Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Цели: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формировать умение находить окончания в словах. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте слова в порядке указанных значений. — Прочитайте предложение, которое вы составили. III. Актуализация знаний 1. Индивидуальная работа — Найдите лишнее слово в каждой строке и запишите остальные слова. Выделите в словах корень. 1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето. 2) Золото, позолота, зола, золотистый. 3) Гористый, гора, горчица, горная. — Спишите. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень. Долго смотрел я на медвежью игру, потом вылез из-за камня. Увидели меня медвежата, притихли, во все глаза глядят. А тут и медведица меня заметила, вскочила, фыркнула, вскинулась на дыбы. По Н. Сладкову 2. Фронтальная работа — Запишите, как называют детёнышей зверей и птиц. Выделите в сдрвах корень. Образец: заяц — зайчата. Ворона, лошадь, лиса, волк, медведь, кукушка, овца, кот, слон, утка, гусь, галка. — Все ли пары — однокоренные слова? — Как написан корень в однокоренных словах? IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте слова. Улица, на улице, улицей, улицу. — Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (Одинаковое.) — Это однокоренные слова? (Нет.) — Почему? (Имеют одно лексическое значение.) — Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется? — Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1.Понятие об окончании — Прочитайте предложения. Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).
— Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить форму слова дача.) (Учитель стирает скобки, записывает и вводит термин окончание) - Что мы и изменили у слов в скобках? (Окончание.) — А смысл слов от этого изменился? (Нет.) — А почему нужно было изменить окончание в слове дача? (Чтобы предложение имело смысл и слова в предложении были связаны между собой по смыслу.) — Для чего же служит окончание? (Для связи слов в предложении.) — Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. Выделите окончания. 3. Работа по учебнику Упр. 142 (с. 79). — Прочитайте текст. — Что можно сказать о выделенных словах? (Имеют одно лексическое значение.) — Что меняется в словах? (Окончание.) — Выполните письменное задание к упражнению. — Прочитайте формы слова осина и назовите окончания слов. Упр. 143 (с. 79). — Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. — Спишите пословицы. — Прочитайте формы слова роса и назовите окончания слов. — Прочитайте пословицу, которая вам больше всего понравилась. Упр. 144 (с. 80). — Прочитайте. Это словосочетания? Почему? — Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса, и запишите их. Выделите окончания. (Проверка.) VI. Физкультминутка VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику Упр. 145 (с. 80). — Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы получились предложения? — Выполните задания. (Взаимопроверка.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — Что такое окончание? — Для чего служит окончание? - Прочитайте правило ещё раз, закройте учебники и расскажите правило соседу по парте. Упр. 147 (с. 81). — Прочитайте. — Найдите пары выделенных слов, сравните. (Одно слово стоит в единственном числе, другое — во множественном.) — Являются ли выделенные пары слов однокоренными словами? (Нет.) — Почему? (Это формы одного слова.) — Выполните задание.
— Прочитайте пары слов, назовите окончания. — Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — Что нужно сделать, чтобы найти окончание? — Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники, расскажите правило соседу по парте. VIII. Рефлексия — Найдите лишнее слово в каждой строке. 1) Берёза, берёзовая, берёзу, берёзой. 2) Берёзка, берёзовая, берёза, берёзу, берёзонька. — Для чего служит окончание? — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что нового вы узнали сегодня на уроке? — Что такое окончание? Домашнее задание Упр. 146 (с. 81). Тема: Окончание слова Цель: углубить представления об особенностях окончания как части слова; развивать умение находить окончания в словах. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания - Прочитайте стихотворение. Назовите пропущенные окончания. - Что такое окончание? - Для чего служит окончание? III. Актуализация знаний Словарный диктант Огород, ужин, горох, обед, столица, картофель, компьютер, петрушка, огурец, помидор, овощи, чёрный. IV. Самоопределение к деятельности - Отгадайте загадку. С ветки на ветку, Быстрый, как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол И в дупло убежал. (Белка.) - Измените форму слова белка. Выделите окончания в словах. - Сформулируйте тему урока V. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику Упр. 148(с. 82). (Работа по заданиям упражнения. Проверка.) - Прочитайте вторую пословицу, назовите окончания. - Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.) Упр. 149 (с. 82). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) 2. Работа со словами из словаря - Объясните лексическое значение слов ужин и обед. - Выделите в этих словах окончания. Что вы заметили? - Прочитайте на с. 82, как называется такое окончание? (Нулевое.) - Найдите слова ужин и обед в орфографическом словаре. - Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы. - Составьте предложения со словами ужин и обед, запишите. - Запомните написание этих слов. Материал для учителя Ужин Мы привыкли (и правильно привыкли), что ужин у нас — вечерняя еда. А вот появилось это слово как обозначение еды полуденной. Древнерусское угъ значило юг. Солнце стоит на юге в полдень, и трапеза, приуроченная к середине дня, получила наименование южной — ужин.
С течением веков, однако, на неё перешло слово обед, раньше означавшее (опять парадокс!) время между трапезами, а слово ужин стало обозначать «вечерний стол». Как мы уже говорили, язык неохотно выбрасывает слова, даже уступившие место другим; нередко он просто находит им новое употребление. VI. Физкультминутка VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику Упр. 150 (с. 82). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) — Прочитайте слова с нулевым окончанием. Объясните написание слов с орфограммами. — Прочитайте все остальные слова. Назовите окончания. Объясните написание слов с орфограммами. — Что можно сказать об орфограммах в этих словах? (Это непроверяемые орфограммы.) Упр. 151 (с. 83). — Прочитайте. Составьте из данных слов предложения. — Как можно озаглавить этот текст? — Выполните письменное задание к упражнению. — Прочитайте текст. — Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных». — Что нового вы узнали о словах в русском языке? — Составьте предложение с любым из данных слов. — Какие части речи не имеют окончаний? VIII. Рефлексия — Спишите, вставьте пропущенные окончания. Врем., не деньг.., потеряешь — не найдёшь. — Объясните смысл пословицы. — Что такое окончание? — Для чего служит окончание? — Какое окончание называется нулевым? Приведите примеры. — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения? Домашнее задание Упр. 152 (с. 83).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|