Своеобразие народов ближнего Зарубежья
Психологические особенности народов ближнего зарубежья. Психология представителей славянского этноса (белорусы и украинцы). Психологическая характеристика народов Прибалтики (литовцы, латыши, эстонцы). Психология народов Средней Азии и Казахстана (казахи, узбеки, туркмены, таджики, киргизы). Народы Закавказья и их психологические особенности (грузины, армяне, азербайджанцы). Психология народов дальнего Зарубежья Народы Западной Европы (англичане, французы, немцы, испанцы, финны, шведы, норвежцы, итальянцы, греки). Народы Ближнего Востока. Арабы. Народы Дальнего Востока. Китай. Япония. Народы Юго-Восточной Азии. Индия. Народы Африки. Народы Северной и Южной Америки. Народы Австралии и Океании.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Самостоятельная работа студентов осуществляется как во внеаудиторное время, так и в ходе занятий по дисциплине и включает в себя следующие формы: 1) Проработка лекционного и теоретического материала по изучаемым проблемам. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами при выполнении самостоятельной работы и работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями. 1) Работа с текстами: монографиями, первоисточниками, учебниками, хрестоматиями, научными статьями, материалами конференций, Интернет-ресурсами, словарями и справочниками 2) Составление таблиц. 3) Подготовка к терминологическим диктантам. 4) Выполнение практических заданий к семинарским занятиям.
5) Написание и защита реферата. 6) Составление графологических структур (блок-схем по любым темам, разделам дисциплины, составление логических схем статей)* [1]. 7) Написание и защита эссе*. 8) Выпуск стенгазеты, с оставление памяток, рекомендаций, советов * 9) Составление кроссвордов, библиографии, глоссария по темам и разделам курса*[2]. 10) Подготовка мультимедийных интерактивных презентаций*. 11) Выполнение мини-исследований *. 12) Участие в научно-практических конференциях*. 13) Подготовка к итоговому тестированию (два теста). 14) Подготовка к экзамену. Система текущего контроля включает: 1) контроль посещения и работы на семинарских занятиях; 2) контроль выполнения студентами заданий для самостоятельной работы; 3) контроль знаний, умений, навыков, усвоенных в данном курсе в форме тестирования, диктантов. Пропуск семинарских занятий предполагает отработку по пропущенным темам. Промежуточная аттестация студентов проводится в апреле текущего учебного года. В качестве средств аттестации используются терминологические диктанты, тестирование. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
Примерный перечень вопросов к экзамену.
Темы рефератов
1. Психология этнического возрождения во второй половине XX века. 2. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности. 3. Этническая психология как наука, ее предмет и задачи. 4. Этническая психология как междисциплинарная дисциплина. 5. Этническая психология как прикладное направление социальной психологии. 6. Этнопсихология в истории и философии. 7. История зарождения этнопсихологии как отдельной области психологической науки. 8. Географический детерминизм в истории этнопсихологической мысли. 9. Биологическое направление в этнопсихологической мысли ученых Запада. 10. Проведение исследований по психологии народов России в рамках деятельности Русского географического общества. 11. Х. Штейнталь, М. Лацарус и их школа «психологии народов». 12. Концепция Г.Г. Шпета об этническом самосознании. 13. В. Вундт о главных областях и спорных вопросах психологии народов. 14. Этнопсихология Ф. Боаса. 15. К. Леви-Строс об универсальности мышления людей из разных культур. 16. Л. Леви-Брюль о ментальности первобытного и современного человека. 17. Мир детства как предмет исследования М. Мид и И. Эйбл-Эйбесфельда. 18. Полевые исследования социализации Б. и Д. Уайтингов.
19. А.А. Потебня и его этнопсихологические воззрения. 20. Этнопсихологическое исследование А.Р. Лурии в Узбекистане (1931-1932гг.). 21. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. 22. Б.Ф. Поршнев и его взгляды на методологию, предмет и задачи «социально-этнической психологии». 23. «Emic» и «etic» подходы в этнопсихологии. 24. Метод включенного наблюдения в кризисной ситуации межэтнического взаимодействия. 25. Метод контент-анализа в исследовании этнических отношений. 26. Возможности метода семантического дифференциала в сравнительном изучении этнических авто- и гетеростереотипов. 27. Естественный эксперимент в этнической психологии. 28. Использование ассоциативного эксперимента. 29. Диагностический тест отношений. Цветовой тест отношений. 30. Техника репертуарных решеток. 31. Модифицированный вариант шкалы социальной дистанции. 32. Метод интервью в этнопсихологии. 33. Процедуры и методики этнопсихологических исследований. 34. Межэтнические отношения и межгрупповые отношения: сущность и особенности понимания. 35. Культура как этнопсихологическое понятие. 36. Культура и этническая идентичность. 37. Коллективистические и индивидуалистические культуры. 38. Этническое самосознание, этапы его формирования и специфика проявления. 39. Психологические закономерности развития этнического самосознания в разных культурах. 40. Национализм и шовинизм как гипертрофированные формы национальных (этнических) чувств. 41. Изучение этнических стереотипов в отечественной науке. 42. Изучение ценностей как путь к познанию культуры. 43. Межэтнические отношения и когнитивные процессы. 44. Основные подходы к изучению национального характера. 45. Конфигурация культур, базовая и модальная личность. 46. Психический склад и его особенности у славянских народов. 47. Этнопсихологические особенности народов Поволжья и Дальнего Востока. 48. Национально-психологические характеристики народов Кавказа и Закавказья. 49. Специфика психического склада представителей этнических общностей Средней Азии, Казахстана. 50. Национальное своеобразие психологии представителей Прибалтики. 51. Национально-психологические особенности некоторых народов дальнего Зарубежья. 52. Анализ социальных и политических факторов, влияющих на социализацию учащихся многонациональной школы. 53. Межэтническая напряженность как социально-психологический феномен. 54. Фазы межэтнической напряженности и психологические защитные механизмы. 55. Этнические образы и границы межкультурного понимания. 56. Этнопсихологические проблемы исследования личности.
57. Личность в контексте культур. 58. Культурно-специфические аспекты общения. 59. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях. 60. Психологические детерминанты этнических конфликтов. 61. Способы урегулирования этнических конфликтов. 62. Межличностные отношения в межкультурном общении. 63. Социокультурная и психологическая адаптация мигрантов к иной географической среде. 64. Работа с вынужденными мигрантами. 65. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации 66. «Культурный ассимилятор» как техника повышения межкультурной сензитивности
В процессе используются следующие образовательные технологии: Лекции,семинарские занятия, работа в подгруппах, групповая дискуссия, психологическое тестирование, направленное на диагностику ведущих сфер личности, просмотр учебных фильмов, аудио-, видеолекций, мини-исследования. При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (деловых и ролевых игр, мозгового штурма, разбора конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|