Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоционально-волевая сфера личности.




К формам переживаний чувств относятся аффекты, страсть, настроение, фрустрация, стресс и др. Аффект – кратковременное, бурно протекающее состояние сильного эмоционального возбуждения. Страсть – быстро возникающие, сильные, устойчивые, глубокие чувства, определяющие направление мыслей и поступков человека. Фрустрация – психическое состояние, возникающее в ответ на появление объективно или субъективно непреодолимого препятствия на пути удовлетворения какой-то потребности. Стресс – состояние человека, возникающее в ответ на экстремальные воздействия.

Чувства – это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Эмоции – это непосредственная форма выражения чувств. Воля – это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей.

Стенические чувства – это чувства, активизирующие деятельность человека. Астенические чувства – это чувства, вызывающие пассивность. Эстетические – переживания, возникающие при восприятии или создании человеком прекрасного. Интеллектуальные – переживания, возникающие в процессе умственной деятельности.

Функции эмоций: Индикация связана с обобщенной оценкой текущих ситуаций – благоприятных или неблагоприятных, опасных. Регуляция предполагает организацию деятельности. Символ личностных проблем проявляется в том, что чем сильнее эмоция, тем значимее проблема. Поэтому важно понять причину нежелательного эмоционального состояния, найти решение проблемы, порождающей негативные эмоции, и тем самым способствовать позитивному развитию личности. Активация проявляется в мобилизации ресурсов организма. Экспрессия связана с выражением эмоций в мимике, интонации и т.д. Побуждение проявляется в связи эмоций с мотивами.

Сложный волевой акт начинается с побуждения к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные мотивы и потребности человека. Затем возникает представление и осмысление цели действия, которые связаны с борьбой мотивов. Борьба мотивов служит показателем способности человека понимать, выбирать желания, превращать их в цель. На следующем этапе возникает намерение осуществить данное действие. В ходе борьбы мотивов, осмысления цели деятельности и выбора средств ее достижения человек принимает решение. И, наконец, происходит выполнение принятого решения. Приступая к практическому осуществлению принятого решения, человек строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в его сознании замысел воплотился в вещи, предметы, движения, навыки, поступки.

Индивидуально-психологические свойства личности.

Индивидуально-психологические свойства личности: Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующееся динамикой протекания психических процессов. Характер – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе. Способности – это психическое свойство личности, отражающее проявления таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься в овладении одним или несколькими видами деятельности.

И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа высшей нервной деятельности (ВНД) и в соответствии с этим четыре типа темперамента. Инертный тип ВНД обладает сильным, уравновешенным, но малоподвижным процессом возбуждения и торможения. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент. Флегматик: спокойный, медлительный, уравновешенный. У слабого типа ВНД процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует меланхолический темперамент. Сильному типу ВНД свойственно сильное возбуждение и торможение. Между ними существует равновесие. Этому типу соответствует сангвинический тип темперамента. Сангвиник: энергичный, общительный, жизнерадостный. Безудержный тип ВНД характеризуется очень сильным и подвижным возбуждением и торможением. Однако у данного типа нервные процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент. Холерик: раздражительный, вспыльчивый, подвижный.

Общие способности определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Специальные способности связаны с успехами личности в отдельных видах деятельности и общения. Учебные способности влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность. Она обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развития качеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности. Исключительная, наивысшая степень одаренности, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности, называется гениальностью.

Психология общения.

Общение – это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Тактика общения – это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе знания правил и владения техниками общения. Это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между людьми. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

По количеству участников общение делят на межличностное – общение между индивидами; групповое – общение между группами. По способу общения оно может быть вербальным – общение с помощью языка; невербальным – общение с помощью других средств получения и передачи информации. По положению общающихся выделяют контактное – общение с помощью личных контактов людей; дистантное (дисконтактное) – общение с помощью, например, средств массовой информации. По условиям общения оно бывает официальным – общение в рамках социально-организованных встреч; неофициальным – общение по личной инициативе.

Примитивное общение заключается в том, что другого человека оценивают как нужный или мешающий объект. Если он нужен, то активно вступают в контакт, если мешает, то оттолкнут или последуют агрессивные грубые реакции. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с помощью различных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности. Формально-ролевое общение отличается регламентированным содержанием, средствами общения, когда вместо узнавания личности ограничиваются знанием социальной роли.

Невербальные средства общения: К визуальным относятся движения рук, головы, ног, туловища, походка; выражение лица и глаз; позы, кожные реакции и т.д. Акустические включают паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность и т.д.) и экстралингвистические (речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье) средства общения. Тактильные средства общения связаны с использованием прикосновения, пожатия руки, объятия и поцелуев.

Зона публичного общения – более 3 м. Публичное общение наблюдается в ситуации чтения лекции. При публичном общении преобладает односторонняя коммуникация в форме монолога. Зона интимного общения (0,5 м) – непосредственный телесный контакт. На таком расстоянии общаются родители и дети, влюбленные, супруги, близкие друзья. Зона формального общения – 1,5–3 м. На такой дистанции ведут деловые переговоры. Формальное общение всегда носит ролевой характер, так как при нем важно «соблюдать» дистанцию и исключить личностный компонент из взаимодействия.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...