Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития научной психологии.




ДЕ N1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.

Предмет и методы психологии.

Основным объектом изучения психологии является человек. Представления о предмете психологии изменялись на протяжении полутора веков. В наиболее общем смысле предмет психологии – психика, психические процессы и явления во взаимосвязи с поведением человека.

К основным формам проявления психики (группам психических явлений) относят: психические процессы познавательные (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь, внимание) и эмоционально-волевые (чувства, воля); состояния (интерес, сомнение, угнетенность и др.); свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности). Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Психическое отражение носит опережающий характер, преломляется через индивидуальность человека, обеспечивает целесообразность деятельности поведения, углубляется и совершенствуется, дает возможность правильно отражать окружающую действительность.

Методы: Наблюдение – метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях, и без вмешательства в их течение. Наблюдение предполагает преднамеренное, систематическое, целенаправленное и фиксируемое восприятие внешних проявлений психики. Эксперимент – метод, характеризующийся активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого. Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Тестирование – определение психологических характеристик испытуемого при помощи стандартизированного задания (теста). Результат тестирования – количественный показатель.

Содержание принципа детерминизма раскрывается в следующих положениях: 1) психика определяется образом жизни; 2) при изучении психических явлений обязательно установить причины, их вызвавшие. Содержание генетического принципа раскрывается в следующих положениях: 1) психика постоянно развивается и изменяется как количественно, так и качественно; 2) характеристика психического явления возможна при одновременном выяснении его особенностей в данный момент, истории его возникновения и перспективы его изменений.

История развития научной психологии.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону, душа – это что-то божественное и отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с телом. Аристотель выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Р. Декарт пришел к выводу о различии между душой человека и его телом: «Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». По мнению Б. Спинозы, душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами.

Г. Лейбниц ввел понятие бессознательной психики. Х. Вольф ввел термин «эмпирическая психология». В. Вундт открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. В. М. Бехтерев организовал психологическую лабораторию в России, развивал экспериментальное направление в психологии, предполагавшее использование объективных методов исследования. И. М. Сеченов является автором одной из программ построения психологии как самостоятельной науки. Заслуга Г. И. Челпанова заключается в том, что он создал в России психологический институт. И. П. Павлов изучал условно-рефлекторные связи в деятельности организма.

Важнейшим направлением зарубежной психологии, у истоков которого стоял З. Фрейд, является психоанализ или глубинная психология. Основная идея психоанализа заключается в том, что поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным. Согласно З. Фрейду, к бессознательному относятся разнообразные влечения и переживания человека, в которых он не может себе признаться и которые поэтому либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, но в реальности остаются в душевной жизни и продолжают побуждать его к тем или иным действиям и поступкам. К. Юнг – автор аналитической психологии, последователь З. Фрейда. Некоторые ученые в начале XIX в. пришли к выводу, что психология должна исключить из своего предмета вопрос о сознании и наблюдать только то, что можно непосредственно увидеть и зарегистрировать, а именно: поведение, поступки или реакции человека. Это направление получило название «бихевиоризм». Программу этого направления предложил американский ученый Д. Уотсон. Он предложил схему, в соответствии с которой воздействие (стимул) порождает некоторое поведение, т.е. реакцию. Характер реакции определяется стимулом, схема S – R распространяется и на человека и животных.. Б. Скиннер, последователь Д. Уотсона, – автор теории оперантного обусловливания. Гештальтпсихология – направление западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. Ее главные представители – М. Вертгеймер, В. Келер, М. Коффка. Гештальтпсихология выступила против расчленения всех сложных психических явлений на элементы. Она использовала для изучения психики и объяснения сложных психических явлений принцип целостных структур (гештальтов). Гуманистическая психология (ее виднейшие представители Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу и др.) предметом психологических исследований считает здоровую творческую личность человека. Целью такой личности является самоосуществление, самоактуализация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру, наделен потенциями непрерывного развития и самореализации как частью своей природы.

Л. С. Выготский ввел понятие высших психических функций (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной формы психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А. Р. Лурия особое внимание уделял проблеме локализации мозговых функций и их нарушений. П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Он является автором концепции поэтапного формирования умственных действий. Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Психика и организм.

Психика идеальна, однако ее существование зависит от протекания физиологических процессов в организме. Материальным субстратом психических процессов является вся нервная система вместе с рецепторной поверхностью, поставляющей информацию из окружающей среды. Ведущую роль в создании психических образов и регуляции поведения и процессов в организме играет головной мозг.

Естественнонаучной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности. Учение о высшей нервной деятельности – учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работы организма, поведением человека. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало учение И.М. Сеченова. Руководящим для И.П. Павлова являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл.

Нервная система, обслуживающая деятельность внутренних органов и желез, называется вегетативной. Она регулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких, желез, гладкой мускулатуры и других органов. Она играет важную роль в эмоциональных реакциях и разделяется на две части: симпатическую и парасимпатическую, соотношение между которыми очень сложное.

К функциям правого полушария относятся восприятие текущего времени, конкретного пространства; запоминание образов, конкретных событий, узнавание людей; восприятие эмоционального состояния; видение мира мрачным; целостное, образное восприятие. Правши характеризуются ведущим правым глазом, повышенной активностью левого полушария, которое осуществляет аналитическую, логическую, символическую обработку информации, поступающей из внешнего мира. К функциям левого полушария относятся чтение карт, схем; запоминание имени, слов, символов; хронологический порядок; речевая активность; чувствительность к смыслу; видение мира веселым и легким; детальное восприятие. Левши характеризуются ведущим левым глазом, повышенной активностью правого полушария, которое берет на себя информационные и эмоционально-образные функции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...