Техника безопасного управления
Чтобы хорошо водить машину, надо много ездить: поддерживать навыки.Никакой водитель не соблюдает ВСЕ правила. Особенно если торопится. Последствия необратимы. Поэтому придерживайтесь правила трех «Д»: «Дай Дураку Дорогу». Когда вы пешеход, руководствуйтесь тем же правилом. Вы должны не задумываясь реагировать на те или иные дорожные ситуации. Сидя дома на диване и крутя воображаемый руль, представляйте разные происшествия (13). ДАМА-ВОДИТЕЛЬ (См. 40) Появление женщины за рулем — признак действительно цивилизованного общества. В таком обществе дамы пользуются машиной, как хозяйственной сумкой на колесиках. Разумеется, у мужа при этом есть свой автомобиль. Однако повальное отстранение российских женщин от руля вызвано не только нашей ограниченной покупательной способностью: даже те, кто может позволить себе иметь хоть пять автомобилей, редко когда допустит жену до управления даже одним из них. Многие мужчины признаются, что иметь жену с «правами», которая при этом еще и не утратила навыки вождения, довольно удобно и выгодно. И речь не только о хрестоматийном случае, когда муж напивается в гостях и жена везет его домой. Но вот когда у мужа в одной руке ноутбук, в другой — мобильный телефон, а при этом еще надо чем-то и руль вертеть — вполне может помочь супруга. Однако беда в том, что современные российские мужья лучше свой телефон приколотят себе на ухо, лучше сядут за руль мертвецки пьяными — но жене не доверят управление никогда!!! Причина — глубоко в бессознательном. У подавляющего большинства мужчин руль ассоциируется с властью; чего стоит само слово УПРАВЛЕНИЕ! И допустить, чтобы женщина управляла мужчиной, такие самцы не могут ни за что. Более того, иной мужчина бессознательно чувствует себя оскорбленным, если даже в чужой машине видит водителя женского пола. Особенно если этот водитель идет на обгон. Упрямый самец выпрыгнет из штанов, поедет по тротуарам, костьми ляжет, но не даст себя обогнать ЖЕНЩИНЕ!
Много легенд ходит и про то, как дамы очаровывают инспекторов ГИБДД и потому меньше подвергаются штрафам. На самом деле женщин карают реже не потому, что они зазывно улыбаются стражу дорог, а потому, что дамы в принципе меньше нарушают правила. Но что касается общения женщин с инспекторами — в этом плане у дам никаких преимуществ нет, скорее наоборот. Ведь наши гаишники не из Америки приехали, а выросли в нашем же обществе; у них, как и у прочих мужчин, тоже зачастую возникает скрытое или явное неприятие женщины за рулем. И порой инспектор за одну и ту же провинность женщину наказывает гораздо суровее, чем мужчину... Но тем не менее женщины все активнее пробивают себе дорогу к управлению автомобилем. К тому же сейчас они чаще сами занимаются бизнесом и становятся независимыми от мужчин. И если женщина едет в машине одна, причем в машине дорогой и блестящей — как правило, она не замужем, и вообще в личной жизни достаточно одинока. Водить такой женщине никто не мешает, но только потому, что мешать некому... Что же касается отношения к женщинам коллег по движению, то пока еще наша водительница в дороге чувствует себя так же, как если бы случайно оказалась... в мужском туалете. И в конце концов женщины не выдерживают и начинают доказывать, что они — не хуже мужчин: провоцируют аварии, приобретают грубый и резкий стиль вождения, и что главное —все чаще садятся за руль в состоянии опьянения. И пока мы не будем относиться к даме за рулем адекватно, ей волей-неволей придется наперекор самой себе выкидывать подобные номера. Ведь, как известно, с волками жить — по-волчьи выть...
Большинство женщин, которые не водят машины, объясняют свое нежелание овладевать вождением... все тем же страхом. И никак не могут сами себе объяснить, чего, собственно, они боятся. А боятся они как раз того, за что их все детство ругали: «Не смей разламывать игрушки, ты же девочка!» Поэтому самая главная отговорка женщин - техническая: «А если у меня заглохнет машина посреди дороги, что я буду делать? Я же не сумею ее сама починить?» А собственно говоря, почему бы и нет, хотя бы по минимуму? Часто женщины панически боятся любых аварийных ситуаций со своим участием. И понятно, почему: поскольку у нас женщина изначально считается технической кретинкой (совершенно незаслуженно), отношение к ней в случае аварии ответствующее: «Что с бабы взять! И куда ты лезешь, сидела бы дома!» И если мужчина совершает ДТП с тяжелыми последствиями, окружающие водители могут ему даже посочувствовать. А если женщина совершенно случайно разобьет чужую фару или поцарапает крыло, осуждение и осмеяние со стороны всех окружающих автомобилистов ей гарантировано. Из-за этого и чувствует себя женщина неуверенно на дороге. Попробуйте, господа мужчины, сами делать что-нибудь, изначально зная, что за успех вас не похвалят, а за малейший промах совершенно непропорционально обругают и опозорят! Достигли бы вы тогда хоть каких-нибудь значимых результатов? И еще одно чисто российское проявление понятия «автомобиль - для мужчин». Обратите как-нибудь внимание на то, как спроектированы наши машины. Они рассчитаны исключительно на лиц с изрядной физической силой (тугой руль) и большим размером ноги (высокие педали). Много ли женщин может похвастаться такими качествами?
Перед переключением на ближний свет внимательно рассмотрите видимые пределы дороги. Не смотрите на встречный автомобиль. Пусть он будет на периферии вашего зрения.
При ослеплении плавно снизьте скорость и остановитесь на краю дороги. Не выключайте фары в утренних сумерках: надо быть особенно заметным для других водителей. Те, кто ведет машину с ночи, уже устали, а те, кто выехал утром, еще не проснулись.
Из-за разрежения воздуха необходимо уже на высоте 2000 м отрегулировать зажигание установленное на равнине, в сторону большего опережения. Постоянное притормаживание на спуске может привести к возгоранию тормозов и закипанию тормозной жидкости. Тормозите двигателем. В дождь и при таянии снега возможны оползни и сели. Не задерживайтесь вблизи ручьев, оврагов, в местах, где видны следы прошлых оползней и селей. Погода в горах может меняться очень быстро. Особенно опасны туманы при резком понижении температуры. Даже в короткие поездки собирайтесь с аварийным запасом.
Всегда будьте пристегнуты ремнем безопасности, а по возможности и плечевыми ремнями. Это не только спасет вас от ран во время автомобильной аварии, но и даст вам возможность осуществлять все описанные маневры.
Если существует только одна дорога к дому/работе или назад, будьте особенно бдительны. Относитесь ко всему с подозрением.
Остерегайтесь препятствий на дороге. Террористы могут предпринять попытку остановить ваш автомобиль при помощи детской коляски. Не раздумывайте и сбивайте ее, если вы уверены, что на вас собираются напасть.
"ПРОБКА" ДОРОЖНАЯ Не правда ли, забавно: автомобиль для нас большей частью не роскошь, а средство передвижения, причем призванное экономить наше время. Но иной раз предпочтешь воспользоваться метро, чем торчать лишних два часа в дорожной пробке. А если в данной поездке общественным транспортом не обойтись? В таком случае поездка превращается в изощренное издевательство над водителем. А это всегда чревато последствиями. Взять хотя бы то, что движение в пробке, как правило, неравномерно по скорости: то стоишь, то ползешь. Когда просто долго стоишь (так бывает, когда пробка вызвана тяжелой аварией или следованием лимузина с охраной), можно вроде и газетку почитать. А когда только газетку открыл, и уже поползли, - водитель вынужден находиться в постоянном напряжении. Некоторых надолго не хватает, они теряют внимательность и наезжают на ползущего впереди. Очень напрягают частые неоправданные перестроения. Конечно, когда человек торопится и при этом вынужден двигаться медленнее пешехода, ему не позавидуешь. Но иные в такой ситуации начинают суетиться, дергаться и всячески прыгать из ряда в ряд, подтверждая известный закон, что якобы “соседняя очередь всегда движется быстрее”. В итоге они сами не сильно продвигаются вперед. А ты знай смотри, чтобы такой прыгун твою машину не “поцеловал” от избытка чувств... Другая сторона той же медали - те, кто не сумел (по неопытности или незнанию маршрута) заранее перестроиться для поворота. И теперь пытается продраться из левого ряда в правый во что бы то ни стало. “Весело” в этот момент и ему самому, и тем, сквозь кого он продирается. Возникает лишнее напряжение, могущее сказаться сейчас или позднее. А пешеходы, пролезающие между прилипшими друг к другу машинами, а мальчики-газетчики, выныривающие из-под колес? А такая мелочь, как выхлопы, особенно летом? Это вовсе не так безобидно - высокая плотность машин с работающими двигателями, особенно если находиться в середине с открытыми окнами. Но загрязнение окружающей среды - это не основная беда. Как вам понравятся такие последствия высокой концентрации СО, как снижение реакции у водителей, побывавших в этом чаду, и возникновение головокружения за рулем - вплоть до обмороков? Еще одна привычная картина в пробке - автомобили, объезжающие скопление машин по встречной полосе. Это записные любители риска. Вроде бы Бог с ними, пусть сами разбираются со встречным потоком, но... Эти любители безрассудного лихачества, как правило, не прогнозируют развитие ситуации - видят только происходящее в данный момент. И когда ВДРУГ у них перед лобовым стеклом появляется лавина встречных машин - они РЕЗКО шарахаются вправо. То есть в ваш левый ряд, если вы в нем едете. И возможно, перед вами - если дистанция между вами и впереди идущим позволяет. Так что не удивляйтесь, если расфуфыренный джип со встречной полосы бросится к вам под колеса. Будьте начеку, увидев летящего слева такого молодца. А между нами говоря, в воспитательных целях полезно, держа небольшую дистанцию, погудеть, помигать и не пустить... В плане дорожных аварий наиболее опасна не сама пробка, а выход из нее. В плотном ползущем потоке чаще всего случаются мелкие столкновения из-за резких перестроений или потери дистанции. Но копится внутри напряжение, и когда появляется возможность отпустить тормоза - водители пользуются ею во все тяжкие. Именно по выходе из пробки поток резко увеличивает скорость, но замедленная реакция, ослабленное внимание, рвущееся раздражение не улучшают контроля дороги. И случаются серьезные ДТП со смертельным исходом... Как устранить хотя бы часть этих проблем? Например, планируйте свой маршрут с учетом времени суток. Полезно знать, в какие часы какая трасса “забита”. Иногда лучше дать крюк в несколько километров, но попытаться миновать возможную пробку. Также, если едете в часы пик или в незнакомое место, выезжайте примерно на полчаса раньше, чем хотели. А если куда-то ездите постоянно, можно придумать объезд оживленных дорог чуть ли не по проходным дворам. Если попали в пробку, особенно в “ползучую”, прежде всего - не расслабляйтесь. Никаких газеток, никаких бутербродов. Не отвлекайтесь на едущих мимо вас. Не ведите важных переговоров с пассажирами - лучше рассказывать анекдоты, чтобы не притупилось внимание. Некоторым опять же помогает музыка в салоне; главное - не заслушаться... Если вам нужно срочно перескочить ряда через три - делайте это спокойно. И не пренебрегайте контактом с коллегами по движению. Пока стоите, можно попросить соседнего водителя пропустить вас - вряд ли вам откажут в вежливой просьбе. Если нет возможности обменяться словами или жестами - хотя бы ЗАРАНЕЕ включите сигнал соответствующего поворота. Но не кидайтесь опрометью под соседнюю машину. И еще о перестроениях: торопитесь медленно. Доказано, что при бестолковой суетне теряется больше времени. Да, многих вынужденная потеря времени заставляет излишне раздражаться и нервничать, думая о последствиях опоздания. Поезда и самолеты - это дело особое, не зря в русских традициях выезжать к ним аж часа за три-четыре. Но есть еще деловые встречи, совещания и переговоры, на которые опаздывать нежелательно. Тем не менее примите совет: следуя на подобную встречу и попав в пробку, думайте не о том, как вам быстрее проехать (по тротуарам и встречной полосе, с риском для себя и машины), а как сообщить о своем опоздании. Увы, сейчас причина “застрял в пробке” практически везде является весьма уважительной, особенно среди тех, кто ездит много и часто и хорошо понимает специфику городского движения. Поэтому если у вас в машине есть телефон - позвоните сами, если телефона нет, но есть пассажир - попросите его выйти, пока все стоят, и позвонить за вас по автомату. Если нет и пассажира - по выезде из пробки остановитесь на обочине и отыщите телефон. В любом случае ваша встреча пройдет успешнее, если вы приедете на нее позже (сообщив об этом) целым, свежим и спокойным, чем вовремя - злобным и раздраженным (если вообще доедете). Последствий повышенной “пробковой” загазованности легко избежать, если у вас в машине есть кондиционер. Сидите и дышите чистым воздухом, не открывая окон. Если же такового нет, а летом сидеть в закрытой машине невозможно, то включите хотя бы вентилятор (без печки). И возите с собой на расстоянии вытянутой руки капсулы ноотропила (строго соблюдая дозировку!) или обычную аскорбинку. Это на тот случай, если в длинной пробке или на выезде закружилась голова. А как бороться с нервным напряжением, утомлением, раздраженностью - всеми радостями, которые приносят пробки психике водителя? Как привести себя в порядок, чтобы ехать дальше? Некоторые курят, некоторые громко ругаются, а кое-кто предпочитает от души треснуть чужую машину. Но можно научиться безопасным методам снятия напряженности – к примеру, поможет аутогенная тренировка. И пока мы не в силах избавиться от этого специфического дорожного явления — иметь навыки самостоятельной психологической разгрузки весьма полезно. В том числе и с точки зрения собственной безопасности.
Если вам нужно срочно перескочить ряда через три – делайте это спокойно. И не пренебрегайте контактом с коллегами по движению. Пока стоите, можно попросить соседнего водителя пропустить вас – вряд ли вам откажут в вежливой просьбе. Если нет возможности обменяться словами или жестами – хотя бы ЗАРАНЕЕ включите сигнал соответствующего поворота. Но не кидайтесь опрометью под соседнюю машину. И еще о перестроениях: торопитесь медленно. Доказано, что при бестолковой суетне теряется больше времени. Да, многих вынужденная потеря времени заставляет излишне раздражаться и нервничать, думая о последствиях опоздания. Есть деловые встречи, совещания и переговоры, на которые опаздывать нежелательно. Тем не менее, примите совет: следуя на подобную встречу и попав в пробку, думайте не о том, как вам быстрее проехать (по тротуарам и встречной полосе, с риском для себя и машины), а как сообщить о своем опоздании. Увы, сейчас причина «застрял в пробке» практически везде является весьма уважительной, особенно среди тех, кто ездит много и часто и хорошо понимает специфику движения. В любом случае ваша встреча пройдет успешнее, если вы приедете на нее позже (сообщив об этом) целым, свежим и спокойным, чем вовремя – злобным и раздраженным (13, 29, 40, 44).
4.3. Если машина попала в аварию
Уменьшение размеров автомобилей привело к увеличению числа погибших на 2 000 человек, и числа раненых на 20 000 человек; чем крупнее и массивнее машина, тем у вас больше шансов остаться в живых при авто аварии. Наличие у автомобилей воздушных подушек позволяет предотвратить гибель 9 000 человек в год и спасает от травм 150 000 человек. Дороги наиболее опасны, на предмет наличия на них подвыпивших водителей, с десяти вечера в субботу до двух часов дня в воскресенье. Более половины аварий происходит по вине водителей в возрасте от 15 до 24 лет… и более 75 лет.
Лучше сидеть спиной вперед: меньше риска в случае резкого торможения. Если сидите лицом вперед, то разобьете голову о спинку кресла, которое перед Вами. Сидеть по правому борту – безопаснее, чем по левому: подальше от встречного потока транспорта. Если стоите, размещайте точки опоры (две ноги, руку на поручне) так, чтобы их вертикальная проекция на пол образовывала треугольник большой площади. Заранее выберите, куда будете падать в случае столкновения, а также кто и что упадет на Вас. Кладя груз на полку над головой, учитывайте, что он может упасть на голову.
И такие реакции на наших дорогах нередки. Возникают они чаще у водителей, чем у попавших в ДТП пассажиров. Оно и понятно: ведь именно водитель, как капитан на корабле, с юридической точки зрения отвечает за все в машине происходящее. И сознавая масштабы происшедшего (а каждый оценивает их очень субъективно), впору иной раз "выпасть в осадок". Вообще это особенность всей психологии катастроф: пострадавшие теряют способность адекватно действовать. Но при всем при том если ваша машина попала в ДТП, первая задача - возвратить свое сознание к адекватной оценке происходящего. Поэтому в случае чего не начинайте рвать на себе волосы, а принимайте необходимые срочные меры, особенно если имеются пострадавшие. Кстати, деятельное оказание помощи пострадавшим - хорошее средство для того, чтобы самому выйти из психологического шока. И желательно прийти в себя до того, как на место аварии прибудет инспектор. Такие беседы надобно вести на холодную голову.
Самое опасное столкновение - когда кто-то врезается вам в бок. При лобовом столкновении вас защищает деформация капота. По этой причине иногда даже безопасно врезаться в хвост тормозящего перед вами автомобиля, чем в дерево или столб. Врезайтесь в препятствие под острым углом правым или левым краем капота. Уклоняясь от лобового столкновения, не подставьте свой бок другому автомобилю. Не врезайтесь в другой автомобиль в том месте, где у него бензобак. Не пытайтесь выезжать в полосе встречного движения. Действия при лобовом столкновении: руками упереться в руль, левой ногой - в кожух левого колеса, правой - в педаль тормоза.
4.4. Рекомендации для обучающихся вождению автомобиля
Учатся вождению чаще всего не по личной прихоти. Нередко “права” бывают очень веским аргументом в пользу владельца при конкурсном приеме на работу; порой у молодой мамы появляется необходимость возить ребенка в особый детский садик на другой конец города... Во всяком случае, автомобиль сегодня становится именно не столько роскошью, с
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|