Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психика, поведение и деятельность.




Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Поведение – любая активность. Поступок – сознательный волевой акт, направленный на реализацию, как правило, нравственных ценностей. К основным видам деятельности относятся игра, учение и труд. Деятельности человека свойственны «предметность и субъектность». Предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связях со значениями, зафиксированными в схемах действия, понятиях языка, ценностях, ролях и социальных нормах. Субъектность деятельности выражается в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

К структурным компонентам деятельности относятся мотивы, способы и приемы деятельности, цель и результат. Мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или иной деятельностью. Способы и приемы – это действия, предпринимаемые человеком, чтобы достичь целей деятельности. Цели – это наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель выступает в качестве образа результата деятельности. Результат – это то, чего достигает человек в ходе деятельности. Результаты могут не совпадать с целями деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, личными и общественными в зависимости от того, какую значимость им придает человек и какую роль в общественной жизни играет его деятельность. Задача деятельности – цель в конкретных условиях.

К приемам выполнения деятельности относятся навыки, умения и привычки. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией.

Развитие психики человека.

Наибольшее развитие и признание получила теория развития психики, предложенная А. Н. Леонтьевым. Он экспериментально доказал, что психическое отражение возникло под влиянием изменяющихся условий существования. У живых организмов развилась нервная система, появилась способность отражать и биологически незначимые раздражители, имеющие сигнальное значение. Такая способность названа чувствительностью. Чувствительность – это элементарная форма психики. Организмы, которые обладают чувствительностью, находятся на первой стадии психического развития – стадии сенсорной психики. В процессе дальнейшей эволюции природы выделились организмы, способные отражать мир предметно. Новая стадия развития животных названа стадией перцептивной психики. Наиболее высокоорганизованные млекопитающие (человекообразные приматы) достигают самой высокой стадии развития психики в животном мире – интеллектуальной. Животное способно не просто воспринять предметы, но и установить значимые связи между ними. Психика человека предполагает сосуществование различных уровней психического отражения, из которых наиболее высоким является уровень сознания.

Совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека называется инстинктами. Инстинкты – врожденные формы реагирования на условия среды.

Период детства включает следующие стадии: 1) младенчество (от рождения до 1 года); 2) раннее детство (или «первое детство» – с 1 года до 3 лет) – период развития функциональной независимости и речи; 3) дошкольный возраст (или «второе детство» – от 3 до 6 лет), характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов; 4) Младший школьный возраст (или «третье детство» – с 6 до 11–12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний. Ведущим типом деятельности детей дошкольного возраста является игра, детей младшего школьного возраста – учебная деятельность (в ней происходит формирование произвольности, продуктивности и устойчивости познавательных процессов и т.д.), подростков – межличностное общение. Кризисы: Кризис первого года, 3 лет, 7 лет, подростковый (12–14 лет), кризис 17–18 лет. Кризис первого года, кризис 7 лет, кризис 17–18 лет относятся к малым кризисам. Малые кризисы проходят внешне спокойнее, они связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека.

Сознание человека.

Физиологическое отражение – более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни. Психическое отражение – самый сложный и наиболее развитый вид отражения. Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также создание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными познание и преобразование окружающей действительности. Подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но потом могут вернуться в него. Бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

Сознание имеет сложное строение. По А. Н. Леонтьеву, следует говорить о трех, различных по своему функциональному значению образующих сознания. Первая из них – это чувственная ткань сознания. Она заключает в себе чувственные впечатления, чувственные образы. Второй образующей сознания является значение. Совокупность значений включает в себя не только значения слов языка, но и значения событий, состояний и т.д. Значения являются носителями знаний. В них зафиксированы способы обращения с предметами, людьми, социальными ситуациями. Смысл проявляется как пристрастность сознания. В нем выражается факт глубокой значимости тех событий и ситуаций, которые являются предметом сознательного психического отражения.

Сознание складывается у человека только в социальных контактах. В филогенезе оно развивалось лишь в условиях активного воздействия на природу – при трудовой деятельности. Сознание возможно лишь тогда, когда существует язык, речь, возникающая одновременно с ним в процессе труда. Первичным актом сознания является идентификация ребенка с матерью, когда он пытается поставить себя на ее место, подражать, уподобиться ей.

Внутреннее неосознаваемое состояние готовности определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей действительности называется установкой. Установка проявляется как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформированным образом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...