Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помещение товаров под таможенную процедуру




Таможенные процедуры

 

Общие положения о таможенных процедурах

Законодательство государств-членов Таможенного союза (ТС), закрепляет за любым лицом право ввоза на территорию ТС и вывоза из нее товаров и транспортных средств, в том числе и при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Это право соответствует нормам Конституций этих государств, а также тесно связано с рядом общепризнанных норм международного характера.

Правовой статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС для таможенных целей, зависит от вида внешнеэкономической операции (операции купли-продажи, бартера, гуманитарной помощи и т.п.).

В соответствии с таможенным законодательством ТС одной из основных задач таможенных органов является регулирование перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенный кодекс Таможенного союза (ТКТС) и Федеральный закон РФ от 27.11.2010г № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ФЗ) предусматривают, что ввозимые на таможенную территорию ТС и вывозимые за ее пределы товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю, который завершается в момент их выпуска, если иное не предусмотрено таможенным законодательством [1, 2].

В свою очередь, перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу производится с учетом применяемых к ним таможенных процедур.

Понятие «таможенная процедура» служит для обозначения специальной системы мероприятий и совокупности методов (приемов), обеспечивающих комплексное применение инструментов таможенного регулирования, с помощью которого осуществляется государственное воздействие на развитие внешнеэкономических отношений.

В узкоспециальном значении, используемом в таможенном законодательстве, это понятие означает: таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжение товарами на таможенной территории ТС или за ее пределами (пункт 26 ст.4 ТКТС).

Таким образом, таможенные процедуры представляют собой совокупность условий, требований и ограничений, определяющих порядок помещения товаров под таможенную процедуру, пользования и (или) распоряжения товарами в рамках используемой таможенной процедуры, а также завершения действия таможенной процедуры.

Иными словами, таможенная процедура, по своей сути, определяет пределы возможного использования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу с учетом административных ограничений.

Таможенная процедура является одним из основных категорий таможенного законодательства. С ее помощью определяются:

- конкретный порядок перемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения (цель перемещения);

- условия его нахождения и допустимое использование на (вне) таможенной территории;

- права и обязанности бенефициара таможенной процедуры;

- в некоторых случаях требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещаемого через таможенную границу.

Таможенная процедура охватывает все правила, касающиеся назначения использования товаров и транспортных средств, попадающих под действие определенного таможенного регулирования.

Сущность таможенных процедур заключается в том, что в них отражены условия, подлежащие соблюдению, и формальности, которые должны выполняться в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых под избранную таможенную процедуру.

 

Виды таможенных процедур

В целях таможенного регулирования в отношении товаров ТКТС установлены следующие виды таможенных процедур (ст.202 ТКТС)

1) выпуск для внутреннего потребления;

2) экспорт;

3) таможенный транзит;

4) таможенный склад;

5) переработка на таможенной территории;

6) переработка вне таможенной территории;

7) переработка для внутреннего потребления

8) временный ввоз (допуск);

9) временный вывоз;

10) реимпорт;

11) реэкспорт;

12) беспошлинная торговля;

13) уничтожение;

14) отказ в пользу государства;

15) свободная таможенная зона;

16) свободный склад;

17) специальная таможенная процедура (таможенная процедура, определяющая для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения отдельными категориями товаров на таможенной территории ТС или за ее пределами).

Таможенные процедуры, указанные в подпунктах 15) и 16), устанавливаются международными договорами государств-членов ТС.

Специальная таможенная процедура устанавливается законодательством государства-члена ТС в соответствии с условиями и в отношении категорий товаров, определенных решением Комиссии Таможенного союза (КТС).

Помещение товаров под таможенную процедуру

Товары, ввозимые в РФ, подлежат помещению под одну из таможенных процедур в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТКТС и ФЗ, за исключением товаров:

происходящих с таможенной территории ТС (территории государства-члена ТС);

выпущенных для свободного обращения на таможенной территории ТС. Для целей применения ФЗ товарами, выпущенными для свободного обращения на таможенной территории ТС, считаются товары, в отношении которых уплачены ввозные таможенные пошлины по тем же ставкам, что и в РФ, и в отношении которых соблюдены запреты и ограничения, что и в РФ;

изготовленных из товаров, происходящих с территории ТС или выпущенных для свободного обращения на территориях государств-членов ТС.

Товары, вывозимые из РФ, подлежат помещению под одну из таможенных процедур, если товары предназначены к вывозу за пределы таможенной территории ТС. В иных случаях товары, вывозимые из РФ, подлежат помещению под таможенную процедуру, если это предусмотрено таможенным законодательством ТС или актами Правительства РФ.

Помещение товаров под таможенную процедуру осуществляется в порядке и на условиях, которые определены ТКТС и ФЗ [1, 2].

ФТС России определяет порядок осуществления таможенными органами действий, связанных с выдачей разрешений на помещение товаров под таможенные процедуры, формы таких разрешений, а также устанавливает порядок и технологии совершения таможенных операций в зависимости от категорий товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, видов транспорта, а также категорий лиц, перемещающих товары.

Разрешением на помещение товаров под большинство таможенных процедур является прием документов таможенным органом. Разрешение на помещение товаров под таможенные процедуры переработки, уничтожения и отказа в пользу государства выдается на основании заявлений участников ВЭД.

По желанию декларанта декларирование товаров, помещенных под таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта, может производиться путем подачи таможенной декларации в виде письменного заявления, в котором содержатся сведения, необходимые для таможенных целей, при условии, что:

- общая таможенная стоимость товаров не превышает суммы, эквивалентной 1000 долларов США;

- товары перемещаются одним и тем же лицом в счет исполнения обязательств по одному договору или перемещение товаров не связано с исполнением договорных обязательств;

- перевозка товаров осуществляется на одном транспортном средстве;

- товары одновременно представлены таможенному органу.

Допускается декларирование товаров с подачей в качестве таможенной декларации заявления любыми лицами, перемещающими товар, в том числе иностранными, если иностранные лица перемещают товар через таможенную границу без участия во внешнеэкономической сделке российских лиц.

Положения, установленные выше, не применяются, при декларировании:

- подакцизных товаров, подлежащих лицензированию при ввозе на территорию РФ и (или) маркировке акцизными и (или) специальными марками;

- товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования в виде лицензирования и (или) квотирования;

- товаров, которые в соответствии с законодательством РФ освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов;

- валюты, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней.

Следует отметить, что запреты и ограничения, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с ТКТС и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства РФ, установленные в целях валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленной таможенной процедуры.

Соблюдение запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу (ст.152 ТКТС):

1) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТКТС, международными договорами государств-членов ТС, решениями КТС и нормативными правовыми актами государств-членов ТС, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов ТС, которыми установлены такие запреты и ограничения;

2) товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию ТС, прибывшие на таможенную территорию ТС, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории ТС, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств-членов ТС;

3) товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории ТС, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории ТС, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств-членов ТС;

4) если при ввозе не таможенную территорию ТС или вывозе с такой территории товаров, ограниченных к ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, применяются положения пунктов 2 и 3 данной статьи;

5) в случае невозможности вывоза товаров, указанных в пунктах 2 и 3 данной статьи, или неосуществления их немедленного вывоза эти товары подлежат задержанию в соответствии с гл. 21 ТКТС.

Если немедленный вывоз таких товаров в силу каких-либо причин не возможен, они подлежат помещению на склады временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы РФ на срок не более трех суток. Оплата услуг по временному хранению и транспортировке таких товаров осуществляется за счет лиц, на которых, в соответствии с ТКТС, возложена обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров.

Заявление в отношении товаров и транспортных средств (рассматриваемых в качестве товаров) таможенной процедуры осуществляется при декларировании.

Право пользования товарами в соответствии с выбранной таможенной процедурой лицо приобретает в результате совершения таможенным органом юридически значимого действия – выпуска товаров, заключающегося в выдаваемом таможенным органом разрешении пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с заявленной таможенной процедурой. День принятия такого решения является днем помещения товаров под выбранную таможенную процедуру. День помещения товаров под таможенную процедуру является моментом начала действия таможенной процедуры.

Выпуск товаров производится таможенными органами при выполнении определенных условий в установленные ТКТС сроки (гл. 28 ТКТС).

Общий срок для принятия решения о выпуске товаров установлен ст. 196 ТКТС и составляет один день с момента совершения такого юридически значимого действия, как принятие таможенным органом таможенной декларации, а также представление таможенному органу всех необходимых документов и сведений. В указанный срок включено время, необходимое для декларации сведений, а также выполнения иных действий, направленных на обеспечение соблюдения законодательства ТС и РФ. В случае, если на момент принятия таможенной декларации товары не предъявлены таможенному органу, указанный срок выпуска исчисляется с момента предъявления декларируемых товаров таможенному органу. Указанный срок также может быть увеличен, если лицо не представило необходимые документы для подтверждения сведений, заявленных в таможенной декларации, документы, свидетельствующие о соблюдении ограничений как экономического, так и неэкономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, на срок, необходимый для осуществления лицом указанных действий.

Дополнительное право таможенных органов на продление сроков выпуска товаров в случае, если представленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименования товаров и (или) сведения об упаковки и маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары, закреплено в ст. 220 ФЗ [2]. В указанном случае срок выпуска устанавливается исходя из необходимого лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, времени для разделения товарной партии на отдельные товары.

Условиями выпуска товаров и транспортных средств, в соответствии с выбранной таможенной процедурой являются:

- соблюдение декларантом всех условий и необходимых требований, установленных в отношении избранной таможенной процедуры или в отношении применения соответствующей таможенной процедуры;

- уплата всех пошлин, налогов в отношении выпускаемых товаров либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей;

- таможенным органом не выявлено недостоверность заявленных о товарах сведений;

- устранены нарушения, которые не являлись поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в области таможенного дела (при их наличии);

- товары не изъяты в качестве вещественных доказательств и на них не наложен арест в соответствии с законодательством РФ об административных нарушениях (в случае принятия начальником таможенного органа решения о выпуске при наличии возбужденного дела об административном нарушении до завершения производства по делу);

- в таможенный орган представлены документы (лицензии, разрешения, сертификаты), подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами РФ, за исключением случаев, когда такие документы могут быть представлены после осуществления выпуска товаров.

В случае выявления в процессе таможенного контроля у товаров признаков контрафактной продукции, выпуск товаров может быть приостановлен на 10 дней, а также продлен еще на 10 дней, если представлен мотивированный запрос правообладателя и лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством РФ органы за защитой прав правообладателя.

В отдельных случаях, установленных ТКТС, таможенные органы осуществляют условный выпуск товаров, что предопределяет наличие ряда ограничений, связанных с пользованием и (или) распоряжением товарами (запрет на передачу товаров третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом).

Условный выпуск товаров осуществляется:

- если в отношении товаров представлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ, сопряженные с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами;

- если выпускаются без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- в случае помещения товаров под таможенную процедуру таможенного склада, беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза, реэкспорта, таможенного транзита, уничтожения, а также под специальные таможенные процедуры применимые к товарам, ввозимым на таможенную территорию ТС.

В соответствии со ст. 200 ТКТС:

1. Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:

1) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;

2) ограничения по пользованию и (или) распоряжению связаны с представлением документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 ст. 195 ТКТС после выпуска товаров;

3) государством-членом ТС применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.

2. Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 данной статьи, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.

Условно выпущенные товары, указанные в подпункте 2 пункта 1 данной статьи, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

Условно выпущенные товары, указанные товары, указанные в подпункте 3 пункта 1 данной статьи, могут использоваться только в пределах территории государства-члена ТС, таможенным органом которого осуществлен их выпуск.

3. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

4. Товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 данной статьи, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств-членов ТС.

5. Условно выпущенные товары приобретают статус товаров ТС после:

1) прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 данной статьи;

2) представления документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 195 в отношении товаров, указанных в подпункте 2 пункта 1 данной статьи;

3) уплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, - в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 данной статьи.

6. Международными договорами и (или) решениями КТС могут быть установлены иные обстоятельства, при которых условно выпущенные товары приобретают статус товаров ТС.

7. Для приобретения статуса товаров ТС условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов либо представления документов, указанных в подпункте 1 пункта 1 ст. 195 ТКТС, в случаях, указанных в подпунктах 1-3 пункта 5 данной статьи, определяются законодательством государств-членов ТС.

8. Международными договорами государства-члена ТС или законодательством государств-членов ТС могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным.

Как видно, ТКТС относит к категории условно выпускаемых товаров товары, которые помещаются под таможенные процедуры предполагающие предоставление льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, а также неприменение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и ТС.

Разрешение лицу пользоваться товарами в соответствии с любой из установленных ТКТС таможенной процедурой предполагает применение установленного в отношении избранной процедурой порядка уплаты таможенных пошлин, налогов, соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством ТС и РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также применение тех или иных ограничений по пользованию или распоряжению товарами, по своей сути, является выпуском товаров [3].

Таким образом, понятие «условный выпуск» включает в себя выдачу таможенным органом разрешения на:

- помещение товаров под таможенную процедуру, предусматривающую предоставление полного условного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и законодательством ТС;

- помещение товаров под таможенную процедуру, содержание которой не предусматривает предоставление каких-либо льгот, если это сопряжено с последующим предоставлением лицом документов и сведений, подтверждающих соблюдение условий выпуска товаров в соответствии с такой таможенной процедурой.

В ряде случаев условный выпуск осуществляется при наличии обоих из вышеуказанных элементов.

В первом случае таможенный орган вправе потребовать предоставление обеспечения таможенных платежей, преставление обязательства об обратном вывозе временных товаров и иных гарантий надлежащего исполнения обязанностей, установленных ТКТС.

Обеспечение уплаты таможенных платежей может осуществляться следующими способами:

- залогом имущества;

- банковской гарантией (принимается гарантия, выданная банком, входящим в перечень банков, выступающих гарантами перед таможенными органами);

- внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);

- поручительством;

ТКТС определил, что вид обеспечения уплаты таможенных платежей выбирает сам плательщик. Таможенные органы не имеют право требовать предоставления определенного вида обеспечения либо отказывать в принятии определенного вида обеспечения, за исключением случаев, если таможенный орган не обладает компетенцией на принятие решения о применении конкретного способа обеспечения.

По общему правилу возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств. Следует отметить, что требование таможенного органа о предоставлении гарантий надлежащего исполнения лицом своих обязанностей в виде обеспечения уплаты таможенных платежей является правом, а не обязанностью таможенного органа. Так, обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется в случае, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены. При реализации данного положения таможенные органы руководствуются, в первую очередь, сведениями о законопослушности лица, отсутствии задолженностей по уплате таможенных платежей, «стажа» лица в части внешнеторговой деятельности. Обеспечение уплаты таможенных платежей не требуется во всех случаях, когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов составляет менее 20 тысяч рублей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...