Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии оценки самостоятельной работы студентов




1. Написание конспекта первоисточника

Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) - представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме. В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Следует обратить внимание на специфику авторского подхода и понятия, используемые автором, сформулировать основную проблему и главные идеи работы.

Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.

Критерии оценки:

• содержательность конспекта, соответствие плану;

• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

• соответствие оформления требованиям;

• грамотность изложения;

• конспект сдан в срок.

 

Образец оформления конспекта

КОНСПЕКТ

первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)

«»

выполнил Ф.И.О. студента, курс, группа, направление подготовки

 

Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания

 

План (схема простого плана):

1.

2.

3.

4.

 

План (схема сложного плана):

1.________________________________.

________________________________:

а)___________________________;

б)___________________________;

в)___________________________;

1.2.______________________________:

а)________________________;

б)________________________;

2.____________________________;

2.1._______________________и т.д.

(Далее раскрываются вопросы плана)

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.

Конспект – это краткое связное изложение содержания произведения или его части, без подробностей и второстепенных деталей. По своей структуре и последовательности конспект должен соответствовать плану произведения. Поэтому важно сначала составить план, а потом писать конспект в виде ответа на вопросы плана. Если произведение разделено на мелкие озаглавленные части, то заголовки можно рассматривать как пункты плана, а из текста каждой части следует записать те мысли, которые раскрывают смысл заголовка.

Требования к написанию конспекта:

- Краткость, сжатость, целесообразность каждого записываемого слова.

- Содержательность записи. Записываемые мысли следует формулировать кратко, но без ущерба для смысла. Объем конспекта, как правило, меньше объема изучаемого текста в 7-15 раз. Конспект может быть как простым, так и сложным по структуре. Это зависит от содержания книги и цели ее изучения.

Методические рекомендации по конспектированию.

- Прежде чем начать составлять конспект, нужно ознакомиться с книгой (разделом, темой), прочитать ее сначала и до конца, понять прочитанное.

- На обложке тетради записываются название конспектируемого произведения и имя его автора, - фамилия учащегося.

- Составляется план конспектируемого текста.

- Запись лучше всего делать по прочтении не одного – двух абзацев текста, а целого параграфа или главы (если она небольшая).

- Конспектирование ведется не с целью иметь определенные записи, а для более полного овладения содержанием изучаемой книги.

- В записях отмечается и выделяется все то новое, интересное и нужное, что особенно привлекло внимание.

- После того, как сделана запись содержания параграфа, главы, следует перечитать ее, затем вновь обратиться к тексту и проверить себя, правильно ли изложено основное его содержание.

Техника конспектирования:

- конспектируя книгу большого объема, запись лучше всего вести в общей тетради;

- на каждой странице слева оставляются поля шириной 25-30 мм для записи коротких подзаголовков, кратких замечаний, вопросов;

- каждая страница тетради имеет порядковый номер;

- для повышения разборчивости (читаемости) записи оставляют интервалы между строками, абзацами. Новую мысль начинают с красной строки;

- при записи широко используют различные сокращения и условные знаки, но не в ущерб смыслу записанного. Рекомендуется применять общеупотребительные сокращения, например:

м.б. – может быть

б.ч. – большей частью

гос. – государственный

д.б. – должно быть и т.д.

Не следует сокращать имена и названия, кроме очень часто повторяющихся.

- в конспекте не должно быть механического переписывания текста без продумывания его содержания и смыслового анализа.

Конспект принесет пользу учащемуся только тогда, когда он составлен лично им.

 

2. Составление графологической структуры – вид самостоятельной работы студента по систе­матизации информации с наглядным графическим ее изображением. Предлагается составить логические схемы статей из хрестоматии по этнической психологии (Этническая психология. Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2003. – 320 с.). Другой вариант – составление блок-схем. Блок-схема составляется по теме или разделу дисциплины, при этом схематически отображаются основные моменты темы и ключевые определения в их взаимосвязи и четкой последовательности.

Составление логической схемы по теме или разделупредставляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Логическая схемы призвана выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель логической схемы - облегчить запоминание. В ее составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы).

Составление логической схемы к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании. Логическая схема может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.

Логические схемы могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа студента, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими студентами, либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс логических схем по принципу: какой из них более краткий по форме, емкий и универсальный по содержанию.

Критериями оценки графологической структуры являются:

v соответствие содержания теме;

v правильная структурированность информации;

v наличие логической связи изложенной информации;

v соответствие оформления требованиям;

v аккуратность и грамотность изложения и представления работы;

v своевременное представление работы.

 

3. Написание и защита реферата – другой вид самостоятельной работы в рамках дисциплины.

Студентам необходимо разработать план реферата, обосновать цель и задачи, в заключении изложить основные выводы. Полученные навыки, несомненно, пригодятся при написании и защите курсовых и дипломных работ. Поэтому особое внимание должно быть уделено правильному оформлению сносок, списка использованной литературы. Защита реферата происходит на специальном занятии, где присутствует вся студенческая группа. Не разрешается дословное копирование текста из книги, журнала или Интернета. Текст должен переработан. Во время сообщения необходимо излагать материал своими словами, механическое чтение текста не допускается.

Методические рекомендации к составлению реферата. Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.

Рекомендации по подготовке реферативной работы. Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний.

Реферат не является простым пересказом (и что совершенно недопустимо – переписыванием) содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы. Поэтому следует стремиться усвоить не только основное содержание той или иной теории, но и способ доказательства, к которому прибегает автор, раскрыть особенности основных точек зрения на один и тот жевопрос, оценить практическую и теоретическую значимость результатов реферируемой работы, а также отразить собственное отношение к идеям и выводам ученого, подкрепить его достаточно весомыми аргументами (доводами, высказываниями, доказательствами других авторитетных исследователей).

Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной, и наиболее часто встречающийся, является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.

Как показывает многолетняя практика, реферат удобно составлять, подразделяя материал на пункты, параграфы, подзаголовки, либо же выделяя главы реферируемого источника (т. е., сохраняя структуру и логику изложения автора научной работы). Возможна и следующая логика изложения: введение в состояние изучаемой проблемы, выделение основных и наиболее важных вопросов, целей и задач исследования, используемых в нем методов и, конечно, результатов, выводов и предложений. Весьма приветствуется, если студенту в заключение реферата удается выявить те проблемы и вопросы, которые специально не изучались в данном конкретном исследовании, однако их постановка как бы вытекает из всей проделанной автором научной работы и дальнейшее исследование проблематики будет весьма плодотворным и важным для последующей научной деятельности (чем, впрочем, в дальнейшем может заняться сам обучающийся в рамках курсовых и выпускной квалификационной (дипломной) работы).

Список использованной литературы, а также все ссылки на литературные источники оформляются таким образом: фамилия и инициалы автора(ов), название работы, место и год издания, общее количество страниц, если работа является самостоятельным изданием. Если же работа входит в структуру коллективной монографии, сборника статей, тезисов, научных трудов и т. д., либо же является статьей из журнала и другой периодики, то после названия работы ставятся две косые линии, после которых указывается название источника, в структуру которого входит реферируемая работа, далее – место и год издания, страницы, на которых напечатана работа, либо год выхода в свет периодического издания, его номер и страницы, которые занимает статья.

 

5. Составление кроссвордов по разделам или темам курса

Цель: овладение дефинициями, используемыми в рамках курса.

Методические рекомендации:

- Оформить кроссворд по ключевым понятиям темы, имеющим форму существительного в именительном падеже, единственном числе.

- Словосочетания в кроссворде не употребляются.

- Задания прописываются в форме утвердительного предложения, сначала приводится список определений по горизонтали, затем - по вертикали. Кроссворд сдается преподавателю незаполненным, отдельно прилагается заполненный вариант.

- Также необходимо указать источники, которые использовались при составлении кроссворда.

6. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации и структурированию объемной информации, которая сводится в рамки таблицы. Работа по созданию таблиц помогает изучить и запомнить большой объем информации.

Составить 4 таблицы:

· «Этапы развития этнопсихологии»,

· «Психологическая антропология и кросс-культурная психология»,

· «Различия emic/etic подходов»

· «Основные различия между индивидуализмом и коллективизмом как культурными синдромами».

Критерии оценки таблиц:

v соответствие содержания теме;

v логичность структуры таблицы;

v правильный отбор информации;

v наличие обобщающего (систематизирующего, структури­рующего, сравнительного) характера изложения информации;

v соответствие оформления требованиям;

v представление работы в срок.

 

7. Создание мультимедийных презентаций*

Это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы Power Point. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft Power Point. Тексты презентации не должны быть большими. Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например, фон - светлый, а шрифт - темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше.

На первом слайде представить тему сообщения, автора, на втором – план, на третьем – литературу, на последнем – контрольные вопросы.

В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций представляется на контроль на практических занятиях или консультациях.

Критерии оценки:

• соответствие содержания теме;

• правильная структурированность информации;

• наличие логической связи изложенной информации;

• эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

• работа представлена в срок.

8. Написание эссе - вид внеаудиторной самостоятель­ной работы студентов по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные пробле­мы этнической психологии. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от студента умения четко выражать мысли, ясно изла­гать свою точку зрения.

Предлагается написать эссе на темы: «Моя биография в культурном аспекте», «Этнопсихология в моей жизни», «Положительные и негативные моменты стереотипизации», «Этнические стереотипы несут пользу или вред?». Студенты освещают факторы, оказавшие, на их взгляд, наибольшее влияние на этническую идентичность, описать случаи, способствовавшие формированию позитивного или негативного отношения к представителям своего и других этносов.

Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конферен­циях.

Критерии оценки эссе:

- новизна, оригинальность идеи, подхода;

- реалистичность оценки существующего положения дел;

- полезность и реалистичность предложенной идеи;

- значимость реализации данной идеи, подхода,

- широта охвата;

- художественная выразительность,

- яркость, образность изложения;

- грамотность изложения;

- эссе представлено в срок.

 

9. Выполнение практических заданий [3].

1. Найти фрагмент кинофильма, содержащий сцены межкультурной коммуникации, и проанализировать его, используя понятийный аппарат этнопсихологической науки.

2. Собрать высказывания, пословицы, поговорки, анекдоты, в которых речь идет о психологических особенностях тех или иных народов.

3. Побеседовать с представителями разных культур о способах невербального поведения, которые они используют.

4. Взять интервью у студентов из других стран, обучающихся в ТувГУ, попросить рассказать о том, какие различия они выделяют между своей культурой и нашей. Что они видят общего в этих культурах? Как проходила их адаптация к российской и тувинской культурам?

5. Взять интервью с разными людьми об опыте (успешном/неуспешном) межкультурной коммуникации.

6. Опросить родственников, знакомых, живших в других культурах, спросить у них, какие особенности другой культуры показались им отличными от своей собственной, а какие - сходными.


[1] Знаком * выделены дополнительные задания - которые можно выполнить по желанию.

 

[3] При изучении данной дисциплины студентам необходимо руководствоваться учебно-методическим пособием Ондар Л.М. Этнопсихология. Учебно-методическое пособие для студентов Тывинского государственного университета, обучающихся по специальности «050706 – Педагогика и психология». – Кызыл: Издательство Тывинского государственного университета, 2011. – 118 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...