Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кардиналистская (количественная) теория полезности (Е.Бем-Баверк)




Предполагала измерение субъективной полезности, или удовлетворения, которую потребитель получает от потребления благ, в зависимости от их потребляемого количества. При росте потребления общая полезность, получаемая от всего объема блага (TU – total utility), растет, а предельная полезность (MU – marginal utility – прирост полезности от потребления дополнительной единицы) падает.

Общую полезность можно определить как:

TUn = U1 + U2 + … + U n,

где U n – полезность последней единицы блага, а n – номер конечного блага в его общем количестве.

Соответственно, предельная полезностьMUn =TUn — TUn -1,

где MUn – приращение полезности, ТUn – общая полезность при потреблении n-го количества блага, а TUn -1 – общая полезность при потреблении предыдущего количества блага.

Графически изменения общей и предельной полезности можно изобразить следующим образом:
Предполагается, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага. Используя количественную теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую, но и предельную полезность как дополнительное увеличение уровня благосостояния, получаемого при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов. Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага.

При росте количества потребляемого товара предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается – это закон убывающей предельной полезности.

Предельные полезности товаров F, C: ;

Закон убывающей полезности нередко называют первым законом Госсена (немецкий экономист ХIХ века), который заключает в себе два положения:

1) убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом;

2) убывание полезности каждой единицы блага по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Второй закон Госсена формулирует условия оптимума потребителя: при заданных ценах и бюджете он максимизирует полезность, когда отношение предельной полезности и цены одинаково по всем потребляемым им благам. Из закона следует, что рост цены блага при неизменности цен на все прочие блага и том же доходе вызывает снижение соотношения предельной полезности его потребления и цены, то есть более низкий спрос.

Кардиналисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилах. Позднее было доказано, что создать точный количественной измеритель полезности невозможно, и возникла ординалистская (порядковая) теория полезности, включившая в себя положения кардиналистской теории как частный случай.

Согласно ординалистской теории (В.Парето), ценность блага зависит не только от его количества, но и от соотношения с другими благами. Главной задачей покупателя становится выбор из доступных ему по доходу наборов благ набора с наибольшей общей полезностью, то есть оптимизация состава потребительской корзины. Полезность самих потребительских корзин нельзя измерить количественно, их можно ранжировать только качественно, в определенном порядке (ординалистски).

Ординалистский подход к оценке предпочтений потребителя основывается на следующих предположениях:

1) рациональности (транзитивности). Если набор А лучше набора В, а набор В лучше набора С, то набор А предпочтительнее набора С;

2) предпочтения потребителя сформированы и в момент принятия решений не меняются;

3) блага имеют датировку, один и тот же набор в разное время имеет разную полезность;

4) количество блага можно менять непрерывно.

В реальности эти предположения могут не соблюдаться.

 


23. Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».

Кривые безразличия отражают предпочтения потребителя, то есть его потребности. Помимо этого при анализе потребительского выбора следует принимать во внимание его возможности, т.е. бюджетное ограничение.

Бюджетное ограничение характеризует реальную покупательную способность потребителя (I) с учетом величины и соотношения цен покупаемых товаров. Графически бюджетное ограничение выражается в виде бюджетной линии – отрезка прямой, все точки на которой показывают комбинации благ, которые потребитель в состоянии приобрести при данных ценах при полном расходовании его дохода. Угол наклона бюджетной линии (tg ) определяется обратным отношением цен товаров (PF/PC).

Изменение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии вправо–вверх при росте дохода I и влево–вниз при его снижении. Изменение цены одного из благ потребительской корзины меняет соотношение цен товаров, а, следовательно, и угол наклона бюджетной линии.

PF*F – затраты на питание;

PC*C – затраты на одежду.

Максимальные комбинации продуктов, которые потребитель может купить, лежит на прямой:

PF*F + PC*C = I

Каким количеством одежды надо пожертвовать, чтобы получить какое-то количество продуктов питания?

Для ответа на этот вопрос решим уравнение относительно С: , где – начальная точка ординат, – угловой коэффициент (tg ).

Выбор между покупкой продукта и расходами на все другие блага характеризуется формулой расширенного бюджетного ограничения:

I = PXQX + å PYi*QYi, где I – располагаемый доход;

PXQX – расходы на товар Х

å PYi*QYi – сумма расходов на все остальные товары.

 


24. Равновесие потребителя.

Равновесие потребителя – точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксирования дохода; равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наивысшей кривой безразличия. Оптимальный набор благ должен соответствовать требованиям: находится в пределах линии бюджетных ограничений (на ней, а не под ней, иначе в модели появляется третье благо – дающие удовлетворение сбережения). Этому соответствует точка касания бюджетной линии и самой высокой кривой безразличия, с ней пересекающейся.

Стремясь к максимальному удовлетворению своих потребностей, потребитель приходит к положению потребительского равновесия – т.А – точке касания кривой U2 линии бюджетного ограничения. Она соответствует набору товаров, представляющему рациональный потребительский выбор, стимула менять этот набор на другой нет

Условие максимизации полезности в точке А при данном бюджете – предельная норма замещения (MRS) двух товаров равна обратному соотношению цен на них, так как угол наклона кривой безразличия в этой точке равен углу наклона бюджетной линии:

MRSFC= — PF / PC

Предельные полезности товаров в точке А в расчете на одну денежную единицу равны:

Так как , и , то при равновесии , и, следовательно, .

Предположим, что потребительская корзина формируется из товаров X и Y. При росте дохода бюджетные возможности покупателя будут расти, и точка потребительского выбора переместится на более высокие кривые безразличия. Как правило, при этом возрастает потребление обоих товаров потребительской корзины. Потребление одного из товаров может сократиться в том редком случае, если это худший (низкокачественный) товар, который может быть замещен другим товаром, входящим в состав потребительской корзины.

Линия «доход-потребление» проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с различными уровнями дохода. Показывает пропорции потребления товаров X и Y при различных доходах.

Зависимость между величиной дохода I и количеством потребляемого продукта X получила название кривой Энгеля. На графике отображено построение кривой Энгеля для товара Х в случае, когда оба товара, входящие в состав потребительской корзины, являются лучшими.

Характеристики кривой Энгеля различаются в зависимости от вида товара. Для нормальных (лучших) товаров наклон кривой положительный, для худших – отрицательный.

В случае нейтральных по доходу товаров кривая Энгеля вертикальна. Так, например, количество потребляемой соли (на графике – товар Х) не зависит от дохода покупателей.


Линия «цена-потребление» проходит через все точки потребительского равновесия, связанные с изменением цены одного из товаров.

С изменением цены меняется угол наклона бюджетной линии, что вызывает изменение в потреблении товаров X и Y при постоянном доходе.

На основе кривой «цена-потребление» строится кривая спроса. Цена товара Х для построения этой кривой находится из формулы бюджетного ограничения:

I = PX*X, при потреблении товара Y=0, например: PX1=I / X1.

Значение Xn=Qn – проекция точки оптимального выбора потребителя при разных значениях цены.

 


25. Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм.

Фирма – это субъект рынка, деятельность которого направлена на получение прибыли. Она обладает обособленным имуществом, самостоятельно принимает решения, касающиеся привлечения (мобилизации) ресурсов, определения объема выпуска продукции и установления цен на нее.

Существует два подхода к трактовке сущности фирмы: неоклассический и институциональный. Первый рассматривает фирму как целостный самостоятельный субъект, интерес которого состоит в максимизации прибыли путем выбора оптимального размера производства, когда разница между общей выручкой и затратами фирмы достигает наибольшей величины. В этой связи фирма выполняет три функции: приобретение ресурсов (факторов производства), их использование для создания продукта или услуги, реализацию (продажу) произведенных товаров.

Второй, институциональный подход, рассматривает фирму как коалицию владельцев факторов производства, связанных между собой системой контрактов, в результате чего происходит минимизация трансакционных издержек.

Для производственно-технологической характеристики фирмы используется понятие «предприятие». Когда речь идет о предприятии, обычно указывается, какой товар оно выпускает, какая технология используется, каков объем выпуска, какое применяется сырье, каково количество и структура персонала.

Источником средств фирмы являются ресурсы, предоставляемые домохозяйствами в обмен на получение факторных доходов (собственные средства фирмы тоже можно рассматривать как средства, предоставленные ей собственниками – домохозяйствами). Домохозяйства и государство являются также покупателями продукции фирм. Если фирма привлекает ресурсы, принадлежащие ее собственникам, оплата факторов производства носит неявный, скрытый характер. В случае если фирма привлекает средства сторонних лиц, оплата факторов производства становится явной.

Все имущество, которым обладает фирма, ценности, которыми она распоряжается, называется активами. К их числу относятся земля, сооружения, оборудование, в том числе транспортные средства, запасы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, денежные средства, а также дебиторская задолженность – долги, которые вправе востребовать фирма у своих заемщиков и покупателей. Имущество предприятия, рассмотренное с точки зрения его источников, называется пассивами. Эти источники делятся на собственные и заемные. Собственными являются средства, принадлежащие владельцам предприятия. Это средства, внесенные учредителями при создании предприятия, а также чистая прибыль, накопленная за годы деятельности предприятия и нераспределенная между его собственниками. К заемным средствам относятся различные виды краткосрочных и долгосрочных задолженностей перед кредиторами, в качестве которых могут выступать банки, поставщики, работники предприятия, государство и иные лица.

Организационно-правовые формы предприятий – это исторически сложившиеся и законодательно определенные формы ведения производственно-хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельности, различающиеся правами собственности, источниками финансирования и ответственности владельцев фирмы. В характеристику юридической формы входит порядок ее регистрации и ликвидации.

 


26. Факторы производства фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов производства.

Производство выступает основой предпринимательской деятельности фирмы. Ведь доход - это реализованный продукт или услуга.

Производство представляет собой процесс создания необходимых потребителям товаров: материальных и нематериальных благ (услуг). При этом фирмы используют производственные факторы, которые называют также вводимыми (входными) факторами производства.

Обычно производственные факторы подразделяют на три основные категории: труд, капитал, материалы.

Труд как производственный фактор включает квалифицированный и неквалифицированный труд, а также предпринимательскую деятельность. К материалам относят сырье, из которого фирма создает готовый товар: это может быть сталь, пластические материалы, электричество, топливо, вода, растительное сырье и многое другое. К капиталу относят здания, сооружения, производственное оборудование.

Соотношение между вводимыми факторами и итоговым выходом продукции описывается производственной функцией. Она является исходным пунктом в микроэкономических расчетах фирмы, позволяет найти оптимальный вариант использования производственных возможностей.

Производственная функция описывает взаимосвязь между количеством использованных факторов производства и максимально возможным при этом выпуском продукции.

Закон убывающей предельной производительности утверждает, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.


27. Производственная сетка и изокванта. Изокоста.

Изокоста — линия, демонстрирующая комбинации факторов производства, которые можно купить за одинаковую общую сумму денег.

График изокосты

Изокосту иначе называют линией равных издержек. Изокосты являются параллельными прямыми, поскольку допускается, что фирма может приобрести любое желаемое количество факторов производства по неизменным ценам. Наклон изокосты выражает относительные цены факторов производства. Каждая точка на линии изокосты характеризуется одними и теми же общими издержками. Эти линии прямые, поскольку факторные цены имеют отрицательный наклон и параллельны.

Совместив изокванты и изокосты, можно определить оптимальную позицию фирмы. Точка, в которой изокванта касается (но не пересекает) изокосту, означает наиболее дешевую по стоимости комбинацию факторов, необходимых для выпуска определенного объёма продукта.

ИЗОКВАНТА-Кривая, изображающая различные сочетания затрат, необходимых для выпуска любого данного объема производства. Изокванта изображает лишь технически эффективные сочетания: кривая изображает минимальный уровень каждого ресурса, необходимого для достижения данного уровня выпуска продукции, и прочих ресурсов. Какие точки на изокванте являются экономически эффективными, зависит от цен на услуги факторов производства, изображенные линией изокосты; экономически эффективный набор ресурсов находится там, где изокванта касается наиболее низкой линии изокосты. Изокванты обычно вогнуты по отношению к началу координат; это является техническим фактом, а не логической необходимостью. Их кривизна показывает, насколько легко факторы затраты могут быть заменены на другие факторы производства: чем больше используется один фактор, тем сложнее становится замена его на другие факторы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...