Социальная работа как профессиональная деятельность
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Лекция 1 Введение в психологию СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Социальная работа как профессиональная деятельность
Профессия – это род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы. Логика развития профессий такова, что первоначально они возникают из конкретных потребностей людей. Затем происходит накопление практического опыта и его глубокое осмысление. Формируется теоретическая база профессиональной деятельности. Решается задача подготовки кадров. Практической деятельности специалиста даётся научное обоснование, что внешне выражается в появлении профессиональных журналов, монографий, учебно-методической литературы, создаются профессиональные организации. Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и разные культуры. Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 году до н. э. В это время в Вавилоне создавались коды справедливости - гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как «филантропия» (что в переводе с греческого означает «проявление любви в отношении человечества»), в Риме - как «народная традиция». Древние инки процесс помощи определяли как «минка», языческие славянские племена как «слепня». В России социальная работа появилась в период проведения Земской реформы 1864 года, хотя и не называлась так. Функции социального работника выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от знаний, жизненного опыта и профессионального мастерства этих людей.
Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы руководствуются не общими моральными критериями, а научно обоснованным профессиональным подходом. Социальная помощь стала рассматриваться как комбинация мер, результатом которой являются изменения как самого человека, так и социального окружения. В течение всего XIX века устанавливалось понимание социальными работниками главного тезиса: для лечения социальных болезней человека необходимо высвободить и развить, преумножить ресурсы личности и его социального окружения, прежде всего семьи. Современный подход в мировой практике заключается в ясном понимании того, что социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений (Тетерский С.В. Введение в социальную работу: учебное пособие. М.: Академический проспект, 2001. С.19). Как следует из определения социальной работы, принятом Международной ассоциацией школ социальной работы и Международной федерацией социальных работников 27 июня 2001 года в Копенгагене, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует расширению прав и укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения уровня их благополучия. Используя теории человеческого поведения и социальных систем, социальная работа на местах способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы» (См .: Definition of Social Work. International Federation of Social Workers (IFSW) and International Association of Schools of Social Work (IASSW). 2001. Retrieved 2012-01-26.).
Международная федерация социальных работников и Международная ассоциация школ социальной работы предлагают следующее понимание социальной работы: социальная работа в различных ее проявлениях обращается к сложным взаимоотношениям между людьми и их окружением. Ее миссия заключается в предоставлении всем людям возможности полностью реализовать свой потенциал, улучшить свою жизнь и предотвратить дисфункциональные явления. Профессиональная социальная работа сосредоточена на решении проблем и достижении позитивных изменений. Это международное определение социальной работы заменяет определение IFSW, принятое в 1982. Подразумевается, что социальная работа в 21 веке является динамичной и развивающейся и поэтому ни одно определение не может быть расценено как исчерпывающее (См.: Definition of Social Work. International Federation of Social Workers (IFSW) and International Association of Schools of Social Work (IASSW). 2001. Retrieved 2012-01-26.). В СССР функции социальных работников выполняли представители профсоюзов, а также работники различных ведомств социальной сферы. Обучение социальной работе как профессии в России началось в конце 80х гг. XX века. Тогда же появилась новая интегративная профессия «социальная работа» со множеством специализаций в зависимости от ведомственной подчинённости. Социальная работа как вид практической деятельности отличается от других видов деятельности спецификой объекта. В узком смысле социальная работа - это деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции, реабилитации. В широком смысле социальная работа - деятельность, направленная на решение социальных проблем личностей, слоев и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию. Социальная работа представляет собой интегрированный, универсальный вид деятельности, цель которой - удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных (прежде всего, социально уязвимых) слоев населения (Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 120).
Профессии «социальный работник» и «специалист по социальной работе» официально зарегистрированы в российских государственных документах в марте-апреле 1991 года и созданы для решения социальных проблем человека и общества: · социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации; · эмоциональные и психологические проблемы; · нужда и бедность; · алкоголизм и наркомания; · насилие и дискриминация; · этнические и национальные проблемы; · преступления и правонарушения; · безработица и профессиональная адаптация; · инвалидность и одинокая старость; · жилищные проблемы; · опекунство, попечительство, усыновление; · родительская жестокость и т.д. Как вид практической деятельности социальная работа включает объект, субъект, содержание, средства, управление, функции и цели. В качестве ее объекта выступают (при широкой трактовке) отдельные личности и группы, нуждающиеся в посторонней помощи, социально слабо защищенные: старики; пенсионеры; инвалиды; дети-сироты; люди, попавшие в беду, испытывающие сильный стресс; матери и отцы, воспитывающие в одиночку детей; лица и группы с девиантным поведением (алкоголики, наркоманы, преступники, проститутки и др.); находящиеся в тюрьмах и вернувшиеся из них; безработные, обездоленные, беженцы и др. Субъектами социальной работы выступают государственные структуры, общественные, благотворительные, милосердные и другие организации и учреждения, социальные работники как люди, занимающиеся социальной деятельностью в соответствующих службах или на общественных началах. Многообразны средства социальной работы: это деловые связи, личные контакты, слова, приемы психотерапии, личное обаяние и такие средства, как телефон, специальные учетные бланки и т.д.
В общем плане целью практической социальной работы выступает удовлетворение потребностей и интересов личностей и групп, оказание соответствующей помощи и поддержки (Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина // Социологические исследования. 2000. № 9. С. 120-121.). Оказывая помощь клиенту, социальный работник реализует следующие функции: диагностическую, организаторскую, прогностическую, предупредительно-профилактическую и социально-терапевтическую, организационно-коммуникативную, охранно-защитную и др. Важнейшей доминантой, раскрывающей понятие «социальная работа» в контексте профессиональной деятельности являются профессиональные роли социального работника. Наибольшее распространение в России получил следующий ролевой репертуар социального работника: · определитель клиента – социальный работник, который устанавливает индивидов, или группы людей, испытывающих трудности или находящихся в опасности быть подвергнутыми насилию; · брокер – социальный работник, направляющий клиентов в необходимые им службы, ведомства, организации; · посредник («буфер») социальный работник, помогающий двум людям, человеку и группе или двум группам преодолеть различия и вести совместную работу; · адвокат (защитник) – его деятельность предполагает помощь отдельным людям, группам, общностям (защита, работа в ситуации), борьбу за изменение в законе или действующей практике с позиции определенного класса людей или части общества; · оцениватель – социальный работник, который собирает информацию, оценивает проблемы людей, групп, сообществ; · учитель - социальный работник, который передает информацию и знания, помогает людям развить умения; · корректор поведения – вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятие людей или групп; · консультант – помогает в решении проблем клиентов; · проектант сообществ – социальный работник, планирующий развитие программ их деятельности; · менеджер информации – собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде; · администратор – социальный работник, который управляет агентством, учреждением, программой (проектом) или социальной службой; · практик – обеспечивает конкретную постоянную помощь, заботу (физическую, бытовую, финансовую) либо в учреждении, либо на месте (в сообществе). Сегодня профессию «социальная работа» представляет веер специализаций: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор, геронтолог; социальные работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, с «группами риска», медицинский социальный работник и др.), или работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, подростками, престарелыми и др.), либо в определённых учреждениях (социальный работник в школе, на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине, на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстремальных ситуациях, организация социальной работы) (Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. М.: Академический проспект, 2001. С.22).
Чем старше профессия «социальная работа», тем больше у нее разнообразных специальностей и направлений. Эта особенность составляет один из ведущих критериев эффективности социальных служб, поскольку обеспечивает четкое определение статуса профессионалов разного профиля и требований к ним. В свою очередь, ясное формулирование сути деятельности специалистов создает прочную основу для профессиональной рефлексии и междисциплинарного взаимодействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|