Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?




Цели: познакомить с суффиксом как значимой частью слова; формировать умения выделять суффиксы в словах, образовывать с помощью суффиксов новые слова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся читают свои тексты.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

1) Землю согрело, не опоздай с посевом.

2) Разлитую воду не соберёшь.

— Найдите слова с приставками. Выпишите их, выделите при­ставки.

IV. Самоопределение к деятельности

— Спишите слова. Выделите в них корень. Столик, пенёк, лётчик.

— Назовите окончания. (Нулевые окончания.)

Объясните лексическое значение каждого слова.

— Сравните слова по составу. Чем они похожи? (Состоят из корня и части после корня.)

— Кто уже знает, как называется часть слова, которая стоит после корня? (Ответы детей.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 89).

Прочитайте стихотворение.

(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения.)

— Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс.)

Упр. 165 (с. 89).

Прочитайте группы слов.

— Сравните слова в каждой группе. Чем они похожи и чем отличаются?

— С помощью какой части слова образованы новые слова?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют части слова.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое суффикс?

— Для чего служат суффиксы?

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 166 (с. 90).

Прочитайте текст. О каком городе в нём говорится?

— Выполните задания.

— Прочитайте однокоренные слова, которые вы выписали, и назовите в них суффиксы. (Тверь, тверичи (-ич-), тверские (-СК-).)

— Какие ещё слова в тексте имеют суффикс -ск-1 (Русский, конских.)

А как называют жителей нашего города (села)?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что нужно сделать, чтобы найти в слове суффикс?

— Приведите примеры.

Упр. 167 (с. 90).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

2. Шарады

Корень мой находится в цене.

В очерке найдите приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка.)

Корень - с дорогой роднится,

В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же — в космос проник. (Спутник.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Прочитайте слова.

Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.

— Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) пе­реход, отлёт, пригороде)

По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второйс по­мощью приставок.)

Что такое приставка? Для чего она служит?

— Что такое суффикс? Для чего он служит?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Записать десять слов с суффиксами.

Тема: Значения суффиксов

Цели: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; учить разбирать слова по составу, объ­яснять значения суффиксов.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

— Что такое суффикс? Для чего он служит?

— Что такое приставка? Для чего она служит?

III. Актуализация знаний

1. Фронтальная работа

— Подберите к прилагательным однокоренные существитель­ные и запишите их. Выделите в словах суффиксы.

Толстый, болтливый, сильный, храбрый, дикий,

— Как найти в слове суффикс?

2. Словарный диктант

Обед, ужин, столица, компьютер, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород, вторник, трактор.

IV. Самоопределение к деятельности

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-

Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ- жили за корнем, как и все остальные суффиксы, -ик- был очень ласковый, -ишк- обо всех говорил с насмеш­кой, -ищ- был очень маленький, и ему всё казалось большим.

Вот пошли они на работу. Работали они в тетради, им нужно -было образовывать слова.

В тетради было написано: «Маленький дом».

«Домик», — писал -ик-.

«Большой дом».

«Домище», — писал -ищ-.

«Старый, дряхлый дом».

«Домишко», — писал -ишк-.

Но тут они призадумались. На следующей строчке было сказано, что нужно одним словом назвать человека, который имеет дело с камнем.

В это время суффикс -щик- рядом с ними образовывал слово бетон­щик. -ИК- догадался позвать на помощь суффикс -щик-, и тот написал слово каменЩИК, крупно выделив своё имя. Суффиксы -ик-, -ишк-, -ищ-, -щик- были очень довольны, что так хорошо закончили работу, и все вместе пошли домой.

Дома их всех ждал вкусный торт.

— Тортик! — закричал -ик-.

Тортишко, — усмехнулся -ишк-.

— Тортище, — сказал -ищ-.

Тортилыцик, - сказали они все вместе и засмеялись, потому что это было неправильно.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью суффиксов в словах

— Прочитайте слова. Лисица, лисичка, лисонька, лиса.

— Что общего у этих слов? Чем они отличаются?

— Какая ещё часть слова служит для образования новых слов? (Суффикс.)

Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суф­фиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами: дом — домик — домишко — домина; брат — браток — братец — братишка. Одни звучат ласково, другие — пренебрежи­тельно, иронически. В одних словах отражена положительная оценка предметов (девчурка, старичок, старушка), в других — от­рицательная (деваха, старикан, старикашка).

Суффиксы -ист-, -тель-, -ик-, -ник-, -изм-, -арь- всегда го­ворят о мужском роде.

Суффиксы -ость-, -изн-, -от- указывают на принадлежность слова к женскому роду.

Суффиксы -арь-, -ист-, -щик- указывают на профес­сию, -ищ — суффикс места.

Суффиксы -ик- (голубика, черника, клубника), -ин- (барани­на, свинина, телятина).

Итак, вы убедились, что суффикс, хоть и маленькая часть сло­ва, имеет своё лицо и многое может рассказать.

3. Работа по учебнику

Упр. 168 (с. 91).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова и называют суффиксы.)

— Какое значение словам придают эти суффиксы?

3. Анализ смысловых значений суффиксов

— Вызнаете сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему в сказке говорится сестрица, а не сестра, Алёнушка, а не Алёна? {Автор сказки с любовью рассказывает о брате и сестре, поэтому называет их ласково.)

— Выясним, с помощью какой части слова передаётся в речи ласковое отношение.

(Учитель записывает слова на доске, а учащиеся — в тетрадях.) Братец, сестрица, Алёнушка, Иванушка.

— С помощью каких суффиксов образовались эти слова? Вы­делите их.

— Запишите ещё три слова с суффиксом -ушк-.

4. Работа по учебнику

Упр. 169 (с. 91).

Прочитайте слова. Объясните их лексическое значение.

— Прочитайте суффиксы в рамочке.

— Найдите данные суффиксы в словах.

— Какое значение придают словам данные суффиксы? (Обо­значают слова-названия людей породу их занятий.)

— Какого суффикса нет словах? (-тель-.)

— Назовите слова с таким суффиксом.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и называют суффиксы.)

Упр. 170(с. 92).

— Прочитайте.

— Найдите однокоренные слова. Назовите слово, от которого образовались слова каждой группы.

— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, объясняют их написание и называют суффиксы.)

— Назовите суффиксы, которые образуют слова-названия де­тёнышей.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 172(с. 92).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова, объясняют их написание и называют суф­фиксы.)

— Какое значение придают эти суффиксы словам?

Упр. 173(с. 93).

Прочитайте. Почему скороговорка имеет такое название?

— Объясните лексическое значение каждого слова.

— С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

— Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 174(с. 93).

Прочитайте. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? («Ворона и Лисица».)

Какие слова употребил автор с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами? Почему?

— А кто помнит мораль басни? Расскажите.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Назовите имена существительные и суффиксы, с помощью которых они образованы.

— Назовите глаголы и приставки, с помощью которых они образованы.

Упр. 175 (с. 94).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по це­почке читают слова и называют суффиксы.)

— Назовите слова с непроверяемыми орфограммами.

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

VIII. Рефлексия

1. Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов

— От данных слов образуйте новые слова с помощью суффик­са -тель- и запишите их. Суффикс выделите.

Учить, читать, строить, водить, воспитывать.

— Чем сходны по смыслу эти слова? (Обозначают слова-на­звания людей породу их занятий.)

Какую часть слова вы использовали, чтобы образовать но­вые слова? (Суффикс.)

2. Игра «Хитрые вопросы»

— Как большой дом превратить в маленький? (Добавить суф­фикс -ж-.)

Можно ли рыбу превратить в человека? (Можно, добавив суффикс -ак-.)

Что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (Суффикс -ист-.)

Какие значения могут придавать суффиксы словам? При­ведите примеры.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что общего между суффиксом и приставкой?

Домашнее задание

Упр. 176 (с. 94).

Дополнительный материал

Суффикс -ёр-

Жил-был суффикс -ер-. Работал он в театре и был мастером на все руки, несколько профессий имел.

Когда -ёр- надевал чёрный фрак с белой манишкой, то превращался в важного дирижёра.

И актёр из него превосходный получился, и гримёр. Нужен суфлёр — зовут суффикс -ёр-, дублёр понадобился - а -ёр- уже тут как тут.

Был он и билетёром, да только пропускал в театр всех детей. Хотели его больше на место билетёра не пускать, но куда там: какой же билетёр без суффикса ~ёр-

А как назывался бы мастер -ёр-, если бы он занимался боксом, выезжал на гастроли, чинил лифты, ловил «зайцев» в автобусе?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...