Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема №25. Механизмы и результаты действия права




Лекция – 2 часа

Семинар – 2 часа

Вопросы, обсуждаемые на семинаре:

1. Понятие действия права.

2. Принуждение как действие права.

3. Суд как направление действия права.

Темы рефератов:

1. Критерии эффективности действия права.

2. Механизм правового принуждения и его результаты.

Методические рекомендации по подготовке обучающихся

К семинарскому занятию

В процессе изучения обучаемым необходимо понять действие права его направления действия.

Регулирование как направление действия права. Механизм правового регулирования и его результаты.

Нормирование как направление действия права. Механизм нормирования и его результаты.

Принуждение как направление действия права. Механизм правового принуждения и его результаты.

Суд как направление действия права. Механизм суда и его результаты.

Механизмы и результаты действия права в каждой из основных форм.

Критерии эффективности действия права. Система гарантий эффективности действия права.

Дополнительная литература по теме:

1. Бобровник, С. В. Институционализация компромисса и конфликта в праве // Государство и право. – 2012. – №1. – С.104-107.

2. Малько, А. В., Петров, М. П. Правовая политика как направление научных исследований, область юридической практики и учебная дисциплина // Государство и право. – 2012. – № 10. – С. 19-27.

3. Малько, А. В., Трофимов, В. В. Правовая политика в современной России: проблема доктринального понимания и формирования // Государство и право. – 2013. – № 2. – С. 5-13.

4. Марченко, М. Н. «Умеренный» позитивизм и верховенство права в условиях правового государства // Государство и право. – 2012. – №4. – С.5-10.

5. Некрасов, С.И. Территориальное пространство, правовое пространство, культурно-религиозное пространство: пределы несовпадения их взаимодействия // Государство и право. – 2012. – №1. – С.23-32.

6. Трязин, И.Н. Право есть миф // Правоведение. – 2011. – №5. – С.72-95

Тема № 26. Правовые системы

Лекция – 2 часа

Семинар – 2 часа

Практическое занятие – 2 часа

Вопросы, обсуждаемые на семинаре:

1. Понятие «правовая семья» и «правовая система», их соотношение.

2. Элементы правовой системы. Критерии разграничения правовых семей.

3. Общая характеристика романо-германской правовой семьи.

4. Особенности англо-саксонской правовой семьи.

5. Характерные черты семьи мусульманского права.

6. Характеристика семьи социалистического права, семьи традиционного права.

Темы рефератов:

1. Особенности развития правовой системы современной России.

2. Взаимосвязь права и религии.

Методические рекомендации по подготовке обучающихся

К семинарскому занятию

При подготовке по данной теме следует обратить внимание на все изученные ранее государственно-правовые явления, которые в своей совокупности и составляют содержание правовой системы. Для характеристики правовых систем прошлого и настоящего решающее значение имеют содержание и сущность собственно права, действующего в данном государстве или группе государств. Принято выделять правовые системы, существующие как целостные и, вместе с тем, дифференцированные образования, относительно обособленные и самостоятельные в определенных государствах и в международном масштабе.

Обучаемым следует уяснить, что в самом общем виде система - это совокупность двух и более элементов любой природы, взаимосвязанных и взаимозависимых между собой, которые образуют некую целостность. Следует обратить внимание на то, что правовые системы - это не только целостные совокупности объективированных (зафиксированных в источниках - актах) норм, но и вся действующая (фактическая) структура права в единстве его конкретных и абстрактных форм, включая правоотношения и правосознание, а также правовые обычаи, судебные прецеденты, законы и подзаконные акты и правоприменительную практику. Важное значение имеет уяснение классификаций правовых систем. При изучении темы также необходимо особое внимание уделить проблеме становления и развития правовой системы в России, как преемнице СССР.

Дополнительная литература по теме:

1. Денека, И.М. О некоторых особенностях прецедента в федеральных окружных судах США // Государство и право. – 2012. – № 8. – С.92-98.

2. Дерябина, Е. М. Структурные и иные особенности правовой системы европейского союза // Государство и право. – 2013. – № 2. – С. 87-95.

3. Егоров, А. В. Типологическая характеристика Белорусской правовой системы // Государство и право. – 2012. – №2. – С.87-93.

4. Зорькин, В.Д. Освободительные реформы и правовая модернизация России // Правоведение. – 2011. – №5. – С.199-215.

5. Кравец, В. Юридическая коммуникация в современных правовых системах (теоретико-правовая перспектива) // Правоведение. – 2011. – №5. – С.8-26.

6. Кропачев,Н.М. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в республике Корея (сравнительно-правовой аспект) // Правоведение. – 2011. – №5. – С.96-103.

7. Некрасов, С.И. Территориальное пространство, правовое пространство, культурно-религиозное пространство: пределы несовпадения их взаимодействия // Государство и право. – 2012. – №1. – С.23-32.

8. Чиркин, В. Е. Некоторые элементы общего и особенного в мусульманской правовой культуре // Государство и право. – 2012. – № 10. – С. 12-18.

Тема № 27. Право человека

Лекция – 2 часа

Семинар – 2 часа

Практическое занятие – 2 часа

Вопросы, обсуждаемые на семинаре:

1. «Человек», «личность», «гражданин»: соотношение понятий.

2. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

3. Основные права и свободы человека и гражданина: понятие и классификации.

4. Гарантии прав и свобод личности.

Темы рефератов:

1. Роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод личности.

2. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в процессе следственных действий.

Методические рекомендации по подготовке обучающихся к

Семинарскому занятию

Настоящая тема характеризуется повышенной наукоемкостью и мировоззренческим потенциалом. Поэтому к ее усвоению следует подходить не только с позиций теории права и государства, но и других общественных и гуманитарных наук.

Обучаемым рекомендуется обратить внимание на учебную и научную литературу, затрагивающую вопросы реализации, обеспечения прав личности, проанализировать различные подходы (естественно-правовой, позитивистский, социологический и др.) к правам человека и гражданина.

Категорию «личность» следует рассматривать в соотношении с такими понятиями, как «индивид», «человек», «гражданин».

Особого внимания заслуживают вопросы единства и взаимосвязи личности, права и государства Личность как субъект права характеризуется, в конечном счете, через содержание ее правового статуса (правового положения). В этой связи необходимо разобраться с понятием и видами правового статуса личности. Следует четко определиться с основными видами прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, местом их в системе ценностей, юридических обязанностей, привилегий, льгот и преимуществ, принципов и гарантий правового статуса личности. Рекомендуется рассмотреть различные классификации прав личности. Немаловажным для обучаемых является знание основных международных и внутригосударственных правовых актов, регламентирующих права и свободы человека и гражданина.

Кроме того, обучаемым необходимо уяснить понятие, признаки и принципы правового государства. Нужно знать те меры, которые осуществлены и осуществляются в России с целью построения правового государства, а также те направления, которые еще предстоит осуществить.

Особенно следует остановиться на условиях, при которых можно сформировать в России правовое государство. В этой связи представляют интерес проблемы перехода к многообразию форм собственности и экономической свободе граждан, обеспечения действия принципа разделения властей. Необходимо проанализировать признаки гражданского общества и правового государства, соотнести их с современной российской действительностью и выделить проблемы их достижения.

Обучаемым необходимо обратиться к ранее изученным темам предмета, касающимся понимания сущности права и государства, так как праву принадлежит основополагающая роль в формировании гражданского общества в экономической, политической и духовной его жизнедеятельности, а государство призвано возводить право в закон и тем самым активно способствовать развитию общества, обеспечению его жизнеспособности, охране главных общественных ценностей.

Дополнительная литература по теме:

1. Вискулова, В. В. Институт гарантии избирательных прав граждан: предмет, метод, общая характеристика // Государство и право. – 2012. – № 11. – С. 66-76.

2. Вольфганг, Х.-М. Основные социальные права в Европейском Союзе // Правоведение. – 2013.– №5. – С.69-84.

3. Лапаева, В.. В. Критерии ограничения прав человек и гражданина в Конституции Российской Федерации // Государство и право. – 2013. – № 2. – С. 14-24.

4. Миролюбова, С. Ю. Право граждан на выбор места жительства: содержание и перспективы развития // Государство и право. – 2012. – № 12. – С. 13-21.

5. Нудненко, Л. А. Функции конституционных прав и свобод личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства // Государство и право. – 2012. – №2. – С.33-41.

6. Черданцев, А. Ф. Не отчуждаемы ли «Неотчуждаемые» права и свободы человека? // Правоведение. – 2013. – №2. – С.102-112.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...