Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Скорость и безопасность дорожного движения




Скорость - одно из основных качеств любого транспортного средства. Не является здесь исключением и автомобиль. Но скорость не может и не должна достигаться любой ценой. А дорожные происшествия, гибель и ранение людей в автомобильных авариях - чрезмерно высокая плата за скорость. Вспомним, что ежедневно во всем мире в результате дорожных происшествий погибает более одного миллиона человек.

Скорость является одним из главных преимуществ современных автомобилей. Вместе с тем неправильный выбор скорости, несоответствие её конкретным дорожным условиям нередко являются причиной ДТП, особенно с участием молодых, недостаточно опытных водителей.

Регламентировать скорость начали еще при появлении первого парового экипажа. В 1865 году в Англии был принят специальный закон, согласно которому скорость самоходных средств ограничивалась до 4 миль/ч, а в оживленных местах - до 2 миль/ч (этот закон был отменен только в 1896 году уже после появления автомобилей с бензиновыми двигателями). В 1901 году Правилами движения в штате Коннектут (США) был установлен предел скорости 15 миль/ч на дорогах и 12 миль/ч в городах.

В Москве, например, в 1912 году в Правилах движения отмечалось, что “....управляющему автоматическим экипажам вменяется в обязанность устанавливать, сообразуясь с обстоятельствами, такую скорость, которая не могла бы служить причиной несчастных случаях и нарушений уличного движения”.

В настоящих Правилах дорожного движения указаны те факторы, которые должен учитывать водитель при выборе скорости. Это - интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, видимость дороги в направлении движения.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Водитель должен иметь четкое представление о взаимосвязи между скоростью автомобиля и его остановочным путём. Водитель должен хорошо знать особенности движения на высокой скорости. Исследования показывают, что при скорости 100 км/ч на загородной дороге частота пульса даже у опытных водителей увеличивается на 40% по сравнению с условиями движения при скорости 40-60 км/ч.

Известно, что основным источником информации об условиях движения для водителей является зрение. Перемещая взор с одного предмета на другой, водитель получает информацию, на основе которой он принимает решение по управлению автомобилем. Для перемещения взгляда с одного объекта на другой требуется время порядка 0,15- 0,33с. За 1с. при этих условиях водитель может зафиксировать взгляд не более чем на 3-6 объектах.

На большой скорости возрастает поток информации, которую должен перерабатывать водитель. С увеличением скорости движения возрастает и объем непереработанной водителем информации. Водитель работает при недостаточной для безопасности движения информации. Он не воспринимает реальную ситуацию, не замечает отдельных знаков, не получает полного представления о дорожных условиях и в сложной обстановке не всегда способен принять правильное решение.

Одной из главных особенностей, отличающих опытного водителя, является умение находить тот оптимум скорости, который позволяет ему сохранить полный контроль над сложной обстановкой и автомобилем.

Движение на высокой скорости требует от водителя умения точно оценивать положение собственного автомобиля относительно параллельно движущихся транспортных средств. Автомобиль никогда не движется по строго прямой линии. Из-за неровностей проезжей части, вследствие эластичности шин, а также наличие люфта в подвеске и рулевом механизме, при движении по дороге автомобиль постоянно отклоняется от намечаемой водителем траектории. Эти отклонения тем больше, чем выше скорость. Так, при скорости 50 км/ч нормальная величина отклонений от прямой составляет примерно 40 см, а при скорости 100 - 115 км/ч она достигает 80 см. Поэтому при обгонах на высокой скорости и маневрах в условиях плотных транспортных потоков необходимо учитывать поперечные колебания автомобиля (29,44)

 

Агрессивные водители

Агрессивное движение недавно было идентифицировано как проблема Номер 1 на национальных дорогах США. Франции, Испании и др. Невероятные их действия, приводящие к смертельным исходам и серьезным ранениям появляются в новостях регулярно. Инциденты, о которых сообщают, агрессивного движения увеличились на 7 процентов каждый год начиная с 1990, согласно исследованиям Фонда Безопасности Американской Автомобильной Ассоциации.

Американское Министерство транспорта идентифицировало двжение на красный свет как ведущая причина городских ДТП, вызывая больше чем 1 миллион травмированных каждый год. Еще 6 000 американцев убиты каждый год в ДТП, вовлекающих водителей, которые приненбрегли дорожные знаки остановки и и превышение скоростью на пересечениях.

Что такое агрессивное движени?

Национальная Администрация БДД (НАБДД) США определяет агрессивное движение как операция, которая подвергает опасности или, вероятно, подвергнет опасности людей или собственность. Это - прогрессирующее незаконное действие одителей, которые включают:

· превышение объявленного предела скорости движения автомобиля или движения слишком быстро для данных дорожных условий;

· неподходящее или резкое изменение олосы двитженя: без попытки сигнализировать об этом намерении, будучи неуверенным что это изменение может быть безонасным, или

· неподходящий обгон - без попытки сигнализировать об этоми намерении, используя аварийную полосу для обгона.

Что такое дорожный гнев?

НАБДД определяет дорожный гнев как "нападение с автомашиной или другим опасным оружием оператором или пассажиром (ами) на другую автомашину или нападения, преднамеренным инцидентом, который произошел на шоссе. Дорожный гнев - преступное нарушение."

Какие факторы связаны с агрессивным движением?

Некоторые из факторов, связанных с агрессивным движением включают:

· недлостатки ответственного поведения.

· низкий уровни стремления безопасности движения.

· увеличенное предрасполдоженности и путешествию в жилых районах.

Недавнее исследование Федеральной Администрации БДД в 50 столицах штатов нашло, что почти 70 процентов городских автострад сегодня переполнены в течение часы пик, по сравнению с 55 процентами в 1983.

Что Вы должны сделать когда встретитесь с агрессивным водителем

Вы должны:

· прежде всего сделайте все попытки выйти из его или её пути.

· поместите вашу гордость на задное сидение (т.е. не показывайт ему вашу гордость). Не бросайте вызов ему или ей, убыстряясь или пытаясь "держать ваше престиж" на вашей полосе движения.

· пристигните ваш ремень безопасности. Это будет держать Вас в вашем месте за рулевым колесом в случае, если Вы должны сделать резкий маневр движения, и это защитит Вас в лучае ДТП.

· избегите контакта глаза.

· игнорируйте жесты и откажитесь возвратить их.

· сообщите об агрессивных водителях к соответствующим властям, обеспечивая описание транспортного средства, гос.номерной знак авомобиля, местоположение, и если возможно, направление движения (как только Вы безопасны).

Если Вы имеете сотовый телефон, и можете сделать это благополучно, позвоните полицию. Если агрессивный водитель вовлечен в ДТП на дороге, остановитесь на безопасное расстояние от места ДТП, ждите полиции, и сообщить о поведении движения, которое Вы засвидетельствовали.

 

Какие профилактические меры могут быть приняты, чтобы избежать становиться жертвой агрессивного водителя?

Вы должны:

· всегда стораетесь находиться среди большлгл количества людей. Никогда "не изолируетесь" от людей.

· если Вы находитесь в левом ряду, и кто - то хочет обгонять вас, позволять им - даже если Вы едите с разрешенной скоростью.

· никогда не используйте непристойные жесты (2,44,67).

 

Ремни безопасности

Нет ничего более ужасного, чем судьба во­дителя, который в момент дорожного происшествия оказал­ся не пристегнутым ремнем безопасности. Вот как развиваются события, когда водитель на скорос­ти 80 км/ч совершает наезд на какое-либо неподвижное препятствие.

Спустя 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в тридцать раз превышающая вес автомобиля, оста­навливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры — если они не пристегнуты ремнями бе­зопасности — продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч.

Спустя 0,039 секунды водитель вместе с сиденьем стре­мительно движется вперед на 15 сантиметров. Спустя 0,044 секунды он грудной клеткой ломает руль. Спустя 0,068 секунды водитель с силой в 9 тонн ударяет­ся о приборный щиток. Спустя 0,092 секунды водитель и сидящий с ним рядом пассажир одновременно врезаются головами в переднее вет­ровое стекло автомобиля и получают смертельные повреж­дения черепа.

Спустя 0,1 секунды повисший на руле водитель отбра­сывается назад; он уже мертв. Спустя 0,113 секунды сидящий за водителем пасса­жир — если он также не пристегнут ремнем безопасности — оказывается с ним на одной линии и наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельные повреж­дения. Спустя 0,15 секунды наступает полная тишина; осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкно­вения окутывает облако пыли. Все произошло менее чем за две десятых доли секунды.

Современный водитель располагает очень простым и удивительно эффективным средством защиты, которое было почти не известно какой-нибудь десяток лет тому назад,— ремнем безопасности.

Ремень безопасности, превращая водителя в единое це­лое с салоном автомобиля, предохраняет его от удара о при­борный щиток или от опасности быть выброшенным через дверцу или ветровое стекло, что почти всегда чревато дра­матическими последствиями.

Каждый вспомнит потрясающие фильмы, в которых по­казана участь манекена, пристегнутого ремнем безопаснос­ти, и манекена, «свободного в своих движениях», который разбивает ветровое стекло при наезде автомобиля на непод­вижное препятствие.

Анализ 3138 дорожно-транспортных происшествий США со всей очевидностью показал, что вероятность смертельного исхода для водителей, пользовавшихся' ремнем безопаснос­ти, уменьшается в 2,11 раза, а для пассажиров — в 3,1 от общего числа происшествий. Аналогичные данные получены и относительно тяжелых повреждений, получаемых водите­лями и пассажирами автомобилей.

Это исследование позволило также определить зави­симость эффективности ремня безопасности от причины столкновения. Для пристегнутых ремнем безопасности воз­можность погибнуть во время фронтального столкновения уменьшается в 2,3 раза, в случае бокового столкновения — в 1,8 и в 5 раз — при опрокидывании автомобиля.

В случае фронтального столкновения применение ремней в 9 раз снижает вероятность получения тяжелых или смер­тельных ранений головы пассажирами, находящимися на передних сиденьях. Из 300 пассажиров, пользовавшихся ремнем безопасности, только в одном случае был зафикси­рован удар о ветровое стекло, тогда как из 643 пассажиров, не пользовавшихся ремнем безопасности, такого рода слу­чаев было отмечено 263...

Идея использовать ремень безопасности отнюдь не нова!

Первый патент на него был выдан в Соединенных Шта­тах Америки еще в 1885 году. Однако только в 1920 году ремни безопасности были установлены на первых гоночных автомобилях и только в 50-е годы ими были оборудованы некоторые серийные авто­мобили в США, а затем в Швеции.

Первые официальные предписания об использовании ремней безопасности были приняты в 1957 году в Швеции и в 1961 году в США, в шта­те Висконсин. Что касается Франции, то установка ремней безопасности на передних сиденьях стала обязательной для новых автомобилей с I апреля 1970 года.

В том же году обязательное пользование ремнями безопасности ввели Республика Берег Слоновой Кости и австра­лийский штат Виктория. Франция первой в Западной Евро­пе ввела 12 июня 1973 года обязательное пользование ремнями безопасности на дорогах вне населенных пунктов.

Начиная с 1 октября 1978 года во Франции стало обяза­тельным оборудование ремнями безопасности и задних сиде­ний новых автомобилей.

Привязной ремень и шлемы мотоцикла – имеют беспрецедентные успехи, уменьшив риск несчастья водителя в ДТП на 42 %. и 28 % соответственно. Так как водители, которые спонтанно не используют привязные ремни, отличаются более высоким риском получая повреждения, так как привязные ремни приведут к большому сокращению несчастий.Использование привязного ремня жителями должным образом, уменьшает риск примерно до 80 % (4,13).

 

Опасности мотоциклов

Число и серьезность дорожно-транспортных происшествий с мотоциклами непропорционально велики по сравнению с другими транспортными средствами. Если при­нять во внимание размеры парков мотоциклов и автомоби­лей, то вероятность дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом в 7 раз выше для водителей, имею­щих мотоциклы с объемом цилиндров свыше 125 см3, чем для водителей автомобилей.

Это никоим образом не означает, что у страстных при­верженцев мотоцикла нет головы на плечах. Наоборот, у большинства мотоциклистов нет агрессивности или плохих намерений, и они искренне обеспокоены собственной безо­пасностью.

Хотя поклонники мотоцикла встречаются во всех слоях общества, многие из его владельцев имеют скромные дохо­ды и должны лезть из кожи вон, чтобы приобрести предмет своих вожделений, его содержать, эксплуатировать, нести расходы по страхованию, которые очень велики в силу час­тых несчастных случаев и краж мотоциклов.

Для многих подростков мотоцикл стал средством удовле­творения потребности в свободе и независимости. Это явление характерно не только для Франции, но в той или иной степени и для ФРГ, Англии,США, Испании, России и многих стран Азии, Америки...Вот почему во всех странах лица, ответственные за обес­печение безопасности дорожного движения, прилагают уси­лия, чтобы сократить число дорожно-транспортных проис­шествий.

Как это ни парадоксально, эта проблема решена только в Японии. Очевидно, увлечение мотоциклом вызвано техническим прогрессом, достигнутым Японией в этой области. В настоящее время во Франции 90% проданных мотоци­клов являются мотоциклами японского производства. Япония постепенно вытесняет всех своих конкурентов и стре­мится монополизировать мировой рынок мотоциклов.

Велико же удивление иностранца, который, приехав в Японию, видит там очень мало мотоциклов. Он еще более поражается, когда узнает, какие простые и эффективные ме­ры были приняты несколько лет назад с целью предотвра­тить дальнейший рост дорожно-транспортных происшествий с мотоциклами.

Прежде всего по просьбе правительства японские произ­водители мотоциклов прекратили поставку на внутренний рынок мотоциклов с рабочим объемом двигателя свыше 750 см3, Это соглашение законодательно не оформлено, но его никто не нарушает.

Так была остановлена гонка за мощностью дви­гателя мотоцикла. Ответственные лица сочли, что двигатели с рабочим объемом 750 см3, позволяющие раз­вить скорость до 180 км/ч, являются максимально прием­лемыми для двухколесных транспортных средств с точки зрения безопасности движения. Отныне производимые в Японии мотоциклы с рабочим объемом двигателя 900, 1000, 1100 и 1300 см3 предназначаются для гонок или для экспорта.

Но это не все. Для получения удостоверения на право управления мощными мотоциклами были введены дополни­тельные требования, которые предусматривают более высо­кий уровень подготовленности водителя, а также имеют сво­ей целью ориентировать желающих приобретать менее мощ­ные — и тем самым представляющие меньшую опас­ность — мотоциклы.

О высоком уровне этих требований говорит тот факт, что в 1977 году только 7% желающих получили удостовере­ния на право управления мотоциклом с рабочим объемом двигателя от 350 до 750 см3.

В целом в настоящее время рынок в Японии поглощает только 4% из 6 миллионов мотоциклов, которые она про­изводит. 96% остающихся мотоциклов буквально навод­няют рынки других стран, где японские производители ре­шительно выступают против введения аналогичных мер, которые были приняты в их стране (62).

 

 

Дорожная сеть

Недавние исследования показали, что можно зна­чительно сократить число дорожно-транспортных происше­ствий и уменьшить драматизм их последствий, снабдив до­рожную инфраструктуру соответствующим оборудованием.

Так, в ходе исследования, проведенного в Англии установили, что причиной 28% дорожно-транспортных происшествий были дефекты дороги: либо это скользкое покрытие дороги, либо плохо оборудованный пе­рекресток, где высокая растительность закрывала види­мость, либо плохо установленные указатели направления движения, сомнительная разметка, опасные придорожные препятствия и т. д. И это, несмотря на то, что Англия рас­сматривается как одна из стран Европы, имею­щая благоприятную дорожную сеть. По результатам этого исследования всем местным до­рожным службам были направлены указания о том, как путем небольших и не дорогостоящих работ можно улучшить безопасность дорог.

Со своей стороны Япония убедительно продемонстриро­вала важность оборудования дорог, с точки зрения безо­пасности движения. Благодаря тщательному обследованию дорожной сети страны и многочисленным работам, на которые были истра­чены значительные средства, — таким, как оборудование пе­рекрестков, установка ограждений, более совершенной сиг­нализации, ограждений барьерного типа для пешеходов, создание велосипедных дорожек, приведение в порядок вы­ходов из школ и т. д., Япония добилась успехов в обеспече­нии безопасности дорожного движения.

Улучшение дорожной сети, как подчеркивают японские специалисты, является одной из основных причин беспреце­дентного сокращения числа дорожно-транспортных проис­шествий за последние семь лет.

Улучшить состояние дорог и повысить бе­зопасность движения на дорогах — это две разные вещи. Оборудовать дорог это мероприятие, которое должно быть специально разработано. Поэтому было бы ошибкой полагать, что можно добиться заметного прогресса в повышении безопасности дорог без разработки специальных программ и выделе­ния для этой цели необходимых средств.

Разработка программ предполагает наличие в соответст­вующих технических службах компетентных исследователь­ских отделов, целью которых являются скрупулезный ана­лиз всех дорожно-транспортных происшествий и на его основе разработка наиболее эффективных мероприятий по их предупреждению. Совместно с представителями ГИБДД, которые прекрасно знают местность, над­лежит тщательно обследовать каждый метр дороги, каждый перекресток. Только ценой кропотливой работы может быть разработана какая-то удовлетворительная программа, беру­щая за основу те мероприятия, которые оказались эффек­тивными при проведении работ по оборудованию националь­ных дорог. Разумеется, невозможно все сделать сразу; основное усилие должно быть сосредоточено на наиболее опасных участках дорог.

Практическая реализация этих меропритий нами было осушествлена научно-производственным коллективом «Канхум” (арм. -предотвращение ДТП) Фонда безопасности дорожного движения Республики Армения, в течении 1990-92 гг. Созданной специальной исследовательской группой были проанализированы статистические данные ДТП, а также данные судебно-следственной практики ДТП РА, за предшествующие 5 лет.

В результате этого анализа, были выявлены наиболее вероятные очаги аварийности улично-дорожной сети Армении. Затем была проведено конкретное обследование опасных очагов и участков дорог, и что очень важно, были идентифицированы причины ДТП, для каждого опасного очага аварийности, применением методики oбщего и детального анализа опасностей.

Затем были разработаны эффективные профилактические мероприятия для каждого опасного очага, применением критерии затраты/прибыль. Внедрение и реализация разработанных нами меропритий была осушествлена совместно с ГИБДД РА и Министерством сторительства и эксплуатации автомобильных дорог Республики.

В результате проведенных мероприятий было установлено, что на обследованных участках улично-дорожной сети, ДТП уменьшилось на 15 %, число раненых на 8 %, число смертиельных исходов на 5 % (4,5,2).

 

Детский травматизм

 

Установлено, что примерно каждый шестнадцатый погибший или раненый на дороге - ребёнок, это очень страшные цифры, ведь что может быть ужастнее для семьи, чем потерять ребёнка, или воспитывать инвалида.

Очень часто причинами ДТП являются детские шалости и невнимательность. Особенно резко возрастает травматизм среди детей во время каникул, особенно зимних. Статистика отмечает, что каждый шестой пострадавший в авто происшествиях ребёнок находился со взрослыми. Здесь можно видеть несколько наиболее часто встречающихся ошибок в поведении родителей с детьми на улице:

o это недостаточное внимание к действиям своего ребёнка на улице;

o это неумение своевременно остановить или удержать ребёнка в зоне повышенной опасности, какой является дорога;

o это провоцирование взрослыми на опрометчивый поступок ребёнка: переход дороги вне пешеходного перехода, перед близко идущем транспортом, на красный сигнал светофора и т. д.

Особенно следует выделить дорожно-транспортные происшествия с участием детей, когда родители, находившиеся с нами, были пьяны.

Ниже приведены несколько примеров происшествий с детьми, которые можно считать типичными.

Дети играли в прядки, и один мальчик спрятался под стоящий долгое время автомобиль, решив, что здесь-то его никогда никто не найдёт. Водитель, выйдя из подъезда, сел в этот автомобиль, не зная, конечно, что под ним находится ребёнок, быстро завёл двигатель и тронулся с места, причём ребёнок залез не под кузов, а за колесо. Исход был трагическим - мальчик погиб.

Ещё одна причина дорожно-транспортных происшествий появилась в последнее время: на перекрёстках улиц, где большое движение и автомобили долго простаивают перед светофорами, снуют ребята, предлагая помыть лобовые стёкла водителям. Вроде бы полезное дело - и для водителей и для ребят: как-никак, а зарабатывают деньги для семьи и для себя честным трудом. Но вот слова одного из таких ребят, попавшего в больницу: “чуть-чуть не увернулся, когда соседская машина тронулась”. Это чуть-чуть стоило ему сотрясения мозга и сломанного ребра.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...