Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники психологических знаний социального работника




 

Психологические знания социальный работник приобретает из самых различ­ных источников, как общих, какие доступны ему на протяжении длительного отрезка времени, так и частных, когда информацию о том или ином психологическом явлении или событии можно получить по конкретным деталям или в течение краткого промежутка времени.

Общие источники условно распределяются по четырем большим группам (Немов Р.С., 1998).

Первый источник, с ним человек сталкивается в детстве, — это окружающие его люди: мать, отец, родственники, заменяющие их люди. Они психологически оценивают ре­бенка, характеризуют его поведение. Ребенок принимает эти оценки на веру, относит их к себе; в результате у него скла­дывается определенная самооценка, которая, по сути, является оценкой, сформированной у него другими людьми. Психологические характеристики, которые человек дает другим людям, формируются на основе того, что он сам видит, общаясь с ними и изучая о них отзывы окру­жающих. Соотнося собственные впечатления с оценками других, человек формирует образы этих людей.

Вторым источником психологического познания являются практические дела и продукты человеческой дея­тельности. Оценивая их, сравнивая результаты своей дея­тельности и деятельности других, человек формирует пред­ставление о собственных качествах, способностях и возмож­ностях. У него складывается самооценка знаний, умений, навыков, деловых, волевых и прочих персональных качеств. Сопоставляя чьи-то достижения со своими собствен­ными успехами и неудачами, человек формирует образы дру­гих людей.

Третьим источником психологического само­познания и познания других людей могут служить разного рода испытания и критические жизненные ситуации, когда человек наиболее ярко проявляет свои особенности. Тес­ты, дополнительно используемые в иных случаях, дают наиболее достоверную и точную инфор­мацию о человеке. Они же зачастую являются единственным источником знаний о таких психологических свойствах лю­дей, которые невозможно наблюдать и оценивать непосред­ственно.

Четвертый источник психологических зна­ний — произведения науки, литературы и искусст­ва. Бесценным источником, можно сказать, учебником психологического по­знания людей являются произведения великих писате­лей, знатоков человеческих душ: это Шекспир, Чехов, Достоевский, Толстой, Стендаль, Бальзак и др.

Естественно, психологическое познание другого человека не ограничивается только глобальными источниками. Более частными, но вполне предметными источниками для пополнения психологических знаний социального работника о человеке могут быть следующие.

1. Рукопожатие, которое может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность:

слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук — безразличие;

продолжительное рукопожатие и влажные руки — сильное волнение;

немного затянутое рукопожатие наряду с улыбкой — дружелюбие;

ладонь, повернутая вниз, — желание главенствовать;

ладонь вверх — покорное рукопожатие, передача инициативы другому;

руки партнера остаются в одинаковом положении — ува­жение;

прямая, не согнутая, рука — напоминание о неравенстве;

пожатие кончиков пальцев — сохранение дистанции;

жест «перчаткой» — честность партнера, ему можно доверять.

2. Конституция тела, при этом:

хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, узкие плечи, длинные и худые ноги (лептосоматик) — указывают на склонность к колебаниям эмоций, упрямство, неподатливость, замкнутость, трудности в приспособлении к окружающим (шизотимик);

выраженная жировая ткань, тучная конституция, средний или маленький рост, большой живот, круглая голова на короткой шее (пикник) — данные признаки указывают на перепады эмоций между радостью и печалью, легкость в контактах с людьми, реалистичность во взглядах (циклотимик);

развитая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра (атлетик) — все это свидетельства спокойного нрава, малой впечатлительности, сдержанности жестов и мимики, невысокой гибкости мышления, часто мелочности (иксотимик).

3. Индивидуальность (графологичность) почерка,по ней можно судить об индивидуальных особенностях человека. При этом выделяются следующие закономерности (Щеголев И., 2007. С. 12–13):

Почерк характеризуется сте­пенью геометрической выдер­жанности письма. Речь идет о выровненности линий, строк и полей, величине ин­тервалов между словами и строками, одинаковости нажима. Степень выдержанности письма зависит от воли человека, запасов его внутренней энергии, спо­собно-сти напряженно трудиться, уравновешенности характера.

Всякие преувеличения в по­черке указывают на стремление автора письма выделить­ся, обратить на себя внимание, компенсировать отсутствие желаемых качеств.

Витиеватость почерка гово­рит о самодовольстве, хвастливости, ограниченно­сти, нарочитости поведения.

Волнистые линии в письме и в подписи присущи людям изворотливым, хит­рым, умеющим приспособиться.

Обилие угловатых линий в пись­ме указывает на твердость, настойчивость, конфликт­ность.

Закругленность линий в письме характерна для миролюбивых людей, сгла­живающих конфликты, умеющих под­дер­живать добрые отношения.

4. Особенности лица (физиогномические данные) также могут многое сказать о человеке. К примеру, американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера в 10 тысячах досье показали:

темноглазые дети более жизнеспособны и инициативны;

темно-голубые глаза у взрослых — признак настойчивости и склонности к сентиментальности; к тому же эти люди капризны;

люди с темно-серыми глазами упрямы и смелы, вспыльчивы и злопамятны, ревнивы, но однолюбы;

кареглазые веселы, остроумны, вспыльчивы, влюбчивы, но непостоянны во всем;

светло-карие глаза указывают на застенчивость, склонность к уединению;

синеглазые — романтики, правдивы, но амбициозны и эгоистичны;

зеленые и серо-зеленые глаза — люди с сильной волей, постоянны, целеустремленны, но жестки и несговорчивы.

5. Мимические выражения несут более 70% информации о том, что переживает человек. Установлено, что полное сообщение усваивается человеком через мимику и жесты на 55%, через интонацию — на 38% и через слова — лишь на 7%. К примеру, взгляд может быть:

деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает созда­ние серьезной атмосферы делового партнерства;

светским, ког­да взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) — это способствует созданию атмосферы светского непри­нужденного общения;

интимным, когда взгляд направлен ниже лица — на другие части тела до уров­ня груди; такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении.

6. Жесты могут подразделяться на следующие виды (Ниренберг Дж., Калеро Г., 1990):

жесты оценки — почесывание подбородка; вытягивание ука­зательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др.;

жесты уверенности — соединение пальцев в купол пирами­ды; раскачивание на стуле;

жесты нервозности и неуверенности — переплетенные паль­цы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу паль­цами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть, и др.;

жесты самоконтроля — руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытира­ние влажных ладоней о ткань;

жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

жесты расположения — прикладывание руки к груди; пре­рывистое прикосновение к собеседнику и др.;

жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

жесты неискренности — «прикрытие рукой рта»; «прикосно­вение к носу», как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; «бегающий взгляд» и др.

Но и этот перечень является далеко не исчерпывающим. О человеке дает информацию буквально каждая деталь, с ним связанная. Информативны в психологическом плане и такие факторы, как: возраст человека, фамилия, имя, отчество, дата его рождения, особенности одежды, аксессуары, манера улыбаться и смеяться, особенности речи и т.д. Заслуживают внимания нюансы в изменении поведения человека в сравнении с общим контекстом взаимодействия с ним.

 

 

1.4. Психология социальной работы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...