Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения




Помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения допускается на основании заключения соответствующего уполномоченного государственного органа, выдаваемого в соответствии с законодательством государств - членов ТС, о возможности уничтожения, в котором указываются способ и место уничтожения.

Заключение не требуется в случаях, когда товары безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения должны быть представлены документы, подтверждающие факт безвозвратной утери товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы.

Под таможенную процедуру уничтожения не могут помещаться следующие категории товаров:

1) культурные, археологические, исторические ценности;

2) животные и растения, относящиеся к видам, охраняемым в соответствии с законодательством государств-членов ТС и (или) международными договорами их частей и дериватов, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий и распространения карантинных объектов;

3) товары, принятые таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога;

4) изъятые товары или товары, на которые наложен арест, в том числе являющиеся вещественными доказательствами, в соответствии с законодательством государств- членов ТС;

5) иные товары, перечень которых определяется решением Комиссии ТС.

Уничтожение товаров не допускается, если такое уничтожение:

1) может причинить вред окружающей среде или представляет опасность для жизни и здоровья людей;

2) производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением;

3) может повлечь расходы для государственных органов государств- членов ТС.

Уничтожение товаров производится за счет декларанта таможенной процедуры уничтожения.

Уничтожение товаров производится в сроки, установленные таможенным органом исходя из времени, необходимого для фактического уничтожения этих товаров, способа и места их уничтожения.

Уничтожение товаров допускается, если подвергнутые уничтожению товары не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Таким образом, главным критерием, позволяющим признать товар уничтоженным, является отсутствие экономической целесообразности его восстановления. При применении критерия экономической выгодности следует исходить из сопоставления стоимости восстановления товаров в первоначальное состояние и средней рыночной стоимости аналогичных товаров на день помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения.

Пункт 2 ст. 308 ТКТС содержит перечень категорий товаров, помещение которых под таможенную процедуру уничтожения не допускается вне зависимости от экономической целесообразности такого уничтожения.

Не допускается уничтожение следующих категорий товаров:

1) культурных ценностей. Содержание понятия «культурные ценности» определяется Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1. Из положений ст. 6 и 7 данного Закона следует, что под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

художественные ценности, в том числе:

картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

изделия традиционных народных художественных промыслов;

составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

старинные книги, издания, представляющие особый инте­рес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

редкие рукописи и документальные памятники;

архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

уникальные и редкие музыкальные инструменты;

почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры;

2) видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов. Правоотношения, складывающиеся в связи с данной категорией товаров, а также соответствующий понятийный аппарат, включая определение животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, определяются законодательством РФ в области охраны окружающей среды. Одним из основных актов такого законодательства является Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Кроме того, следует отметить, что ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений предусмотрена КоАП РФ.

При этом из содержания ст. 8.35 КоАП РФ следует, что ответственность наступает только в случае нарушения установленного порядка уничтожения таких товаров. В соответствии с подпунктом 2 пунктом 2 статьи уничтожение животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов допускается в случаях, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий. При этом в соответствии с ГОСТ Р 22.0.04-95 «Безопасность в Российской Федерации. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения» под эпидемией понимается массовое, прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Эпизоотия в соответствии с указанным стандартом означает одновременное прогрессирующее во времени и пространстве в пределах определенного региона распространение инфекционной болезни среди большого числа одного или многих видов сельскохозяйственных животных, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости;

3) товаров, принятых таможенными органами в качестве предмета залога. Данное ограничение распространяется на товары, выступающие в качестве средства обеспечения уплаты таможенных платежей. Вместе с тем подобные товары могут быть уничтожены после завершения отношений залога;

4) товаров, которые изъяты или на которые наложен арест в соответствии с законодательством РФ (товары могут быть изъяты по делу об административном правонарушении, в связи с их привлечением в качестве вещественных доказательств, а также арестованы в целях обеспечения исполнения решения соответствующего государственного органа в части применения взыскания за совершение правонарушения (в том числе преступления));

5) иных товаров, перечень которых может дополнительно устанавливать Правительство РФ на основании и во исполнение актов таможенного законодательства и указов Президента РФ (перечень товаров, уничтожение которых не допускается в настоящее время Правительством РФ, не установлен).

Пунктом 3 установлен также ряд условий, при которых помещение товаров под таможенную процедуру уничтожения не допускается вне зависимости от того, к какой категории они относятся. Сущность данных условий следует из принципов защиты государственных интересов и установленного законодательством РФ порядка.

Так, уничтожение товаров не допускается, если это может причинить существенный вред окружающей среде или представлять непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья людей. Приведенное положение направлено на обеспечение соблюдения законодательства РФ об охране окружающей среды, а также об охране здоровья граждан. В особенности данное ограничение имеет значение для случаев, когда уничтожение товаров подразумевает их захоронение, затопление и совершение с ними иных аналогичных действий. Поскольку обеспечение соблюдения такого законодательства не отнесено к непосредственной компетенции таможенных органов, в отдельных случаях для помещения товаров под таможенный режим уничтожения могут требоваться документы, подтверждающие отсутствие риска нарушения законодательства РФ об охране окружающей среды либо об охране здоровья граждан. Такие документы должны выдаваться компетентными органами и представляться таможенному органу при помещении товаров под таможенную процедуру уничтожения.

Уничтожение товаров не допускается, если оно производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением. Примером такого потребления может быть использование продуктов питания в качестве кормов для животных, использование бензина в качестве горючего и т. д. Такое потребление по своему содержанию тождественно выпуску товаров в оборот, что противоречит природе таможенной процедуры уничтожения.

Последнее основание для отказа в помещении товаров под таможенную процедуру уничтожения – вероятность возникновения расходов у государственных органов РФ. Уничтожение товаров предполагает их необратимое выведение из оборота, как правило, связанное с отсутствием у участников ВЭД возможности иным образом выполнить свои обязанности перед таможенными органами, установленные действующим законодательством. В связи с изложенным, уничтожение товаров, сопряженное с несением государственными органами расходов, также противоречит природе данной таможенной процедуры уничтожения.

Дополнительно следует отметить, что принцип отнесения всех расходов, связанных с уничтожением товаров, на счет заинтересованного лица закреплен в Киотской конвенции и является ее стандартным правилом (ст. 3.44).

Положениями ТКТС также предусмотрена возможность помещения под таможенную процедуру уничтожения товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утеряны, либо повреждены вследствие аварии или действия непреодолимой силы, в том числе, ранее помещенные под иные таможенные, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения.

Положения ст. 307 ТКТС содержат гарантию защиты интересов участников ВЭД. В частности, такая гарантия может быть реализована при аварии, в которую могут попасть товары, находящиеся под таможенным контролем, в отношении которых подлежат уплате таможенные налоги, пошлины. Перемещение товаров под таможенным контролем сопряжено с обязательствами лица по доставке товаров в место назначения, уплате причитающихся таможенных платежей и иными аналогичными обязательствами. Однако, если товары погибают вследствие аварии или действия непреодолимой силы, они не попадают в оборот на таможенной территории РФ в том качестве, в котором они были изначально ввезены. Оставшиеся части могут иметь определенную ценность и, в свою очередь, рассматриваться как товар. Вместе с тем экономическая целесообразность их сохранения и совершения действий. направленных, например, на их выпуск в свободное обращение, отсутствует. Окончательное уничтожение таких товаров позволяет освободиться от упомянутых выше обязательств с минимальными финансовыми потерями. Например, в соответствии со ст. 14 Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 1990 г.), действие таможенной процедуры временного ввоза может быть прекращено, если товары (включая транспортные средства), серьезно поврежденные в результате аварии или действия непреодолимой силы, по решению таможенных органов уничтожаются под официальным контролем за счет заинтересованных сторон. При этом уцелевшие детали или материалы в случае их выпуска для свободного обращения подлежат обложению ввозными пошлинами и сборами. Однако, безусловно, суммы таких пошлин и сборов будут значительно ниже, чем если бы они уплачивались в отношении товаров, поврежденных, но не подвергнутых процедуре уничтожения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...