Председатель ЭС РПО, профессор Калинин А.Н.
⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37
2.7
В судах различных инстанций рассматриваются имущественные споры с привлечением независимых оценщиков, которые определяют рыночную и иную стоимость. Нередко суды направляют материалы на дополнительную оценку в органы судебной экспертизы. Такая практика объясняется рядом причин, среди которых: · Имеет место устойчивая, сложившаяся практика, когда экспертные и оценочные услуги оказываются специалистами органов судебной экспертизы; · Свои решения судьи объясняют тем, что судебный эксперт несет уголовную ответственность за некачественно выполненную работу; · Не разработана система оплаты за услуги по проведению независимой оценки, тогда как работа судебных экспертов оплачивается из госбюджета. Обычно, когда в суде для разрешения вопросов стоимости привлекается судебный эксперт и перед ним ставится вопрос о стоимости имущества, уже имеется отчет независимого оценщика, с установленной стоимостью объекта. Отчет об оценке выступает доказательством одной из сторон судебного процесса наряду с заключением судебного эксперта. В соответствии с п. 1 ст. 16 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся в деле доказательств в их совокупности, руководствуясь при этом законом и совестью. В Законе «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» от 30 ноября 2000 г. №109-II установлено, что в случае сомнения в достоверности, полученной оценщиком стоимости, проводится повторная оценка, причем суд самостоятелен в выборе оценщика.
Таким образом, параллельно с независимыми оценщиками, работающими в рамках действующего законодательства, оценку стоимости определяют и судебные эксперты. Причем, если оценщики производят определение стоимости на основании государственных стандартов, то судебные эксперты используют внутренние нормативные и методические документы, обычно имеющие гриф «Для служебного пользования».
Таблица 1. Различия между оценочной деятельностью и судебной экспертизой
Продолжение Таблицы 1
Таблица 2. Стандарты оценки Республики Казахстан
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 10-2 ЗОД, оценщики имеют право использовать международные стандарты в области оценочной деятельности, не противоречащие законодательству Республики Казахстан. В соответствии с п. 2 ст. 10-2 ЗОД, стандарты оценки являются общеобязательными для всех субъектов оценочной деятельности и распространяют свое действие на всей территории Республики Казахстан.
Таблица 3. Реестр некоторых методик судебно-экспертных исследований
Методики рассматриваются Комиссией по проведению судебной экспертизы МЮ РК, утверждаются Ученым советом и рекомендуются к применению Научно-методическим советом ЦСЭ МЮ РК. Однако они не являются нормативными правовыми актами, каковыми выступают Стандарты оценки Республики Казахстан. Далеко не все методики и рекомендации ЦСЭ соответствуют предъявляемым требованиям. Так, «Методика определения рыночной стоимости земельных участков» 2007 года подготовлена авторами: Гаврилов С. А., Беспалов В. Ю. и Давыдович С. В. Из них только Давыдович С.В. имеет лицензию по оценке недвижимости. Подходы, изложенные в методике, не соответствуют терминам и понятиям, установленным в Стандартах оценки. С точки зрения оценки – это не методика, то есть не конкретное описание методов, а набор общих фраз из различных учебников и пособий. Таким образом, исходя из различной нормативной правовой базы, стоимость одного и того же объекта, рассчитанная оценщиком и судебным экспертом, будет различной. Судебный эксперт не подтвердит стоимость, полученную оценщиком, а те немногочисленные случаи, когда все-таки судебный эксперт получает ту же стоимость, не более чем совпадение, поскольку методология расчетов у них различная.
В соответствии со п.п. 5 ст. 2 Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» от 30 ноября 2000 г. №109-II, оценочная деятельность – предпринимательская деятельность, осуществляемая оценщиками, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости на определенную дату. В соответствии с п.п. 9 ст. 2 Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» от 30 ноября 2000 г. №109-II, оценщик – физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление оценочной деятельности и обязательно являющееся членом одной из палат оценщиков. Следует отметить, что в Законе «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» от 20 января 2010 г. №240-IV нет ни одного упоминания о том, что судебные эксперты вправе производить определение какой-либо стоимости. «Право» судебных экспертов определять стоимость имущества оговорено только в разделе 3.10 «Судебная товароведческая экспертиза», Справочника для правоохранительных органов и судов по вопросам назначения судебных экспертиз в Центре судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Казахстан (далее – Справочник ЦСЭ), который, опять-таки, не является нормативным правовым документом. В целом, в соответствии со специализированными источниками и литературой по товароведению, в рамках судебно-товароведческой экспертизы можно определить круг задач, решение которых и составляет содержание судебно-товароведческой экспертизы: - установление соответствия (несоответствия) продукции по качеству и комплектности требованиям стандартов, технических условий или другой нормативной документации, сертификату качества либо эталонам образцам; - установление сущности изменения качества продукции (установленное наличия дефектов и их влияния на качество товара); - определение соответствия (несоответствия) фактических характеристик качества товара (артикула, размерных данных, сорта) маркировочным обозначениям, зафиксированным на ярлыке, этикетке; - определение принадлежности отдельных единиц или множеств товара к одной группе (артикулу, марке, типу, виду); - установление соответствия (несоответствия) фактических товарных свойств товара показателям качества, содержащимся в сопроводительных документах на их реализацию; - установление соответствия (несоответствия) упаковки (способа, средства) нормативным требованиям; - установление соответствия (несоответствия) условий транспортировки продукции требованиям ГОСТов, ТУ и другой нормативной документации; - установление соответствия (несоответствия) сроков и условий хранения нормативным требованиям; - установление возможности влияния конкретных факторов на изменение качества продукции; - установление соответствия (несоответствия) порядка приемки и испытания продукции по качеству и комплектности правилам, предусмотренным нормативной документацией. Очевидно, что в перечне отсутствуют вопросы по определению стоимости имущества. Вышеизложенное относится ко всем типам и видам имущества, в отношении которых судебные эксперты проводят оценку. Значительная часть вопросов возникает с автотовароведческой экспертизой, деятельность которой противоречит Закону «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» от 1 июля 2003 года №446 (далее – СГПО). В п. 1 ст. 1 СГПО сказано, что оценщик (независимый эксперт) – физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление оценочной деятельности по оценке имущества (за исключением объектов интеллектуальной собственности, стоимости нематериальных активов), аккредитованное Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с установленным им порядком. В то же время, в разделе 3.10.3 Справочника ЦСЭ, не являющимся нормативным правовым актом, судебным экспертам дается право определять рыночную стоимость транспортного средства на момент производства экспертизы. Возникает вопрос: на каком основании судебные эксперты рассчитывают стоимость имущества? В соответствии с Законом «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» судебные эксперты не являются оценщиками, в своей работе не используют Закон «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», Стандарты оценки Республики Казахстан. «Право» производить оценку судебным экспертам дано на основании их внутриведомственного Справочника ЦСЭ не являющегося нормативным правовым актом и стоящим в иерархии законодательных документов ниже Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» и Стандартов оценки Республики Казахстан. В соответствии с письмом Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан №11-5-10/2514 от 17 марта 2005 г., вопрос по оценке объектов не входит в компетенцию судебных экспертов. В соответствии с письмом Комитета регистрационной службы Министерства юстиции Республики Казахстан №11-5-10/11376 от 16 августа 2005 г., по данным Государственного реестра лицензий на оценку имущества ГУ «Центр судебной экспертизы МЮ РК» не имеет лицензии на право осуществления деятельности по оценке имущества. В соответствии с письмом Института Генеральной прокуратуры Республики Казахстан им. С. Ескараева №24-05-06 от 20 февраля 2006 г., осуществление оценочной деятельности в рамках Института судебной экспертизы является неправомерным, нарушающим основополагающие принципы судопроизводства, судебной экспертизы и оценочной деятельности, так как оценка объектов не входит в компетенцию судебных экспертов. Тот факт, что необходимо четко разграничить оценочную деятельность от иных схожих направлений, в частности, от судебной экспертизы, оговорен в Справке Комитета регистрационной службы МЮ РК «О перспективах развития оценочной деятельности» подписанной Министром юстиции Республики Казахстан Р. Тусупбековым 10 ноября 2009 г. В соответствии с письмом Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи МЮ РК №11-3-20/юр-100 от 3 февраля 2010 г., приказом Министра юстиции Республики Казахстан №44 от 14 июня 1999 г. утвержден перечень видов экспертиз, проводимых в ЦСЭ МЮ РК, и экспертных специальностей, квалификация по которым присваивается Министерством юстиции Республики Казахстан. В указанном перечне экспертиза отчетов об оценке не предусмотрена.
Как известно, рыночная и иная стоимость определяются на основании анализа рынка, объектами исследования которого являются совершенные сделки, цены, спрос и предложение. Объектом судебной экспертизы служат сведения, содержащиеся в материалах дела по которому проводится судебная экспертиза. Для определения рыночной стоимости необходим маркетинговый анализ, сбор текущей рыночной информации по данному сектору. Однако, в материалах суда подобная информация отсутствует и государственный орган такую информацию не предоставляет. Агентство РК по статистике может предоставить данные для определения кадастровой стоимости, но не рыночной стоимости. Более того, в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 18 Закона «О судебно-экспертной деятельности в Республике Казахстан» от 20 января 2010 г. №240-IV, судебный эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для исследования. Он может это делать только через лицо, назначившее соответствующую экспертизу. В ходе Круглого стола (май 2012г.) в Алматинской лаборатории ЦСЭ МЮ РК и Республиканского семинара (октябрь 2012 г.) в г.Астана с приглашением представителей РПО, судебными экспертами рассматривались вопросы оценки различного вида имущества. Принято решение о совместных методических разработках (РПО и ЦСЭ) с обязательным использованием нормативной и методической базы в области оценочной деятельности: ЗОД, международные и национальные стандарты оценки, правила, инструкции, методики.
Выводы Органам судебной экспертизы рекомендуется: 1. При проведении судебно-товароведческой экспертизы и при расчетах рыночной и иной стоимости имущества использовать нормативные и методические документы в области оценочной деятельности РК; 2. Расчет рыночной и иной стоимости имущества поручать экспертам, имеющим лицензию на право осуществления оценочной деятельности и состоящим в одной из областных палат оценщиков; 3. Отказаться от практики проведения экспертизы отчетов выполненных профессиональными оценщиками.
Предложения В практике оценочной деятельности имеются ограничения, когда оценщик не вправе производить оценку. Так, в соответствии с п. 6 ст. 12 Закона «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан», оценщик обязан осуществлять непосредственное обследование объекта. Нередко случается, что обследовать объект оценки не представляется возможным в виду его отсутствия по разным причинам. В подобных случаях необходимо обращаться к услугам судебных экспертов, обладающих специальным научными знаниями. Проведение работ по определению сметной стоимости, проверка затрат на строительство, проверка адекватности сметных расчетов, также должны быть отнесены к компетенции судебных экспертов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|