Источники психологических знаний социального работника
Психологические знания социальный работник приобретает из самых различных источников, как общих, какие доступны ему на протяжении длительного отрезка времени, так и частных, когда информацию о том или ином психологическом явлении или событии можно получить по конкретным деталям или в течение краткого промежутка времени. Общие источники условно распределяются по четырем большим группам (Немов Р.С., 1998). Первый источник, с ним человек сталкивается в детстве, — это окружающие его люди: мать, отец, родственники, заменяющие их люди. Они психологически оценивают ребенка, характеризуют его поведение. Ребенок принимает эти оценки на веру, относит их к себе; в результате у него складывается определенная самооценка, которая, по сути, является оценкой, сформированной у него другими людьми. Психологические характеристики, которые человек дает другим людям, формируются на основе того, что он сам видит, общаясь с ними и изучая о них отзывы окружающих. Соотнося собственные впечатления с оценками других, человек формирует образы этих людей. Вторым источником психологического познания являются практические дела и продукты человеческой деятельности. Оценивая их, сравнивая результаты своей деятельности и деятельности других, человек формирует представление о собственных качествах, способностях и возможностях. У него складывается самооценка знаний, умений, навыков, деловых, волевых и прочих персональных качеств. Сопоставляя чьи-то достижения со своими собственными успехами и неудачами, человек формирует образы других людей. Третьим источником психологического самопознания и познания других людей могут служить разного рода испытания и критические жизненные ситуации, когда человек наиболее ярко проявляет свои особенности. Тесты, дополнительно используемые в иных случаях, дают наиболее достоверную и точную информацию о человеке. Они же зачастую являются единственным источником знаний о таких психологических свойствах людей, которые невозможно наблюдать и оценивать непосредственно.
Четвертый источник психологических знаний — произведения науки, литературы и искусства. Бесценным источником, можно сказать, учебником психологического познания людей являются произведения великих писателей, знатоков человеческих душ: это Шекспир, Чехов, Достоевский, Толстой, Стендаль, Бальзак и др. Естественно, психологическое познание другого человека не ограничивается только глобальными источниками. Более частными, но вполне предметными источниками для пополнения психологических знаний социального работника о человеке могут быть следующие. 1. Рукопожатие, которое может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность: слишком короткое, вялое рукопожатие очень сухих рук — безразличие; продолжительное рукопожатие и влажные руки — сильное волнение; немного затянутое рукопожатие наряду с улыбкой — дружелюбие; ладонь, повернутая вниз, — желание главенствовать; ладонь вверх — покорное рукопожатие, передача инициативы другому; руки партнера остаются в одинаковом положении — уважение; прямая, не согнутая, рука — напоминание о неравенстве; пожатие кончиков пальцев — сохранение дистанции; жест «перчаткой» — честность партнера, ему можно доверять. 2. Конституция тела, при этом: хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, узкие плечи, длинные и худые ноги (лептосоматик) — указывают на склонность к колебаниям эмоций, упрямство, неподатливость, замкнутость, трудности в приспособлении к окружающим (шизотимик);
выраженная жировая ткань, тучная конституция, средний или маленький рост, большой живот, круглая голова на короткой шее (пикник) — данные признаки указывают на перепады эмоций между радостью и печалью, легкость в контактах с людьми, реалистичность во взглядах (циклотимик); развитая мускулатура, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра (атлетик) — все это свидетельства спокойного нрава, малой впечатлительности, сдержанности жестов и мимики, невысокой гибкости мышления, часто мелочности (иксотимик). 3. Индивидуальность (графологичность) почерка,по ней можно судить об индивидуальных особенностях человека. При этом выделяются следующие закономерности (Щеголев И., 2007. С. 12–13): Почерк характеризуется степенью геометрической выдержанности письма. Речь идет о выровненности линий, строк и полей, величине интервалов между словами и строками, одинаковости нажима. Степень выдержанности письма зависит от воли человека, запасов его внутренней энергии, способно-сти напряженно трудиться, уравновешенности характера. Всякие преувеличения в почерке указывают на стремление автора письма выделиться, обратить на себя внимание, компенсировать отсутствие желаемых качеств. Витиеватость почерка говорит о самодовольстве, хвастливости, ограниченности, нарочитости поведения. Волнистые линии в письме и в подписи присущи людям изворотливым, хитрым, умеющим приспособиться. Обилие угловатых линий в письме указывает на твердость, настойчивость, конфликтность. Закругленность линий в письме характерна для миролюбивых людей, сглаживающих конфликты, умеющих поддерживать добрые отношения. 4. Особенности лица (физиогномические данные) также могут многое сказать о человеке. К примеру, американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера в 10 тысячах досье показали: темноглазые дети более жизнеспособны и инициативны; темно-голубые глаза у взрослых — признак настойчивости и склонности к сентиментальности; к тому же эти люди капризны;
люди с темно-серыми глазами упрямы и смелы, вспыльчивы и злопамятны, ревнивы, но однолюбы; кареглазые веселы, остроумны, вспыльчивы, влюбчивы, но непостоянны во всем; светло-карие глаза указывают на застенчивость, склонность к уединению; синеглазые — романтики, правдивы, но амбициозны и эгоистичны; зеленые и серо-зеленые глаза — люди с сильной волей, постоянны, целеустремленны, но жестки и несговорчивы. 5. Мимические выражения несут более 70% информации о том, что переживает человек. Установлено, что полное сообщение усваивается человеком через мимику и жесты на 55%, через интонацию — на 38% и через слова — лишь на 7%. К примеру, взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) — это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен ниже лица — на другие части тела до уровня груди; такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении. 6. Жесты могут подразделяться на следующие виды (Ниренберг Дж., Калеро Г., 1990): жесты оценки — почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др.; жесты уверенности — соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле; жесты нервозности и неуверенности — переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть, и др.; жесты самоконтроля — руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.; жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань; жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.; жесты расположения — прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.; жесты неискренности — «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу», как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; «бегающий взгляд» и др. Но и этот перечень является далеко не исчерпывающим. О человеке дает информацию буквально каждая деталь, с ним связанная. Информативны в психологическом плане и такие факторы, как: возраст человека, фамилия, имя, отчество, дата его рождения, особенности одежды, аксессуары, манера улыбаться и смеяться, особенности речи и т.д. Заслуживают внимания нюансы в изменении поведения человека в сравнении с общим контекстом взаимодействия с ним.
1.4. Психология социальной работы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|