Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы.




Выручка – это доход от реализации произведенной продукции (услуг). Выручка – это стоимостной показатель, она всегда исчисляется в деньгах, но ее форма может быть разной:

· денежной, если продукция реализуется по факту оплаты;

· товарной, если продукция реализуется по бартеру (на основе прямого товарообмена без использования наличных денег);

· в виде дебиторской задолженности, если продукция отпускается в кредит.

Прибыль является абсолютным показателем, характеризующим деятельность капиталистического предприятия. Относительное выражение этих показателей характеризует показатель прибыльности (рентабельности).

Различаются три вида рентабельности:

· рентабельность производства,

· рентабельность продукции (продаж),

· рентабельность капитала.

Рентабельность производства представляет собой отношение прибыли к себестоимости продукции (издержкам).

Рентабельность продукции (продаж) выражается отношением прибыли к объему выручки от реализации. Она показывает, какую долю составляет прибыль в каждом рубле реализованной продукции.

Рентабельность капитала

определяется отношением прибыли к объему применяемого капитала. Это основной параметр, интересующий собственника предприятия. Рентабельность капитала зависит от двух основных факторов – рентабельности продаж и скорости оборота капитала. Первый фактор определяется размером наценки, которая устанавливается продавцом. Она влияет на размер прибыли, получаемой при продаже каждой единицы товара. Ее увеличение повышает рентабельность продаж за счет роста цены. Второй фактор определяет, сколько раз за год обернется капитал, принося прибыль собственнику. Чем выше скорость оборота капитала, тем больше годовая масса прибыли. Повышение цены товара для роста рентабельности продукции одновременно является фактором снижения объема продаж, роста времени реализации, замедления скорости оборота капитала и, соответственно, снижения его рентабельности.

К показателям, характеризующим результативность деятельности предприятия, относятся также:

производительность труда – количество продукции в натуральном или денежном выражении, выпущенной за определенный период времени (как правило, за год), приходящееся на одного работника.

фондоотдача – годовой выпуск продукции в денежной форме, соотнесенный со стоимостью основного капитала (основных средств) предприятия. Обратный этому значению показатель – фондоемкость.

Материалоемкость – расход материала на единицу продукции или на рубль стоимости выпускаемой продукции.

Выбор стратегии установления цены во многом определяется отраслевыми особенностями, типом сложившегося рынка, степенью его монополизации. В разных отраслях объективно складывается разная средняя скорость оборота капитала, разное соотношение основных и оборотных средств. Можно было бы предположить, что в отраслях с низкой скоростью оборота капитала, таких как судостроение, тяжелое машиностроение, доходность применения капитала будет более низкой, чем в отраслях с высокой оборачиваемостью активов, например в торговле, пищевой промышленности. Однако трудно представить, что предприниматели будут вкладывать капитал в отрасли, заведомо менее прибыльные, чем остальные. На практике в рыночной экономике действует механизм, определяющий тенденцию выравнивания уровня рентабельности капитала в разных отраслях, связанный с капиталистической конкуренцией.

 


32. Рынок труда, его сущность и особенности.

Рынок труда – совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи специфического товара – услуг труда.

Спрос на рынке труда – производный, т.е. зависящий от спроса на конечные продукты, производимые на основе этих ресурсов.

Заработная плата – цена услуг труда.

Номинальная заработная плата – это сумма денег, которую получает работник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный или годовой труд.

Реальная заработная плата – это масса экономических благ, которые можно приобрести за полученную номинальную заработную плату

Особенности рынка труда

1) большая продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя. Если на рынке большинства потребительских товаров (исключение составляют дорогостоящие изделия, продающиеся в кредит, и товары, имеющие гарантийное обслуживание) контакт продавца и покупателя мимолетен и заканчивается передачей прав собственности на объект торговли, то на рынке труда взаимоотношения продавца и покупателя длятся такое количество времени, на которое заключается договор найма работника. Длительность контактов продавца и покупателя является необходимым условием постоянного возобновления операций купли-продажи услуг труда;

2) большая роль неденежных факторов — сложность и престижность работы, условия труда, его безопасность для здоровья, гарантии занятости и профессионального роста, моральный климат в коллективе и др.;

3) значительное воздействие различных институциональных структур — профессиональных союзов, трудового законодательства, государственной политики занятости и профессиональной подготовки, союзов предпринимателей и другие. Это связано, прежде всего, с тем, что продавцы трудовых услуг — наемные работники — составляют подавляющую часть населения, а работа по найму является источником их благосостояния, определенный уровень которого является условием социального спокойствия в обществе.

Процесс общественного разделения труда, развитие обмена и рыночных отношений превратили труд в специфический товар. Он стал продаваться и покупаться, сформировались спрос и предложение данного ресурса, это означало рождение рынка труда. В качестве покупателей на нем выступают предприятия (фирмы). Главная же особенность этого рынка состоит в том, что в качестве собственников фактора труда и его потенциальных продавцов выступает практически все население, за исключением нетрудоспособных лиц (детей, стариков, инвалидов и т.п.). Если земля принадлежит ничтожному проценту жителей страны, капитал в достаточных для ведения дела размерах — немногим людям, то труд — фактор производства, находившийся в распоряжении почти каждого человека.

В качестве обобщающих показателей имеющихся у населения трудовых ресурсов экономисты и статистики используют почти тождественные понятия «совокупная рабочая сила» и «экономически активное население страны». В эти понятия включают всех занятых в любых видах трудовой деятельности (вместе с военнослужащими) и безработных. В эту же категорию попадают и предприниматели (и основном мелкие, не пользующиеся наемным трудом), а также лица свободных профессий.

Большое значение для исследователей имеет отраслевая и профессионально-квалификационная структура занятого населения, отражающаяся в соответствующих сегментах рынка труда. В докапиталистическую эпоху основная часть населения была занята в сельском хозяйстве, затем примерно до 50-х годов XX в. преобладала занятость и промышленности. В настоящее время большинство населения развитых стран работает в сфере услуг.

Итак, субъектами спроса на рынке труда выступают бизнес и государство, а субъектами предложения — домашние хозяйства

 


33. Заработная плата, ее формы и системы. Номинальная и реальная заработная плата.

Заработная плата — это доход в денежной форме, получаемый наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги. Ее также можно определить как цену фактора производства «труд».

Заработная плата представляет собой основной вид доходов трудящегося населения. С позиции работника (домохозяйства) ее назначение заключается в обеспечении экономических условий существования человека, с позиции предприятия (фирмы) — в обеспечении мотивации персонала к труду.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...