Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка рукописи и оформление научной и методической работы




6Л. План-проспект, аннотация, оглавление

План-проспект — это документ об основных положениях со­держания будущей работы (учебника, диссертации), принципах раскрытия темы, построении, соотношении объемов частей. Прак­тически план-проспект — это оглавление будущего издания с ре­феративным раскрытием содержания глав и параграфов и указа­нием их объема в авторских листах или машинописных страницах [1], (приложение 20, п. 8).

После того как выбрана тема, определены цель и задачи на­учного исследования, методической работы, собран и обрабо­тан фактический материал и на очереди — оформление и напи­сание работы, большое значение имеет подготовка плана-про­спекта. План-проспект — основной документ, во-первых, опре­деляющий содержание и структуру разрабатываемого автором (ав­торским коллективом) вида научной или методической работы, во-вторых— необходимый для заключения издательского дого­вора на публикацию работы (монографии, учебника, учебного пособия).

Содержание плана-проспекта для учебной литературы опре­деляется действующими учебными программами по соответству­ющим курсам. В плане-проспекте должны найти отражение ос­новные вопросы, входящие в учебную программу предлагаемого к изданию курса; в нем дается краткое содержание каждой струк­турной части книги и объем в авторских листах (страницах). План-проспект обсуждается на кафедре высшего учебного заведения, в число дисциплин которой входит избранная для издания авто­ром. После положительного решения кафедры план-проспект вместе с аннотацией, пояснительной запиской и рукописью на­правляется в соответствующие инстанции (Минобразования РФ, учебно-методическое объединение по соответствующей специ­альности). Объем аннотации — одна страница, в ней даются крат­кие сведения о содержании учебника (учебного пособия), отли­чии от ранее издаваемых работ, о специальностях, для которых он предназначается. В пояснительной записке объемом 1 — 2 с. ука­зывается программа, на основании которой будет подготовлен


учебник и даются сведения об авторе. Объем плана-проспекта за­висит от планируемого объема книги, но не более 5 —10 с. Завер­шающий этап — заключение издательского договора и дальней­шая работа над рукописью в установленном порядке. По такому же принципу составляется план-проспект для методических реко­мендаций.

Структура плана-проспекта диссертации: введение; глава 1 (на

I основании анализа литературных данных); глава 2 — задачи, ме­тоды и организация исследования; глава 3 — результаты теорети-

I ческого исследования, педагогического эксперимента (могут быть две главы или больше, если имеется большой фактический мате­риал); выводы; практические рекомендации; список литературы; приложения. План-проспект научной работы может обсуждаться в соответствующей лаборатории научно-исследовательского инсти­тута или вуза. План-проспект диссертации (кандидатской, док­торской) обсуждается на кафедре (в лаборатории) и после утвер­ждения служит руководством для диссертанта и научного руково-

| дителя (консультанта), а также для контроля на кафедре (в лабо­ратории).

Аннотация — это краткая характеристика содержания, целево­го назначения издания, его читательского адреса, формы и дру­гих особенностей, не отраженных в выходных сведениях или на титульном листе [16]. Представляется автором вместе с планом-проспектом издания. В аннотации указываются самые существен­ные признаки содержания, отражающие научное и практическое содержание работы, ее новизну, отличия от других, близких по тематике. Объем аннотации не должен превышать 600 печатных знаков. В аннотации содержатся: данные об авторе (ученая сте­пень, звание, профессия и др.); конкретная форма аннотируемой работы (монография, учебник, учебное пособие), если это не указано в библиографическом описании; предмет (объект) изло­жения и его основные характеристики (суть темы, аспекты ее ос­вещения и др.); отличительные черты работы по сравнению с род­ственными по тематике и целевому назначению; конкретный чи­тательский адрес (специальность основного круга читателей, ко­торым адресуется работа, дополнительный круг читателей). Тре­бования к аннотации изложены в ГОСТ 7.9—95.

Оглавление и содержание. Оглавление служит указателем рубрик произведения, выпускаемого отдельным изданием. Содержание является указателем произведений (статей, рассказов, повестей), опубликованных в издании. Оглавление и содержание — обяза­тельные элементы справочного аппарата научных и методических работ. Оглавление или содержание помещают обычно в самом кон­це, перед выпускными данными, в начале работы его помещают тогда, когда автор считает необходимым ознакомить с ним чита­теля перед чтением текста [16].


В оглавление включают все заголовки при 2—3-ступенчатой рубрикации или заголовки только первых 2—3 ступеней при мно­гоступенчатой рубрикации; все заголовки аппарата издания (пре­дисловие, вспомогательные указатели и т. д.). В содержание вклю­чают названия произведений, помещаемых в издании; заголовки разделов (частей), объединяющие группу произведений; заголов­ки аппарата издания.

Рабочее оглавление — наглядная схема, включающая все без ис­ключения заголовки рукописи и позволяющая судить по их распо­ложению о соотношении между собой по значимости (старшие, равнозначные, подчиненные). Это облегчает автору проверку руб­рикации работы и упрощает редакционным работникам и рецен­зентам анализ и оценку произведения (см. также 6.3).

Резюме (от франц. resumer — излагать вкратце) — это крат­кое, в виде выводов, изложение содержания работы, чаще всего статьи, доклада. Главное назначение резюме — дать читателю ин­формацию, на основании которой он мог бы определить: читать или не читать работу. Поэтому резюме лучше размещать перед основным текстом, вслед за его заглавием, а не в конце [16].

Приложения представляют собой часть текста, имеющую до­полнительное значение, но необходимую для более полного ос­вещения темы: размещаются в конце издания. В содержание при­ложений научно-методических работ по физической культуре и спорту входят: выдержки из правительственных постановлений, официальных материалов, инструкций и правил, программ и др. — в соответствии с видом издания и замыслом автора. Форма прило­жений может быть следующая: текст, таблицы, чертежи, схемы и др. В приложения не следует включать материалы, не имеющие прямого отношения к содержанию издания [16].

Объем приложений зависит от объема основного текста и ха­рактера работы, в справочной литературе он может доходить до 30 %. Если в приложении представлен один документ, он дается под одним заголовком «Приложение», если несколько, то под за­головком «Приложения»; каждому документу присваивается поряд­ковый номер (арабскими или римскими цифрами, реже — про­писными буквами русского алфавита). Давать другие наименования приложениям не рекомендуется. Номер приложения без знака «№» (Приложение 1) помещают в правом верхнем углу над заголовком. Связь основного текста с приложением оформляется записью (см. приложение А), (приложение 6). В оглавлении (содержании) при­ложение дается в виде отдельной рубрики («Приложение», «При­ложения») с полным названием каждого документа.

Предметный указатель содержит перечень основных тематиче­ских объектов (предметов), обсуждаемых или упоминаемых в тек­сте научного, методического или справочного издания. Автор от­бирает необходимую информацию, заключенную в тексте, и пред-


ставляет ее в виде определенных терминов или других обозначе­ний предметов, их свойств и отношений. Основной структурный элемент предметного указателя — предметная рубрика, представ­ляющая собой условное словосочетание, позволяющее иденти­фицировать определенный отрезок текста [16].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...