Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»

 

Кафедра истории и культуры России

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС

По дисциплине

______________________Эстетика ______________________

(название дисциплины в соответствии с учебным планом)

 

 

Для направления/ специальности 040100.62 – Социология

 

Кемерово 2011

 

СОГЛАСОВАНО Декан ФПНиС _______________________ «___»__________2011 г. УМК обсужден и одобрен Ученым советом ФПНиС Протокол №___от«___»_______2011 г. Председатель Ученого совета ФПНиС, Декан ФПНиС _______________________ «___»__________2011 г.   СОГЛАСОВАНО Проректор по УОР КемГУ ______________________ «___»__________2011 г.  
ОБСУЖДЕНО Зав. кафедрой А. В. Горбатов______________________ «___»__________2011 г. УМК обсужден и одобрен на заседании кафедры Протокол №___от«___»_______2011г. Зав. кафедрой Истории и культуры России А. В. Горбатов______________________ «___»__________2011 г.   РАССМОТРЕНО Председатель методической комиссии Л. Ю. Китова_____________________ «___»__________2011 г. УМК обсужден и одобрен методической комиссией ФПНиС Омеличкин О. В.__________________ Протокол №___от«___»_______2011 г.  

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Рабочая программа курса………………………………………….………………..….4

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов……….….15

Учебно-методические материалы (лекции)….………………………………….……16

Список учебной литературы, рекомендуемый студентам...........................................28

Методические рекомендации студентам по темам семинарских занятий…………29

Методические рекомендации преподавателю………………………………………..31

Словарь терминов и персоналий………………………………………………………31

Формы текущего, промежуточного, рубежного

и итогового контроля…………………..…………………………………...……..……32

Тесты по курсу………………….………………………………………………………32

Вопросы для самостоятельной работы студентов……………………...…………….36

Примерные вопросы к экзамену…….………………………………………...……….37

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Кафедра истории и культуры России

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета политических наук и социологии

_______________________

 

"_____"__________________20___ г.

 

 

Рабочая программа дисциплины

Эстетика

 

Направление подготовки

Социология

 

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

Кемерово

 

1. Цель преподавания заключается в том, чтобы познакомить студентов с общими закономерностями развития эстетического сознания, со спецификой разных видов искусств и связями между ними, с важнейшими направлениями эстетической деятельности человека, с особенностями художественного творчества на современном этапе.

Задачи дисциплины

  • усвоить важнейшие эстетические понятия и категории;
  • научиться самостоятельно анализировать художественные произведения;
  • уметь замечать эстетические свойства окружающей их действительности;
  • научиться работать с учебной и научной литературой по проблемам эстетики.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

«Эстетика» как учебная дисциплина входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (дисциплина по выбору). Дисциплина носит как теоретический, так и прикладной характер и позволяет применять полученные знания в профессиональной деятельности.

К моменту начала изучения дисциплины «Эстетика» студент должен знать:

специфику исторической динамики России;

основные мировоззренческие проблемы, изучаемые в рамках философии;

специальную терминологию.

К моменту начала изучения дисциплины «Эстетика» студент должен уметь:

сравнивать и обобщать информацию;

использовать ресурсы Интернет и информационные системы для поиска информации.

К моменту начала изучения дисциплины «Эстетика» студент должен быть готов:

классифицировать и характеризовать основные нравственные проблемы;

ориентироваться в различных стилевых направлениях искусства.

 

Материалы дисциплины «Эстетика» являются необходимыми для освоения изучаемых одновременно и в следующих семестрах дисциплин:

«Этика»

«Философия».

 

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур и государств;

Использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

Способен анализировать мировоззренческикие, социально и личностно значимые философские проблемы, процессы.

 

 

В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:

Знать:

 

  • важнейшие эстетические понятия и категории;
  • роль эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой

 

Уметь:

 

  • применять полученные знания при решении личностных, профессиональных и социальных проблем; приобрести опыт морально-нравственного и эстетического осмысления действительности и навыки достойного поведения;
  • вырабатывать самостоятельную эстетическую позицию в оценке природы, культуры, общественной жизни и искусства;

 

Владеть:

 

  • навыками работы с учебной и научной литературой по проблемам эстетики;
  • понятийным аппаратом по эстетике;
  • приемами анализа явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании философско-эстетических критериев

 

4. Структура и содержание дисциплины:

Общая трудоемкость дисциплины

Виды учебной работы Количество часов
Аудиторные занятия (всего),  
в том числе:
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа,  
в том числе:
Реферат  
Подготовка к тестам  
Вид промежуточного контроля Тест
Вид итогового контроля Зачет
Зачетных единиц  
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  

 

Структура дисциплины

 

    № п/п   Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        Лек. Сем. Интер актив Сам.раб.  
Модуль 1.
  Предмет и задачи эстетики и ее особенности как науки   1-2         Учет посещаемости, опрос, распределение рефератов.
  Основные категории эстетики.   3-6         Учет посещаемости, опрос, тест.
  Искусство как высшая форма эстетической деятельности человека.   5-8         Учет посещаемости, опрос, тест.
  Язык основных видов искусств.   7-10         Учет посещаемости, опрос, тест.
Модуль 2.
  Основные этапы истории эстетической мысли   11-12         Учет посещаемости, опрос.
  Культура как эстетическое творчество. Эстетическая типология культур   13-14         Учет посещаемости, опрос, контрольный срез.
  Личность художника. Жизнь произведения искусства в культуре   15-16         Учет посещаемости, опрос, рефераты
  Эстетическая практика и ее современные виды   17-18         Учет посещаемости, опрос, тест.
  Итого             Зачет

 

Содержание дисциплины

 

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
Лекции. Модуль 1.
1. Предмет и задачи эстетики и ее особенности как науки Предмет эстетики. Эстетические свойства мира и их особенности. Эстетические восприятие мира человека и его деятельность по законам красоты. Особенности эстетики как науки, отли­чие от других гуманитарных наук и связь с ними.   Знание основных понятий и терминов Знание основных теоретических подходов к проблемам эстетики Умение анализировать социально значимые проблемы и давать им эстетическую оценку Умение обобщать, анализировать, воспринимать информацию и различные подходы к проблемам эстетики Владеть основами эстетического восприятия    
2. Основные категории эстетики. Основные категории эстетики. Прекрасное и красивое. Сущность прекрасного. Многовариантность в определении сущности прекрас­ного. Объективность и субъективность в восприятии прекрасного. Прекрасное в жизни и в искусстве. Сущность безобразного и его про­явления. Противоположность и связи между безобразным и прекрас­ным. Безобразное в жизни и в искусстве. Отличие ужасного от безоб­разного. Особенности трагического и формы его проявления. Развитие представлений о трагическом. Трагическое в жизни и в искусстве. Становление трагедии как жанра. Особенности трагикомедии. Сущ­ность комического. Пассивное и творческое восприятие комического. Сатира и юмор. Основные формы комического. Становление и разви­тие комедии как жанра. Особенности комедии. Категории возвышен­ного и низменного. Связь возвышенного и низменного с внутренней сущностью человека, с его поведением, с формами взаимоотношений между людьми. Возвышенное и низменное в жизни и в искусстве.  
3. Искусство как высшая форма эстетической деятельности человека. Основные формы эстетического освоения мира. Духовно-культурная деятельность: восприятие эстетических свойств природы, восприятие произведений искусства. Эстетическая деятельность в сфере производства и быта. Дизайн и его особенности. Искусство - высшая форма эстетической деятельности человека. Искусство как особая творческая деятельность и как результат этой деятельности. Происхождение искусства и его раз­витие. Взаимосвязь искусства с дру­гими формами общественного сознания. Полифункциональность ис­кусства. Основные функции искусства: познавательная, информационно-коммуникативная, воспитательная, суггестивная (внушающая), компенсаторная. Эстетическая и гедонистская функции как специфические характеристики искусства. Их сущность, значение и формы проявления.  
4. Язык основных видов искусств. Язык видов искусств. Особенности живописи. Цвет и калорит. Построение живописной композиции. Ритм и перспектива. Основные виды живописи: монументальная, станковая, миниатюра, прикладная, театрально-декоративная, иконопись. Особенности скульптуры. Ее основные виды и жанры. Материал в скульптуре. Объемность и пластичность. Движение в скульптуре. Особенности архитектуры. Зодчество как вид архитектуры. Художественный образ в архитектуре. Основные выразительные средства в архитектуре. Архитектура и скульптура. Архитектура и ландшафт. Особенности литературы. Слово - главный элемент литературы. Специфика художественного образа в литературе. Основные виды и жанры литературы. Особенности музыки. Музыкальный звук. Музыкальный образ. Значение музыки в эмоциональной жизни человека. Особенности танца и танцевального образа. Синтетические искусства: театр, кино, телевидение. Театр: театральность, режиссура. Театральные жанры: история их возникновения и их исобенности. Национальные театры. Развитие театрального искусства на современном этапе. Взаимосвязь театра с другими видами искусства. История возникновения кино и его особенности как вида искусства. Язык кино: кадр, план, звук, пространство, время, монтаж.  
Модуль 2.
5. Основные этапы истории эстетической мысли Формы эстетического в первобытной культуре: миф, ритуал, обряд. Миф как эстетическое творчество. Русская (славянская) мифология и искусство; эстетика быта и фольклера. Эстетический образ мира в философских концепциях Древнего мира. Куртуазная и смеховая культура. Ренессансный образ мира и основные эстетические концепции эпохи. Основные эстетические концепции западноевропейского Просвещения. Модернизм. Постмодернизм. Эстетическая мысль в России. Знание основных понятий и терминов Знание основных теоретических подходов к проблемам эстетики Умение анализировать социально значимые проблемы и давать им эстетическую оценку Умение обобщать, анализировать, воспринимать информацию и различные подходы к проблемам эстетики Владеть основами эстетического восприятия    
6. Культура как эстетическое творчество. Эстетическая типология культур Понятие “эстетический образ мира” как основание для исторической типологии культуры. Понятия «стиль эпохи» и его проявления в сферах быта, в общественной практике, искусстве. Мода как социокультурное и эстетическое явление. Основные типы эстетических картин мира в истории культуры  
7. Личность художника. Жизнь произведения искусства в культуре Проблема художественной одаренности. Образное мышление и ассоциативно-образная память; Вдохновение, интуиция, воображение. Талант как реализованная одаренность. Основные этапы социокультурной самореализации таланта. Типы личности художника в зависимости от ценностных творческих установок: «пророк», «учитель», «гражданин», «защитник», «зеркало», «бунтарь», «отверженный» и т. д. Художник и время; художник и толпа. Принципы видовой и жанровой классификации (морфология искусства). Принципы эстетического анализа: пространство, время, ритмо-линеарная и цвето-пластическая организация. Направление, стиль, творческий метод, школа. Художественный образ в пространстве культуры: жизнь произведения в социально-историческом времени. Роль художественной критики. Проблемы современного искусства. Поиск новых форм выразительности. Масскульт и элитарное искусство.
8. Эстетическая практика и ее современные виды Понятие «прикладная эстетика» и ее виды. Эстетика природы: садово-парковое искусство, флористика, экибана. Эстетика социально-производственной среды. Дизайн как эстетическое творчество: одежда, интерьер, мебель, посуда, бытовые приборы, транспорт, оборудование и материалы. Эстетические образы социальной жизни: этикетные формы общения; ритуалы и церемонии; оформление праздников и массовых зрелищ; интерьеры общественных помещений и мест отдыха; эстетика еды; индустрия развлечении; эстетика спорта. Эстетика научной жизни: конференции, симпозиумы, ритуалы защиты диссертаций и т. д. Знаковый характер эстетических образов социума: государственная и корпоративная эмблематика и геральдика; эстетика потребительских товаров и торговли; язык СМИ. Эстетика рекламы, шоу - и игорного бизнеса. Эстетические способы социализации человека: косметика, знаковые вещи, имидж и имиджмекеры. Эстетические технологии манипуляции общественным сознанием в «обществе всеобщего потребления»; политическая жизнь и «черный PR».
Практические занятия
1. Основные категории эстетики.   1. Прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. 2. Трагическое и комическое. Трагедия и комедия как жанры. 3. Возвышенное и низменное как категории, характеризующие сущность человека.   З Знание основных понятий и терминов Знание основных теоретических подходов к проблемам эстетики Умение анализировать социально значимые проблемы и давать им эстетическую оценку Умение обобщать, анализировать, воспринимать информацию и различные подходы к проблемам эстетики Владеть основами эстетического восприятия    
2. Искусство как высшая форма эстетической деятельности человека   1. Сущность искусства и его особенности. 2. Человек как главный объект искусства. 3. Основные функции искусства.    
3. Художественное сознание и искусство в XX-XXI веках   1. Особенности мировоззрения в XX-XXI веках. 2. Основные направления в искусстве: — абстракционизм — кубизм — сюрреализм — поп-арт  
4. Русский театр.   1. Становление русского театрального искусства. 2. Театр 19 века. 3. Станиславский и его система режиссерского и актерского искусства. 4. Современный театр- студия.  
5. Искусство кино.   1. Кино и его предшественники. Зарождение кинематографа. 2. Эра немого кино. Чарли Чаплин. 3. Звуковое кино. 4. Современное кино.  

 

Образовательные технологии

 

В интерактивной форме планируется проведение 4 занятия (8 часов) – 2 лекции и 2 семинара.

Тема 1. - Проблемная лекция.

Тема 2.– Проблемная лекция.

Тема 3.– Диалог-дискуссия.

Следует также подчеркнуть, что и в рамках других занятий, которые проводятся по более традиционным методикам, применяются различные элементы активных и интерактивных форм обучения. Один из главных актуализирующих элементов – это постановка ключевых проблем курса на обсуждение, подведение итогов в конце лекции или практического занятия с помощью собеседования со студентами, подталкивания их с помощью наводящих вопросов к выводам по теме.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...