Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этика и психология личности социального работника




 

Этико-психологические особенности личности социального работника на практике находят свое конкретное воплощение в коммуникативной культуре представителей этой службы.Ее отсутствиеу некомпетентных социальных работников проявляется в таких негативных личных качествах и явлениях, как нервозность, алчность, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость, грубость, неуважение к пожилым людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость, безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, склонность к вымогательству и т.п. Всего этого нет в природе человека нравственного и, конечно, культурного.

Коммуникативная культура социального работника представляет собой совокупность знаний и навы­ков в области организации социальной помощи нуждающимся. Она позволяет устанавли­вать психологический контакт с клиентами, доби­ваться точного восприятия и понимания, прогнозировать и направлять их поведение к желательному результату. В основе коммуникативной культуры социальных работников лежат такие качества и умения, как вежли­вость, корректность и сдержанность, тактичность, скромность, точность и пунктуальность, предуп­редительность. Рассмотрим каждое из этих качеств более подробно:

· вежливость – это показатель воспитанности человека, которая проявляется в уважительном отношении к другим людям, умении слушать, внимательности к собеседнику. Вежливость не позволит открыто замечать неправильности в языке и произношении, осуждать чужие привычки;

· корректность и сдержанность проявляется в умении держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Ос­таться корректным – значит сохранить свое достоинство. Социальный работник должен воспитывать в себе сдержан­ность, то есть умение управлять своими эмоциональными реак­циями, не допуская развития отрицательных эмоций под вли­янием огромного разнообразия характеров контактирующих с ним людей;

· тактичность также является одной из важных составляющих коммуникативной культуры социального работника, проявляющейся в чувстве меры, понимании границ в общении, превышение которых может поставить человека в неловкое положение. Если прави­ла вежливости можно механически заучить, то такт требует большего. Чтобы развить в себе чувство такта, нужно мысленно ставить себя на место другого человека. Для социального работника – это и умение прийти на помощь оказавше­муся в затруднительном положении, оказать услугу, помочь больному или пожилому человеку оперативно, четко, вовремя, без лишних вопросов и ненужной суеты;

· скромность в общении означает умеренность в оценках, ува­жение вкусов, привязанностей других людей, умение не подчеркивать свои достоин­ства и заслуги, отсутствие тщеславия, высокомерия, позерства, сдержан­ность в поведении. Скромный человек знает, что его личные заслуги не так важны, как успех коллектива. Он не подчеркивает своего «я», своих действительных и мнимых способностей, своего превос­ходства над другими. Скромный человек не навязыва­ет другим своих взглядов и воли, он ищет пути убеждения и только таким образом достигает цели;

· точность и пунктуальность имеют очень большое значение для предупреждения и разрешения конфликтов в социальной работе. Пунктуальный социальный работник – это очень точный и аккуратный в исполнении профессиональных обязанностей специалист, который заблаговре­менно прогнозирует конфликтные ситуации и делает все, чтобы по возможности их избежать, оптимизируя процесс социального обслуживания;

· предупредительность – это стремление первым оказать лю­безность, избавить другого человека от неудобств и неприятнос­тей. Предупредительный социальный работник как правило имеет желание и готовность идти к людям и находит адекватные формы общения с ними, чтобы помочь им.

Таким образом, мы видим, что общение и оказание помощи нуждающимся в ней является основным содержанием деятельности социального работника. Поэтому овладение навыками общения считается очень значимым для социальных работников. К таким навыкам относится умение:

· создать и развивать отношения, выслушать других с пониманием и целенаправленно вести беседу;

· выявлять информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации;

· наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы;

· устанавливать доверительные отношения с подопечными;

· обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном ключе;

· тщательно разбираться в той или иной ситуации, вести исследования или интерпретировать выводы;

· посредничать и упорядочивать отношения между конфликтующими индивидами и группами, налаживать межинституциональные связи;

· интерпретировать социальные нужды и информировать о них в соответствующих службах, институтах;

· активизировать усилия подопечных по решению их собственных проблем.

К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие (Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова, 2003. С. 60 – 61):

1. Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.

2. Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника.

3. Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.

4. Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей.

5. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.

6. Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования).

7. Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения тех или иных прав.

8. Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с лицами, профессионально связанными с ними.

Информация, полученная в процессе исследовательской работы, должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обязательств социального работника перед клиентом (Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова, 2003, С. 61), то

1. Интересы клиента всегда должны быть на первом месте;

2. Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;

3. Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды;

4. Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку, личностным характеристикам, условиям, статусу;

5. Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, предоставляемых ему социальной службой. Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;

6. Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы клиенту был нанесён как можно меньший ущерб;

7. Социальный работник должен давать возможность клиенту самоопределяться, т. е. принимать решения по поводу своих проблем, методов «лечения»;

8. Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действиях, которые нарушают или подрывают гражданские или юридические права клиента.

Таким образом, этико-психологические особенности личности социального работника изначально предполагают его способность и готовность к компетентному прогнозированию, поведению и разрешению конфликтных ситуаций. Но в реальной практике это становится возможным только в том случае, если социальный работник придерживается этических требований, предъявляемых к его профессии, знает и учитывает миссию социальной работы, защищает достоинство и цельность своей профессии.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...