Образовательные технологии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Кафедра истории и культуры России
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС
По дисциплине
______________________Эстетика ______________________
(название дисциплины в соответствии с учебным планом)
Для направления/ специальности 040100.62 – Социология
Кемерово 2011
СОГЛАСОВАНО
Декан ФПНиС
_______________________
«___»__________2011 г.
УМК обсужден и одобрен
Ученым советом ФПНиС
Протокол №___от«___»_______2011 г.
Председатель Ученого совета ФПНиС,
Декан ФПНиС _______________________
«___»__________2011 г.
| СОГЛАСОВАНО
Проректор по УОР КемГУ
______________________
«___»__________2011 г.
|
ОБСУЖДЕНО
Зав. кафедрой
А. В. Горбатов______________________
«___»__________2011 г.
УМК обсужден и одобрен
на заседании кафедры
Протокол №___от«___»_______2011г.
Зав. кафедрой
Истории и культуры России
А. В. Горбатов______________________
«___»__________2011 г.
| РАССМОТРЕНО
Председатель методической комиссии
Л. Ю. Китова_____________________
«___»__________2011 г.
УМК обсужден и одобрен
методической комиссией ФПНиС
Омеличкин О. В.__________________
Протокол №___от«___»_______2011 г.
|
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Рабочая программа курса………………………………………….………………..….4
Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов……….….15
Учебно-методические материалы (лекции)….………………………………….……16
Список учебной литературы, рекомендуемый студентам...........................................28
Методические рекомендации студентам по темам семинарских занятий…………29
Методические рекомендации преподавателю………………………………………..31
Словарь терминов и персоналий………………………………………………………31
Формы текущего, промежуточного, рубежного
и итогового контроля…………………..…………………………………...……..……32
Тесты по курсу………………….………………………………………………………32
Вопросы для самостоятельной работы студентов……………………...…………….36
Примерные вопросы к экзамену…….………………………………………...……….37
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Кафедра истории и культуры России
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета политических наук и социологии
_______________________
"_____"__________________20___ г.
Рабочая программа дисциплины
Эстетика
Направление подготовки
Социология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Кемерово
1. Цель преподавания заключается в том, чтобы познакомить студентов с общими закономерностями развития эстетического сознания, со спецификой разных видов искусств и связями между ними, с важнейшими направлениями эстетической деятельности человека, с особенностями художественного творчества на современном этапе.
Задачи дисциплины
- усвоить важнейшие эстетические понятия и категории;
- научиться самостоятельно анализировать художественные произведения;
- уметь замечать эстетические свойства окружающей их действительности;
- научиться работать с учебной и научной литературой по проблемам эстетики.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:
«Эстетика» как учебная дисциплина входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (дисциплина по выбору). Дисциплина носит как теоретический, так и прикладной характер и позволяет применять полученные знания в профессиональной деятельности.
К моменту начала изучения дисциплины «Эстетика» студент должен знать:
специфику исторической динамики России;
основные мировоззренческие проблемы, изучаемые в рамках философии;
специальную терминологию.
К моменту начала изучения дисциплины «Эстетика» студент должен уметь:
сравнивать и обобщать информацию;
использовать ресурсы Интернет и информационные системы для поиска информации.
К моменту начала изучения дисциплины «Эстетика» студент должен быть готов:
классифицировать и характеризовать основные нравственные проблемы;
ориентироваться в различных стилевых направлениях искусства.
Материалы дисциплины «Эстетика» являются необходимыми для освоения изучаемых одновременно и в следующих семестрах дисциплин:
«Этика»
«Философия».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные и культурные различия, способен к диалогу с представителями других культур и государств;
Использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
Способен анализировать мировоззренческикие, социально и личностно значимые философские проблемы, процессы.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:
Знать:
- важнейшие эстетические понятия и категории;
- роль эстетики в культуре эпохи (исторический экскурс) и ее органичной взаимосвязи с актуальной философской проблематикой
Уметь:
- применять полученные знания при решении личностных, профессиональных и социальных проблем; приобрести опыт морально-нравственного и эстетического осмысления действительности и навыки достойного поведения;
- вырабатывать самостоятельную эстетическую позицию в оценке природы, культуры, общественной жизни и искусства;
Владеть:
- навыками работы с учебной и научной литературой по проблемам эстетики;
- понятийным аппаратом по эстетике;
- приемами анализа явлений природы, культуры, общественной жизни и искусства, к их критическому освоению на основании философско-эстетических критериев
4. Структура и содержание дисциплины:
Общая трудоемкость дисциплины
Виды учебной работы
| Количество часов
|
Аудиторные занятия (всего),
|
|
в том числе:
|
Лекции
|
|
Практические занятия
|
|
Самостоятельная работа,
|
|
в том числе:
|
Реферат
|
|
Подготовка к тестам
|
|
Вид промежуточного контроля
| Тест
|
Вид итогового контроля
| Зачет
|
Зачетных единиц
|
|
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
|
|
Структура дисциплины
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
|
|
|
| Лек.
| Сем.
| Интер
актив
| Сам.раб.
|
|
Модуль 1.
|
| Предмет и задачи эстетики и ее особенности как науки
|
| 1-2
|
|
|
|
| Учет посещаемости, опрос, распределение рефератов.
|
| Основные категории эстетики.
|
| 3-6
|
|
|
|
| Учет посещаемости, опрос, тест.
|
| Искусство как высшая форма эстетической деятельности человека.
|
| 5-8
|
|
|
|
| Учет посещаемости, опрос, тест.
|
| Язык основных видов искусств.
|
| 7-10
|
|
|
|
| Учет посещаемости, опрос, тест.
|
Модуль 2.
|
| Основные этапы истории эстетической мысли
|
| 11-12
|
|
|
|
| Учет посещаемости, опрос.
|
| Культура как эстетическое творчество. Эстетическая типология культур
|
| 13-14
|
|
|
|
| Учет посещаемости, опрос, контрольный срез.
|
| Личность художника. Жизнь произведения искусства в культуре
|
| 15-16
|
|
|
|
| Учет посещаемости, опрос, рефераты
|
| Эстетическая практика и ее современные виды
|
| 17-18
|
|
|
|
| Учет посещаемости, опрос, тест.
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
| Зачет
|
Содержание дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
| Содержание раздела дисциплины
| Результат обучения, формируемые компетенции
|
Лекции.
Модуль 1.
|
1.
| Предмет и задачи эстетики и ее особенности как науки
| Предмет эстетики. Эстетические свойства мира и их особенности. Эстетические восприятие мира человека и его деятельность по законам красоты. Особенности эстетики как науки, отличие от других гуманитарных наук и связь с ними.
| Знание основных понятий и терминов
Знание основных теоретических подходов к проблемам эстетики
Умение анализировать социально значимые проблемы и давать им эстетическую оценку
Умение обобщать, анализировать, воспринимать информацию и различные подходы к проблемам эстетики
Владеть основами эстетического восприятия
|
2.
| Основные категории эстетики.
| Основные категории эстетики. Прекрасное и красивое. Сущность прекрасного. Многовариантность в определении сущности прекрасного. Объективность и субъективность в восприятии прекрасного. Прекрасное в жизни и в искусстве. Сущность безобразного и его проявления. Противоположность и связи между безобразным и прекрасным. Безобразное в жизни и в искусстве. Отличие ужасного от безобразного. Особенности трагического и формы его проявления. Развитие представлений о трагическом. Трагическое в жизни и в искусстве. Становление трагедии как жанра. Особенности трагикомедии. Сущность комического. Пассивное и творческое восприятие комического. Сатира и юмор. Основные формы комического. Становление и развитие комедии как жанра. Особенности комедии. Категории возвышенного и низменного. Связь возвышенного и низменного с внутренней сущностью человека, с его поведением, с формами взаимоотношений между людьми. Возвышенное и низменное в жизни и в искусстве.
|
3.
| Искусство как высшая форма эстетической деятельности человека.
| Основные формы эстетического освоения мира. Духовно-культурная деятельность: восприятие эстетических свойств природы, восприятие произведений искусства. Эстетическая деятельность в сфере производства и быта. Дизайн и его особенности. Искусство - высшая форма эстетической деятельности человека. Искусство как особая творческая деятельность и как результат этой деятельности. Происхождение искусства и его развитие. Взаимосвязь искусства с другими формами общественного сознания. Полифункциональность искусства. Основные функции искусства: познавательная, информационно-коммуникативная, воспитательная, суггестивная (внушающая), компенсаторная. Эстетическая и гедонистская функции как специфические характеристики искусства. Их сущность, значение и формы проявления.
|
4.
| Язык основных видов искусств.
| Язык видов искусств. Особенности живописи. Цвет и калорит. Построение живописной композиции. Ритм и перспектива. Основные виды живописи: монументальная, станковая, миниатюра, прикладная, театрально-декоративная, иконопись. Особенности скульптуры. Ее основные виды и жанры. Материал в скульптуре. Объемность и пластичность. Движение в скульптуре. Особенности архитектуры. Зодчество как вид архитектуры. Художественный образ в архитектуре. Основные выразительные средства в архитектуре. Архитектура и скульптура. Архитектура и ландшафт. Особенности литературы. Слово - главный элемент литературы. Специфика художественного образа в литературе. Основные виды и жанры литературы. Особенности музыки. Музыкальный звук. Музыкальный образ. Значение музыки в эмоциональной жизни человека. Особенности танца и танцевального образа. Синтетические искусства: театр, кино, телевидение. Театр: театральность, режиссура. Театральные жанры: история их возникновения и их исобенности. Национальные театры. Развитие театрального искусства на современном этапе. Взаимосвязь театра с другими видами искусства. История возникновения кино и его особенности как вида искусства. Язык кино: кадр, план, звук, пространство, время, монтаж.
|
Модуль 2.
|
5.
| Основные этапы истории эстетической мысли
| Формы эстетического в первобытной культуре: миф, ритуал, обряд. Миф как эстетическое творчество. Русская (славянская) мифология и искусство; эстетика быта и фольклера. Эстетический образ мира в философских концепциях Древнего мира. Куртуазная и смеховая культура. Ренессансный образ мира и основные эстетические концепции эпохи. Основные эстетические концепции западноевропейского Просвещения. Модернизм. Постмодернизм. Эстетическая мысль в России.
| Знание основных понятий и терминов
Знание основных теоретических подходов к проблемам эстетики
Умение анализировать социально значимые проблемы и давать им эстетическую оценку
Умение обобщать, анализировать, воспринимать информацию и различные подходы к проблемам эстетики
Владеть основами эстетического восприятия
|
6.
| Культура как эстетическое творчество. Эстетическая типология культур
| Понятие “эстетический образ мира” как основание для исторической типологии культуры.
Понятия «стиль эпохи» и его проявления в сферах быта, в общественной практике, искусстве. Мода как социокультурное и эстетическое явление.
Основные типы эстетических картин мира в истории культуры
|
7.
| Личность художника. Жизнь произведения искусства в культуре
| Проблема художественной одаренности. Образное мышление и ассоциативно-образная память; Вдохновение, интуиция, воображение. Талант как реализованная одаренность. Основные этапы социокультурной самореализации таланта. Типы личности художника в зависимости от ценностных творческих установок: «пророк», «учитель», «гражданин», «защитник», «зеркало», «бунтарь», «отверженный» и т. д. Художник и время; художник и толпа.
Принципы видовой и жанровой классификации (морфология искусства). Принципы эстетического анализа: пространство, время, ритмо-линеарная и цвето-пластическая организация. Направление, стиль, творческий метод, школа. Художественный образ в пространстве культуры: жизнь произведения в социально-историческом времени. Роль художественной критики. Проблемы современного искусства. Поиск новых форм выразительности. Масскульт и элитарное искусство.
|
8.
| Эстетическая практика и ее современные виды
| Понятие «прикладная эстетика» и ее виды.
Эстетика природы: садово-парковое искусство, флористика, экибана.
Эстетика социально-производственной среды. Дизайн как эстетическое творчество: одежда, интерьер, мебель, посуда, бытовые приборы, транспорт, оборудование и материалы.
Эстетические образы социальной жизни: этикетные формы общения; ритуалы и церемонии; оформление праздников и массовых зрелищ; интерьеры общественных помещений и мест отдыха; эстетика еды; индустрия развлечении; эстетика спорта. Эстетика научной жизни: конференции, симпозиумы, ритуалы защиты диссертаций и т. д.
Знаковый характер эстетических образов социума: государственная и корпоративная эмблематика и геральдика; эстетика потребительских товаров и торговли; язык СМИ.
Эстетика рекламы, шоу - и игорного бизнеса.
Эстетические способы социализации человека: косметика, знаковые вещи, имидж и имиджмекеры.
Эстетические технологии манипуляции общественным сознанием в «обществе всеобщего потребления»; политическая жизнь и «черный PR».
|
Практические занятия
|
1.
| Основные категории эстетики.
| 1. Прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
2. Трагическое и комическое. Трагедия и комедия как жанры.
3. Возвышенное и низменное как категории, характеризующие сущность человека.
| З Знание основных понятий и терминов
Знание основных теоретических подходов к проблемам эстетики
Умение анализировать социально значимые проблемы и давать им эстетическую оценку
Умение обобщать, анализировать, воспринимать информацию и различные подходы к проблемам эстетики
Владеть основами эстетического восприятия
|
2.
| Искусство как высшая форма эстетической деятельности человека
| 1. Сущность искусства и его особенности.
2. Человек как главный объект искусства.
3. Основные функции искусства.
|
3.
| Художественное сознание и искусство
в XX-XXI веках
| 1. Особенности мировоззрения в XX-XXI веках.
2. Основные направления в искусстве:
— абстракционизм
— кубизм
— сюрреализм
— поп-арт
|
4.
| Русский театр.
| 1. Становление русского театрального искусства.
2. Театр 19 века.
3. Станиславский и его система режиссерского и актерского искусства.
4. Современный театр- студия.
|
5.
| Искусство кино.
| 1. Кино и его предшественники. Зарождение кинематографа.
2. Эра немого кино. Чарли Чаплин.
3. Звуковое кино.
4. Современное кино.
|
Образовательные технологии
В интерактивной форме планируется проведение 4 занятия (8 часов) – 2 лекции и 2 семинара.
Тема 1. - Проблемная лекция.
Тема 2.– Проблемная лекция.
Тема 3.– Диалог-дискуссия.
Следует также подчеркнуть, что и в рамках других занятий, которые проводятся по более традиционным методикам, применяются различные элементы активных и интерактивных форм обучения. Один из главных актуализирующих элементов – это постановка ключевых проблем курса на обсуждение, подведение итогов в конце лекции или практического занятия с помощью собеседования со студентами, подталкивания их с помощью наводящих вопросов к выводам по теме.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: