Экологическая сертификация и экологический аудит.
Экологической сертификацией является деятельность специально аккредитованных государственных органов (например, центров стандартизации и метрологии) по подтверждению соответствия объектов сертификации требованиям в области охраны окружающей среды и другим показателям, установленным законодательством Республики Беларусь. Создание системы нормативов вредного воздействия как критериев качества окружающей среды – одно из достоинств закона «Об охране окружающей среды». Однако на практике данная система не показала своей эффективности по ряду причин: недостаток финансовых средств и отсутствие современных отечественных технологий. По приблизительным подсчетам только 20 процентов загрязняющих производств не превышают установленные предельно допустимые нормативы выбросов или сбросов вредных веществ. Остальные предприятия можно разделить на две группы: для одних устанавливаются временно согласованные выбросы, действие которых распространяется на весьма отдаленные сроки; другие предприятия получают разрешения на выброс по фактическому объему, что является значительной уступкой экономике, но явным ущербом для окружающей среды и человека. Объектами экологической сертификации являются: - система управления окружающей средой; - продукция; - компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды; - оказание услуг в области охраны окружающей среды; - иные объекты в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Государственное регулирование в области экологической сертификации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Научно-методическое руководство по экологической сертификации в Республике Беларусь осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Экологическая сертификация систем управления окружающей средой проводится на соответствие международным стандартам ИСО серии 14000. Экологическая сертификация услуг в области охраны окружающей среды проводится на соответствие требованиям СТБ 1803-2007. Вопросы экологической сертификации регулируются Законом Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26.11.1992 № 1982-XII и техническими нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к порядку проведения сертификации различных объектов оценки соответствии. Экологический аудит проводится в целях обеспечения экологической безопасности, определения путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности путем независимой проверки такой деятельности на соответствие требованиям в области охраны окружающей среды и иным показателям, установленным законодательством Республики Беларусь. Экологический аудит проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на занятие этим видом деятельности. Лица, проводящие экологический аудит, могут оказывать услуги в выработке решений по повышению экологической безопасности производства на проверяемых объектах. Экологический аудит хозяйственной и иной деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей может проводиться в добровольном или обязательном порядке за счет собственных средств этих юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
При приватизации предприятий, а также при банкротстве или ликвидации юридического лица, банкротстве или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, оказывающих вредное воздействие на окружающую среду, а также в иных случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, экологический аудит проводится в обязательном порядке за счет собственных средств этого юридического лица или индивидуального предпринимателя. Важнейшее требования контроля в области охраны окружающей среды – это предупреждение и выявление нарушений природоохранного законодательства, совершенствование форм контроля, организационно-правовых мероприятий в области охраны окружающей среды, предупреждение экологических правонарушений и кризисов.
71. Общая система экономических и экологических индикаторов. Индикаторами устойчивого развития называют показатели, выводимые из первичной информации, и позволяющие судить о состоянии и/или изменениях параметров устойчивого развития (экологических, экономических, социальных). Другими словами, индикаторы устойчивого развития – инструменты оценки устойчивого развития. Наряду с индикаторами устойчивого развития часто применяются индексы устойчивого развития. Концепция устойчивого развития подразумевает повышение качества жизни нынешнего и последующих поколений. Сегодня, в большинстве развитых стран, долгосрочная политика развития базируется на концепции устойчивого развития. Для комплексной оценки развития необходимо учитывать социальные, экономические и экологические показатели развития. В качестве экономических показателей используется величины ВВП и ВВП на душу населения, средняя заработная плата труда работника, покупательная способность населения, прожиточный минимум социальных групп населения, коэффициент Джини, который отражает степень расслоения общества и т.д. В качестве экологических показателей используются такие, как доступность чистой воды, доступность чистого воздуха, доступность продуктов питания.
Для реализации устойчивого развития государств и мира в целом необходимы комплексные и обобщённые показатели, характеризующие состояние и динамику развития. Такими показателями являются индикаторы и индексы устойчивого развития. Индексы могут служить рекомендательной базой при принятии значимых управленческих решений. Индексы и индикаторы применяются для обоснования принимаемого решения посредством количественной оценки и упрощения. Индикаторы позволяют представлять информацию о сложных природных, социальных, экономических процессах в доступной для понимания форме. Могут применяться для информирования и привлечения внимания общественности. Индикаторы и индексы должны соответствовать следующим критериям: 1) Обладать чувствительностью; 2) Быть легко и однозначно интерпретируемыми; 3) Сочетать в себе экологические, экономические и социальные аспекты; 4) Быть научно обоснованными; 5) Иметь количественное выражение; 6) Быть репрезентативными и т.д. Индикаторы и индексы могут быть также классифицированы по иерархическим уровням: глобальном, региональном, национальном и локальном. Выделяют два подхода к построению индексов и индикаторов: При таком подходе индикаторы могут объединены на соответствующие группы: экологические, социальные, экономические и др. 2) Построение интегральных, агрегированных индексов, с помощью которых можно комплексно судить о развитии страны (или региона). Обычно агрегированные показатели подразделяются на следующие группы: -социально-экономические; Широкое признание в мире получила система экоиндикаторов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Они подразделяются на несколько типов:
2) несколько наборов отраслевых показателей для обеспечения интеграции природоохранных вопросов в отраслевую политику; Система индикаторов ОЭСР объясняет взаимосвязи между экономикой и защитой окружающей среды, выявляет экономико-экологические и социально-экологические взаимосвязи. Одна из самых масштабных систем индикаторов устойчивого развития разработана КУР ООН (Комиссией ООН по устойчивому развитию). В системе КУР были выделены четыре подсистемы индикаторов: - индикаторы социальных аспектов устойчивого развития; - индикаторы экономических аспектов устойчивого развития; - индикаторы экологических аспектов устойчивого развития (включая характеристики воды, суши, атмосферы, других природных ресурсов, а также отходов); - индикаторы институциональных аспектов устойчивого развития (программирование и планирование политики, научные разработки, международные правовые инструменты, информационное обеспечение, усиление роли основных групп населения).
72. Экологическое страхование. В мировой практике экологическое страхование означает страхование ответственности объектов – источников повышенного экологического риска – за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование таким образом предотвращения данного загрязнения. Цель экологического страхования – наиболее полная компенсация нанесённого эколого-экономического ущерба.Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации возможных убытков любому из них. Вероятностный характер перехода потенциальной опасности в осуществившуюся позволяет, собрав относительно небольшие взносы с достаточно большого количества субъектов компенсировать возникший ущерб. Видами экологического страхования являются: 1. личное 2. имущественное 3. экологической ответственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|