Тема: Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне
Цель: формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте слова, которые вы записали. - Написание каких гласных нужно проверять? — Назовите проверочные слова. III. Актуализация знаний 1. Индивидуальная работа — От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что делать? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Образец: встреча — встречать. Воз, ход, скрип, визг, хватка, шаг, сад, крик, корм, пляска, стон, свист, горе, смотр. - От данных слов образуйте однокоренные слова, которые отвечают на вопрос какой? Выделите в словах корень, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Образец: море — морской. Почта, тяжесть, холод, польза, дом, рог, гриб, шерсть, стол, дождь, дело, осень, боль, голубь. - Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Выпишите слова, в которых звуков меньше, чем букв. Небо быстро поч..рнело. Надвинулась чёрная туча. Нал..тел сильный порыв ветра. Кругом зак..чались, заст..нали, как живые, дерев..я. Пол..тели с них лист..я и суч..я. Хлынул сильный дождь. Но скоро ветер усп..коился, дождь перестал. Слышится в лесу только скри.. дерев..ев да мягкие удары т..жёлых д..ждевых капел... — Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Найдите в тексте вопросительные предложения. Ночью грянул моро... На сн..гу образовалась кре..кая л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л.хной дорске. На каждом шагу тут зага..ки. Под деревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки? Это р..бота белки. А вот рс.кий зв..рёк в белой шу..ке с.дит у куста, прижал у..ки. Это за..ц!
2. Фронтальная работа - Спишите, вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Обозначьте в словах орфограммы. Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы болтливо л..печут. Молодая тр..ва блестит в..сёлым блеском изумруда. Алый свет в..черней зари медленно ск..льзит по к..рням и ств.лам деревьев. Вот и самые в..рхушки потускнели. Румяное небо с.неет. Л.хной запах усиливается. По И. Тургеневу (Самопроверка.) IV. Самоопределение к деятельности - Отгадайте загадку. Весь я сделан из железа, У меня ни ног, ни рук. Я по шляпку в доску влезу, А по мне все стук да стук. (Гвоздь.) - Назовите орфограмму в слове-отгадке. - Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Беседа о парных по глухости-звонкости согласных звуках Сегодня к нам в класс вошли два приятеля-согласных (кстати, они часто ходят к нам на уроки парой). Они очень похожи друг на друга: одинаково сложены, одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда один говорит — его слышно, а другого очень трудно услышать, даже когда он старается говорить громко. - Что же это за согласные? Мы можем их узнать? Это парные по глухости-звонкости согласные звуки. Представьте, что иногда два разных звука - звонкий и глухой - оказываются в слове рядом, и один так влияет на другой, что тот становится тоже звонким (и тогда учёные говорят, что произошло озвончение) или глухим (происходит оглушение). Например, возьмём слово подшутить: [д] [ш] — гю[тш]утить. - Что мы слышим? Глухой [т] и глухой [ш]. - Что же произошло? (Оглушение.) 2. Работа по учебнику Упр. 208 (с. 111). - Прочитайте текст. - Прочитайте слова с орфограммами. Назовите эти орфограммы. - Как проверить слова с безударными гласными? - Прочитайте слова с выделенными буквами. Назовите орфограммы в этих словах.
- Как проверить слова с парными согласными звуками? - Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с пропущенными и выделенными буквами и объясняют их написание.) 3. Работа со словом из словаря — Какое новое слово встретилось в тексте? (Пороша.) — Объясните его лексическое значение. (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.) — Найдите слово пороша в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом пороша, запишите. — Запомните написание этого слова. 4. Работа по учебнику Упр. 209 (с. 111). — Прочитайте. Выполните задание по образцу. — Прочитайте слова и назовите звук, который обозначает выделенная буква. — В каких словах написание этих букв надо проверять? Обоснуйте. VI. Физкультминутка VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику Упр. 210 (с. 112). — Прочитайте. — Что нужно сделать, чтобы узнать, какую букву написать в словах? — Назовите два способа подбора проверочных слов. (Изменить форму или подобрать однокоренное слово.) — Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — Как найти проверочное слово для слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком? — Приведите примеры. — Расскажите правило соседу по парте. Упр. 211 (с. 112). (Работа в парах. Проверка.) VIII. Рефлексия Игра «Самый внимательный» (Учитель читает текст. Когда учащиеся слышат слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком, они поднимают карточку с буквой, которой этот звук обозначается на письме.) Ено..-красавец смотрит вниз, Там потянулась сладко ры..ь. Плывёт могучий бегемо.., Медвс.ь над нерпою ревёт, И белый голу..ь там летает, Всех отдохнуть нас приглашает. — Почему нужно проверять слова с парными согласными? (Потому что звук и буква могут не совпадать.) — Какие слова называются проверочными? (Слова, в которых после согласного стоит гласный звук.) — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — С какой орфограммой мы работали сегодня на уроке? — Что показалось трудным? Домашнее задание Записать десять слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками, подобрать к ним проверочные слова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|