Психологическая компетентность социального работника
Компетентность (от лат. competentis — соответствующий; способный) — обладание знаниями, умениями, навыками и способами выполнения той или иной деятельности. Психологическая компетентность социального работника заключается в умении изучать другого человека и аутопсихологической компетентности (умении изучать себя). Целесообразным является выделение следующих подструктур психологической компетентности: личной (знания, умения, навыки и способы достижения личного успеха); профессиональной (знания, умения, навыки и способы достижения профессионального успеха). Конечно, каждый человек, взаимодействуя с другими людьми, уже является в той или иной мере психологом. Но житейской психологии очень часто бывает недостаточно, особенно если перед нами стоит какая-то серьезная цель. Тем более сегодня, в условиях сложного XXI в., когда человек все меньше находит возможность глубоко изучить сущность другого человека (да и себя самого), поскольку вынужден участвовать в бешеной гонке за «место под солнцем», решать множество бытовых проблем, довольствуясь лишь суррогатами общения (по телефону, через Интернет и т.п.). А суррогаты общения не могут дать подлинного понимания человека. В свою очередь непонимание порождает ошибочные суждения и действия, разногласия и конфликты, способствует возникновению стрессовых ситуаций. Всего этого позволяет избежать знание психологии. Но одного теоретического знания мало. Теория без практики мертва и бесплодна. Необходимы активность, действия. Действия, подкрепленные знаниями, ибо практика без теории опасна. В этом плане психология — одна из самых практических наук, так как психологическими знаниями, полученными из авторитетных источников, можно смело пользоваться сразу же после того, как человек о них узнал.
Но что значит познать другого человека? В чем заключается психологическое познание? Психологически познать человека — значит получить информацию о его психологических особенностях, понять внутреннее состояние и на основании этих знаний предсказать его действия, поступки, поведение в различных жизненных ситуациях (Немов Р.С., 1998). Для чего же нужно познавать человека? Р.С. Немов так отвечает на этот вопрос: 1. Понимание себя и другого человека позволяет предвидеть, предсказывать его поведение. Зная, например, особенности внимания человека, можно судить о том, способен ли он длительно и сосредоточенно трудиться. 2. Психологическая компетентность дает возможность установить контакт с человеком, в случае необходимости оказывать на него воздействие, способное принести взаимную пользу. 3. Знание психологических состояний человека позволяет находить способы общения с ним, соответствующие его сиюминутному настрою, и тем самым избегать недоразумений и конфликтов (например, человек в данный момент находится в состоянии аффекта, стресса или просто пребывает в плохом настроении и не расположен к общению). 4. Представление о мотивах и потребностях человека поможет найти общий язык с ним, заинтересовать его и организовать взаимодействие с ним таким образом, чтобы оно в наибольшей степени отвечало актуальным интересам и потребностям данного человека. 5. Имея информацию о том, как человек принимает и практически реализует принятые решения, мы можем привести наши ожидания в соответствие с психологической индивидуальностью этого человека. Зная, например, о том, что он принимает решение сразу, не раздумывая, и тут же старается его реализовать, мы, общаясь, взаимодействуя с ним, настраиваемся на быструю реакцию с его стороны и тщательно продумываем свои действия. Напротив, если известно, что человек не склонен сразу принимать решение и начинает действовать лишь тогда, когда все до мелочей обстоятельно обдумано и взвешено, мы не ожидаем от него немедленных реакций и действий.
6. Точное представление о темпераменте и характере человека также позволяет прогнозировать, предвидеть его реакции. Кроме того, поскольку темперамент и характер достаточно устойчивы, приходится принимать как неизбежные некоторые поступки человека, строить личные и деловые взаимоотношения с ним с учетом уже сложившихся особенностей. 7. Наконец, зная отношение человека к себе и другим людям, мы можем или подстраиваться под эти отношения, или заранее настраиваться на то, чтобы в конечном счете изменить их в нужную сторону. Психологическая компетентность социального работника складывается из совокупности личных качеств и профессиональных психологических знаний и навыков. К необходимым личным качествам социального работника стоит отнести: энтузиазм и гордость своей профессией; у веренность в себе — вера в себя, в свое умение помогать людям, занимаясь своей профессией; сильный характер — умение проявлять упорство и выполнять намеченные планы; порядочность, от которой иногда может зависеть жизнь и здоровье как окружающих, так и самого человека; искренность, которая проявляется в честности с самим собой и другими людьми; доброжелательность — умение увидеть положительное во всех людях и во всех ситуациях; инициативу — она заключается впринятии на себя персональной ответственности за свои установки и действия; оптимизм — понимание важности позитивного мышления и позитивных убеждений; аффилиация — потребность в установлении и сохранении добрых взаимоотношений с людьми. К необходимым профессиональным качествам социального работника следует отнести его способность знакомиться и взаимодействовать с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения и заканчивая конкретными, т.е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с «клиентами». А ими могут быть кто угодно, так как социальная работа осуществляется как на индивидуально-личностном, семейном уровне, так и на уровне групп (детских, молодежных, престарелых граждан, матерей-одиночек, бывших алкоголиков и наркоманов, бродяг и т.д.). Это может быть работа на предприятии, в микрорайонах, в организациях социального обслуживания населения и т.п. Социальный работник может выступать в роли агента или посредника, ориентированного на реальных людей с их жизненными заботами и трудностями.
По определению, социальные работники, как и врачи, учителя, психологи-практики, юристы, социологи и др., относятся к профессиям типа «человек — человек». Социальному работнику, взаимодействующему с различными людьми, следует знать, что наиболее эффективной психологической установкой является установка: «я выиграл — ты выиграл». Неэффективными же являются: «ты выиграл — я проиграл», «я выиграл — ты проиграл» и, конечно, «я проиграл — ты проиграл». Таким образом, психологическая компетентность социального работника складывается из совокупности личных качеств и профессиональных психологических навыков. И чтобы эти навыки приобретать, необходимо уяснить, из каких источников нужно черпать психологические знания, какими принципами и методами при этом пользоваться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|