Подготовка рукописи и оформление научной и методической работы
6Л. План-проспект, аннотация, оглавление План-проспект — это документ об основных положениях содержания будущей работы (учебника, диссертации), принципах раскрытия темы, построении, соотношении объемов частей. Практически план-проспект — это оглавление будущего издания с реферативным раскрытием содержания глав и параграфов и указанием их объема в авторских листах или машинописных страницах [1], (приложение 20, п. 8). После того как выбрана тема, определены цель и задачи научного исследования, методической работы, собран и обработан фактический материал и на очереди — оформление и написание работы, большое значение имеет подготовка плана-проспекта. План-проспект — основной документ, во-первых, определяющий содержание и структуру разрабатываемого автором (авторским коллективом) вида научной или методической работы, во-вторых— необходимый для заключения издательского договора на публикацию работы (монографии, учебника, учебного пособия). Содержание плана-проспекта для учебной литературы определяется действующими учебными программами по соответствующим курсам. В плане-проспекте должны найти отражение основные вопросы, входящие в учебную программу предлагаемого к изданию курса; в нем дается краткое содержание каждой структурной части книги и объем в авторских листах (страницах). План-проспект обсуждается на кафедре высшего учебного заведения, в число дисциплин которой входит избранная для издания автором. После положительного решения кафедры план-проспект вместе с аннотацией, пояснительной запиской и рукописью направляется в соответствующие инстанции (Минобразования РФ, учебно-методическое объединение по соответствующей специальности). Объем аннотации — одна страница, в ней даются краткие сведения о содержании учебника (учебного пособия), отличии от ранее издаваемых работ, о специальностях, для которых он предназначается. В пояснительной записке объемом 1 — 2 с. указывается программа, на основании которой будет подготовлен
учебник и даются сведения об авторе. Объем плана-проспекта зависит от планируемого объема книги, но не более 5 —10 с. Завершающий этап — заключение издательского договора и дальнейшая работа над рукописью в установленном порядке. По такому же принципу составляется план-проспект для методических рекомендаций. Структура плана-проспекта диссертации: введение; глава 1 (на I основании анализа литературных данных); глава 2 — задачи, методы и организация исследования; глава 3 — результаты теорети- I ческого исследования, педагогического эксперимента (могут быть две главы или больше, если имеется большой фактический материал); выводы; практические рекомендации; список литературы; приложения. План-проспект научной работы может обсуждаться в соответствующей лаборатории научно-исследовательского института или вуза. План-проспект диссертации (кандидатской, докторской) обсуждается на кафедре (в лаборатории) и после утверждения служит руководством для диссертанта и научного руково- | дителя (консультанта), а также для контроля на кафедре (в лаборатории). Аннотация — это краткая характеристика содержания, целевого назначения издания, его читательского адреса, формы и других особенностей, не отраженных в выходных сведениях или на титульном листе [16]. Представляется автором вместе с планом-проспектом издания. В аннотации указываются самые существенные признаки содержания, отражающие научное и практическое содержание работы, ее новизну, отличия от других, близких по тематике. Объем аннотации не должен превышать 600 печатных знаков. В аннотации содержатся: данные об авторе (ученая степень, звание, профессия и др.); конкретная форма аннотируемой работы (монография, учебник, учебное пособие), если это не указано в библиографическом описании; предмет (объект) изложения и его основные характеристики (суть темы, аспекты ее освещения и др.); отличительные черты работы по сравнению с родственными по тематике и целевому назначению; конкретный читательский адрес (специальность основного круга читателей, которым адресуется работа, дополнительный круг читателей). Требования к аннотации изложены в ГОСТ 7.9—95.
Оглавление и содержание. Оглавление служит указателем рубрик произведения, выпускаемого отдельным изданием. Содержание является указателем произведений (статей, рассказов, повестей), опубликованных в издании. Оглавление и содержание — обязательные элементы справочного аппарата научных и методических работ. Оглавление или содержание помещают обычно в самом конце, перед выпускными данными, в начале работы его помещают тогда, когда автор считает необходимым ознакомить с ним читателя перед чтением текста [16]. В оглавление включают все заголовки при 2—3-ступенчатой рубрикации или заголовки только первых 2—3 ступеней при многоступенчатой рубрикации; все заголовки аппарата издания (предисловие, вспомогательные указатели и т. д.). В содержание включают названия произведений, помещаемых в издании; заголовки разделов (частей), объединяющие группу произведений; заголовки аппарата издания. Рабочее оглавление — наглядная схема, включающая все без исключения заголовки рукописи и позволяющая судить по их расположению о соотношении между собой по значимости (старшие, равнозначные, подчиненные). Это облегчает автору проверку рубрикации работы и упрощает редакционным работникам и рецензентам анализ и оценку произведения (см. также 6.3). Резюме (от франц. resumer — излагать вкратце) — это краткое, в виде выводов, изложение содержания работы, чаще всего статьи, доклада. Главное назначение резюме — дать читателю информацию, на основании которой он мог бы определить: читать или не читать работу. Поэтому резюме лучше размещать перед основным текстом, вслед за его заглавием, а не в конце [16].
Приложения представляют собой часть текста, имеющую дополнительное значение, но необходимую для более полного освещения темы: размещаются в конце издания. В содержание приложений научно-методических работ по физической культуре и спорту входят: выдержки из правительственных постановлений, официальных материалов, инструкций и правил, программ и др. — в соответствии с видом издания и замыслом автора. Форма приложений может быть следующая: текст, таблицы, чертежи, схемы и др. В приложения не следует включать материалы, не имеющие прямого отношения к содержанию издания [16]. Объем приложений зависит от объема основного текста и характера работы, в справочной литературе он может доходить до 30 %. Если в приложении представлен один документ, он дается под одним заголовком «Приложение», если несколько, то под заголовком «Приложения»; каждому документу присваивается порядковый номер (арабскими или римскими цифрами, реже — прописными буквами русского алфавита). Давать другие наименования приложениям не рекомендуется. Номер приложения без знака «№» (Приложение 1) помещают в правом верхнем углу над заголовком. Связь основного текста с приложением оформляется записью (см. приложение А), (приложение 6). В оглавлении (содержании) приложение дается в виде отдельной рубрики («Приложение», «Приложения») с полным названием каждого документа. Предметный указатель содержит перечень основных тематических объектов (предметов), обсуждаемых или упоминаемых в тексте научного, методического или справочного издания. Автор отбирает необходимую информацию, заключенную в тексте, и пред- ставляет ее в виде определенных терминов или других обозначений предметов, их свойств и отношений. Основной структурный элемент предметного указателя — предметная рубрика, представляющая собой условное словосочетание, позволяющее идентифицировать определенный отрезок текста [16].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|