Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы педагогических исследований.




Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий. Все методы педагогического исследования условно могут быть разделены на три группы: теоретические, эмпирические и методы математической обработки результатов исследования. Теоретические методы служат средством сбора научно-педагогических фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. К ним относят: индуктивные и дедуктивные методы, сравнительно-исторический анализ, моделирование. При помощи эмпирических методов устанавливают новые факты в педагогической науке, проводят выявление и изучение причинно-следственных связей в педагогических явлениях. К эмпирическим методам относят: наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, анализ продуктов деятельности учащихся и др. Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных методами опроса и эксперимента данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями.

По способу организации выделяют следующие виды эксперимента: мысленный, стендовый, естественный. В ходе мысленного эксперимента действия и операции производятся в уме, и благодаря многократному «проигрыванию» экспериментальных ситуаций исследователю удается выявить те факторы и условия, которые могут создать препятствия или, наоборот, ситуацию быстрого продвижения к цели. Стендовый эксперимент осуществляется в специально созданных условиях опытного фрагмента педагогического процесса. Естественный эксперимент проводится посредством ввода опытной конструкции в привычные образовательные ситуации.

Метод обобщения педагогического опыта подразделяется на исторический, положительный, передовой, новаторский, инновационный. Исторический метод использует результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования. Положительный – содержит возможность решения поставленных перед системой образования в целом и перед конкретным педагогом в частности задач традиционными подходами и методами. Передовой метод предполагает эффективное решение актуальных проблем образования на основе в чем-то новых, нестандартных, оригинальных подходов, методов, средств. Новаторский и инновационный методы содержат принципиально новые авторские подходы к решению указанных выше задач, открытия, изобретения.

К видам работы с текстом относятся рецензирование, аннотирование, конспектирование, реферирование. Рецензия (от лат. recensio – оценка) – аргументированный отзыв на научную работу или литературно-художественное произведение. В процессе рецензирования работы определяется актуальность излагаемой проблемы, структура и логика ее изложения и аргументации, оценивается степень новизны, оригинальности авторского подхода, практическая научная или художественная значимость.

Целеполагание в педагогике.

Основополагающим компонентом системы обучения, определяющим все ее остальные составляющие (содержание образования, методы, формы, средства обучения), является цель обучения. Цель образования – образовательный идеал, задаваемый социальным заказом и реализуемый через различные подходы. Примером социально обусловленных образовательных идеалов в различные исторические эпохи являются спартанский воин в античном мире, добродетельный христианин как цель средневекового образования и т.д. Коллективное начало, передача опыта, полная дифференциация – это цель первобытного воспитания. Первобытное воспитание носило общественный характер, поскольку оно осуществлялось в процессе повседневной социальной жизни. Все взрослые выполняли педагогические функции по отношению ко всем детям, а старшие дети занимались воспитанием младших.

Цель воспитания – это заранее определяемые результаты в подготовке подрастающего поколения к жизни, его личностное развитие и формирование в процессе воспитательной работы. Определение целей воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Знание целей воспитания влияет на разработку педагогической теории и результат практической работы. Главная цель воспитания – формирование всесторонне, гармонично развитой личности.

Стандарт образования – основной документ, в котором определены конечные результаты образования по учебному предмету или образовательной программе. Составляется для каждого этапа образования. Структура стандарта включает: цель и задачи предметного образования, термины и закономерности, знания и представления, умения и навыки, технологию проверки результатов образования.

Авторитарная педагогика рассматривается как педагогика воздействия, где ученик является объектом педагогического воздействия, а целью выступают знания, умения, навыки. Авторитарная педагогика была сформирована в период средневековья. Одним из ярких представителей был немецкий педагог И. Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению людьми. Приемами управления считал угрозу, надзор, приказание и запрет.

Педагогический процесс.

Целевой компонент педагогического процесса – цели и задачи, которые опредяются как подчиненные цели, реализуемые в определенных условиях. К основным компонентам целостного педагогического процесса не относят мотивационный компонент. Данный компонент предполагает определение социальных установок, желаний, ценностных ориентаций личности. Мотивационный компонент является компонентом культуры личности.

Движущими силами педагогического процесса являются противоречия. Развитие и поступательное движение педагогического процесса от решения одних педагогических задач к другим осуществляется в результате научно обоснованного разрешения внешних и внутренних противоречий. Наиболее общим внутренним противоречием педагогического процесса, выступающим его движущей силой, является несоответствие реальных возможностей учащихся тем требованиям, которые к ним предъявляются педагогами. Кроме этого главного противоречия существует еще ряд частных противоречий: между общественными интересами и интересами личности, между стремительным нарастанием потока информации и возможностями педагогического процесса.

Принципы целостного педагогического процесса исходные положения, определяющие содержание, формы, методы, средства и характер взаимодействия в целостном педагогическом процессе; руководящие идеи, нормативные требования к его организации и проведению. Носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих весь процесс. К принципам педагогического процесса относятся принципы научности, наглядности, связи теории и практики, самостоятельности и активности учеников.

Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Необходимость включать воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции, предполагает принцип связи воспитанников с жизнью. Нужно учить воспитанников противостоять трудностям. Спокойный, доброжелательный настрой, уважительное общение, уверенность в успехе и создание условий для его достижения определяется принципом благоприятного эмоционального фона, положительной мотивации деятельности. Это ведет к углублению и совершенствованию мотивов учебной, общественной, трудовой деятельности, укреплению веры в собственные силы, способствует успешному формированию личности.

 

ДЕ N5. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...