Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационное обеспечение анализа финансового положения предприятия

 

Эффективность анализа и планирования финансовой деятельности предприятия напрямую зависит от полноты и качества используемой информации. Информационное обеспечение финансового анализа включает данные бухгалтерского учета, статистического учета, разнообразную маркетинговую информацию. На уровне организации одной из составляющих информационного обеспечения финансового анализа на перспективу являются бухгалтерские данные. В этом проявляется неразрывная связь бухгалтерского учета с управлением, ибо, чтобы управлять надо, при прочих равных условиях, владеть необходимой информацией.

Результативность финансового анализа во многом зависит от организации и совершенства его информационной базы. Важнейшим источником информации является бухгалтерская отчетность.

Состав бухгалтерской отчетности и указания о порядке ее составления и представления установлены приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

В соответствии с этим приказом бухгалтерская отчетность включает:

- бухгалтерский баланс (форма № 1);

- отчет о прибылях и убытках (форма № 2);

- отчет об изменениях капитала (форма № 3);

- отчет о движении денежных средств (форма № 4);

- приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

- отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6);

- пояснительную записку;

- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту [14, c. 593].

Хотя каждый из названных элементов бухгалтерского отчета имеет самостоятельную смысловую и информационную нагрузку, все они преследуют единую цель – обеспечить отражение данных бухгалтерской отчетности таким образом, чтобы предоставить внешнему пользователю надежную и достоверную финансовую информацию.

Бухгалтерский баланс - это таблица, в которой имущество организации сгруппировано по составу и функциональной роли (актив) и по источникам образования и целевому назначению (пассив). Итог актива должен быть обязательно равен итогу пассива, так как в активе и пассиве группируется одно и то же имущество по разным направлениям.

Обычно баланс представляется в виде двусторонней таблицы, которая наиболее распространена. Однако баланс можно представить и в форме односторонней таблицы, в которой вначале размещаются статьи актива, а затем пассива.

В России форма бухгалтерского баланса разрабатывается Минфином РФ и носит рекомендательный характер. Организации могут дополнять, сокращать и видоизменять рекомендуемую форму баланса.

В рекомендуемой форме бухгалтерского баланса актив баланса состоит из двух разделов:

- внеоборотные активы;

- оборотные активы.

В пассиве баланса источники формирования имущества сгруппированы в три раздела:

- капитал и резервы;

- долгосрочные займы;

- краткосрочные обязательства;

Бухгалтерский баланс классифицируется по следующим признакам:

а) по времени составления:

    - вступительный (на момент возникновения предприятия);

- текущий (на начало и конец анализируемого периода);

- ликвидационный (при ликвидации предприятия);

- разделительный (на момент разделения предприятия на несколько предприятий);

- объединительный (на момент объединения предприятия в одно).

б) по источникам составления:

- инвентарный (на основе инвентарной описи);

- книжный (на основе книжных записей текущего учета);

- генеральный (на основании данных книжных записей и инвентаризации).

в) по объему информации:

- единичный (деятельность только одного предприятия);

- сводный (путем сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов).

г) по характеру деятельности:

-основной деятельности;

- неосновной деятельности.

д) по формам собственности:

- государственные;

- коллективные;

- частные;

- смешанные.

е) по объекту отражения:

- самостоятельные;

- структурных подразделений.

ж) по способу очистки:

- баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующими статьями называются статьи, суммы по которым при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) средств вычитаются из сумм других статей;

- баланс-нетто – это баланс, из которого исключены регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется очисткой. Баланс-нетто обычно составляется при анализе финансового положения предприятия, для упрощения расчета.

Виды средств в балансе отражены не с позиций качества, а со стоимостной стороны. Информация в балансе дается в одном измерителе – денежном.

Группировка и обобщение информации в балансе осуществляется с целью контроля и управления финансовой деятельностью.

Отсюда следует, что бухгалтерский баланс есть способ экономической группировки и обобщенного отражения состояния средств по видам и источникам их образования на определенный момент времени в денежном измерителе [10, c.152].

Отчет о прибылях и убытках содержит в своих разделах сведения за отчетный и предыдущий периоды:

- о прибыли (убытках) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (из выручки нетто вычитают себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы и управленческие расходы, если они по учетной политике выделяются из производственной себестоимости и списываются на счета реализаций);

- об операционных и внереализационных доходах и расходах с выделением процентов к получению и уплате (сумм процентов по ценным бумагам и сумм, причитающихся от банков за пользование ими остатками средств на счетах организации), доходах от участия в других организациях, прочих операционных доходах и расходах, внереализационных доходах и расходах, прибыли (убытков) до налогообложения; об отложенных налоговых активах, отложенных налоговых обязательствах, текущем налоге на прибыль и чистой прибыли (убытке) отчетного периода.

Справочно в отчете приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды о постоянных налоговых обязательствах (активах), базовой и разводненной прибыли (убытка) на одну акцию.

В расшифровке отдельных прибылей и убытков приводятся данные за отчетный и предшествующий периоды об отдельных видах прибылей и убытков (штрафах, пени, неустойках; прибыли (убытках) прошлых лет; курсовых разницах по операциям в иностранной валюте и др.).

Отчет об изменениях капитала состоит из двух разделов и справки.

В разделе 1 «Изменение капитала » по итогу капитала и его составным частям — уставному, добавочному и резервному капиталу, а также перераспределенной прибыли (непокрытому убытку) -— отражаются сведения об их остатках на 31 декабря года, предшествующего предыдущему, 1 января предыдущего года, 31 декабря предыдущего года, 1 января отчетного года и 31 декабря отчетного года.

По предыдущему и отчетному годам в разрезе соответствующих составных частей капитала указываются данные об изменениях в учетной политике; результатах от переоценки основных средств и пересчета иностранных валют; чистой прибыли; дивидендах; отчислениях в резервный фонд; увеличении капитала за счет дополнительного выпуска акций, увеличения их номинальной стоимости, реорганизации юридического лица; уменьшении капитала за счет уменьшения номинала акции, их количества и реорганизации юридического лица.

В разделе II «Резервы»указываются остаток на начало года, поступление, выбытие и остаток на конец года по видам резервов, образованных в соответствии с законодательством, образованных в соответствии с учредительными документами, оценочных резервов и резервов предстоящих расходов за отчетный и предыдущий годы.

В Справкеформы № 3 содержатся данные о чистых активах на начало и конец отчетного года и о полученных средствах из бюджета и внебюджетных фондов на расходы по обычным видам деятельности и капитальные вложения во внеоборотные активы [4, c.604].

«Отчет о движении денежных средств» содержит сведения об остатке денежных средств на начало отчетного года и на конец отчетного периода, о движении денежных средста (по направлениям) по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года и влиянии изменений курса иностранной валюты то отношению к рублю.

«Приложение к бухгалтерскому балансу» состоит из десяти разделов.

В разделе «Нематериальные активы»указывают наличие на начало отчетного года, движение (поступление и выбытие) и наличие на конец отчетного периода отдельных видов нематериальных активов, а также сумму амортизации нематериалвьных активов.

В разделе «Основные средства»отражают данные о наличии на начало отчетного периода по отдельным видам основных средств, начисленной амортизации по основным средствам всего и по основным видам, переданным в аренду, основным средствам, переведенным на консервацию и полученным в аренду, объектам, принятым в эксплуатацию, но находящимся в процессе государственной регистрации.

В разделах «Доходные вложения в материальные ценности», «Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» и «Расходы на освоение природных ресурсов»содержатся сведения о наличии на начало отчетного года и конец отчетного периода, поступлении и выбытии:

- об имуществе для передачи в лизинг и предоставляемою по договору проката, а также об амортизации доходных вложений в материальные ценности;

- о расходах по видам НИОКР и всех расходах с выделением сумм расходов по незаконченным НИОКР и сумм расходов, не давших положительных результатов и отнесенных на внереализационные расходы;

- о расходах на освоение по основным видам природных ресурсов с выделением сумм расходов по незаконченным работам и расходов, отнесенных в качестве безрезультатных на внереализационные расходы.

В разделе «Финансовые вложения» отражаются данные о различных видах долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений на начало отчетного года и конец отчетного периода (вкладах в уставные капиталы других организаций, ценных бумагах, предоставленных займах, депозитных вкладах, прочих финансовых вложениях).

В разделе «Дебиторская и кредиторская задолженность»указываются сведения об основных видах краткосрочной и долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности на начало отчетного года и конец отчетного периода, а в разделе «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)»— данные о затратах по элементам за отчетный и предыдущий годы.

В разделе «Обеспечения»указываются полученные и выданные обеспечения, данные об имуществе, находящемся в залоге и переданном в залог на начало года и на конец отчетного периода.

В разделе «Государственная помощь»содержатся данные за отчетный период и аналогичный период прошлого года о полученных бюджетных средствах и бюджетных кредитах, полученных и возвращенных на начало отчетного года и конец отчетного периода.

«Отчет о целевом использовании полученных средств» содержит данные за отчетный и предыдущий годы об остатке средств на начало года, поступлении средств по их видам (вступительные, членские, добровольные взносы, доходы от предпринимательской деятельности, прочие), использовании средств по их видам (расходы на целевые мероприятия — социальная и благотворительная помощь, проведение конференций, семинаров и т.п., иные мероприятия; расходы на содержание аппарата управления — на оплату труда, на командировки и деловые поездки и т.п.; на приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества; расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, прочие расходы) и об остатке средств на конец года.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности [34, c.610].

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация указывает изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

В акционерных обществах в пояснительной записке целесообразно указывать состав (фамилии и должности) членов совета директоров (наблюдательного совета), членов исполнительного органа, общую сумму выплаченного им вознаграждения. При этом описываются все виды выплаченного вознаграждения (заработная плата, премии, комиссионные и иные имущественные предоставления—льготы и привилегии).

Кроме того, в пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста.

 Системность и комплексность сведений, содержащихся в бухгалтерской отчетности, — это следствие таких требований, предъявляемых к ее составлению, как:

- полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций, осуществляемых в этом году, и результатов инвентаризации имущества и обязательств;

- правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;

- тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату проведения годовой инвентаризации;

- соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики.

Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в записке, прилагаемой к годовому отчету [21, c. 203].

Бухгалтерская отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное изучение бухгалтерских отчетов раскрывает причины достигнутых успехов, а также недостатков в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности. Полный всесторонний анализ отчетности нужен прежде всего собственникам и администрации предприятия для принятия решений об оценке своей деятельности.

Анализ финансовой отчетности проводится прежде всего финансовыми менеджерами своей фирмы для выявления и устранения проблем в текущей деятельности фирмы, для выработки и принятия оптимальных решений по вопросам повышения эффективности производственно-сбытовых операций, рационального использования имеющихся ресурсов, повышения платежеспособности и усиления устойчивости финансового положения фирмы, а также для обеспечения выполнения плановых финансовых показателей и обязательств фирмы перед кредиторами и инвесторами [12, c. 102].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...