 2012. – № 5. – С.27-35. 7. Манова, Н.С. Заключение и показания специалиста: опыт и перспективы использования в доказывании по уголовным делам // Правоведение. – 2011. – №2. – С.214-221. 8. Осипов, М.Ю. Эффективность правотворчества, реализация права и правоприменения: понятие и соотношение // Правоведение. – 2011. – №1. – С.83-92. Тема № 21. Законность и правопорядок
Лекция – 4 часа Семинар– 2 часа Практическое занятие – 2 часа Вопросы, обсуждаемые на семинаре: 1. Понятие и содержание законности. 2. Основные принципы и требования законности. 3. Правопорядок и общественный порядок: понятие, соотношение. 4. Гарантии законности и правопорядка. Темы рефератов: 1. Пути укрепления законности и правопорядка. 2. Роль органов внутренних дел в повышении уровня законности и правопорядка в обществе. Методические рекомендации для обучающихся по подготовке К семинарскому занятию В целях качественной подготовки к семинарскому занятию и получения глубоких знаний по данной теме обучаемым следует в комплексе использовать источники основной и дополнительной литературы, а также конспекты лекций. Вопросы о понятии законности и правопорядка, их сущности, связи с экономическими, политическими и иными условиями жизни, общества, о роли законности в переустройстве общества - более, чем актуальны для современного российского государства и права. Обучаемые должны представлять законность как единство трех взаимосвязанных элементов – принципа, метода и режима точного и неуклонного соблюдения (исполнения) требований законодательства всеми субъектами права. Важно уяснить содержание принципов законности, характер их взаимосвязей, раскрыть их реализацию в практической деятельности государственных органов, в том числе, органов внутренних дел. Внимание следует обратить на соотношение законности и правопорядка, знать различные подходы к понятию правопорядка, его признаки и соотношение с общественным порядком. Обучаемым следует воспринимать режим законности как постоянное состояние правовой защищенности и безопасности личности, общества и государства. Очень важно усвоить роль законности в современных условиях, ее связь с демократией и культурой, ее значение как средства трансформации права в режим законности и правопорядок, обеспечения стабильности общества на основе компромисса и гражданского согласия. Дополнительная литература по теме: 1. Бельский, К.С. Об уточнении понятия «Коррупция» // Государство и право. – 2012. – № 12. – С. 22-28. 2. Борков, В.Н. Незаконное обогащение преступление без деяния? // Правоведение. – 2011. – №6. – С.161-169.
3. Братановский, С. Н., Зеленов, М. Ф. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе как объект антикоррупционного контроля // Государство и право. – 2012. – № 6. – С.16-23. 4. Брусницын, Л. В. Полномочия должностных лиц по обеспечению безопасности граждан в содействующих уголовному правосудию // Государство и право. – 2012. – № 9. – С. 52-64. 5. Демчук, С.Д. Российская государственная антинаркотическая политика и её совершенствование // Государство и право. – 2012. – № 8. – С.46-56. 6. Дмитриев, Ю. А. Борьба с коррупцией: фикция или реальность // Государство и право. – 2012. – № 5. – С.12-16. Тема № 22. Правомерное и неправомерное поведение Лекция – 4 часа Семинар – 2 часа Практическое занятие – 4 часа Вопросы, обсуждаемые на семинаре: 1. Понятие, признаки и виды правового поведения. 2. Понятие, признаки и виды правомерного поведения. 3. Правонарушение: понятие, признаки и виды. 4. Юридический состав правонарушения. Темы рефератов: 1. Злоупотребление правом и объективно противоправные деяния как специфические формы правового поведения. 2. Степень общественной опасности как критерий деления правонарушений на преступления и проступки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|