Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы эстетической деятельности




 

Эстетика – это философская наука, т.к. она появилась в недрах философии, а именно в таких ее разделах, как гносеология и аксиология.

Наиболее тесно эстетика взаимосвязана с искусством и выступает методологией для искусствоведческих дисциплин. Искусство как плод художественного творчества становится предметом исследования эстетической науки. Эстетика изучает отношение искусства к действительности, отражение действительности в искусстве, художественное творчество, раскрывает законы, управляющие всеми видами искусства. На методологическую базу эстетики опираются и новые направления, такие как техническая эстетика, эстетика быта, эстетика поведения.

Эстетика граничит с гносеологией (вопросы специфики образного мышления, художественного метода как способа познания), психологией (вопросы психологии творческого мышления и художественного восприятия), герменевтикой (проблемы понимания художественного текста), искусствоведением (вопросы художественного процесса, его стадий, художественных направлений) и другими науками. Однако и в этих пограничных областях она сохраняет свой, только ей присущий подход.

Ю.Б. Борев выделяет следующие области эстетики:

1. эстетика действительности. Первые эстетические идеи родились у древнегреческих философов как аспект их натурфилософии. Вселенная, Космос, Природа трактовались ими как эстетические феномены. Эти вопросы в дальнейшем стали первым проблемным полем отпочковавшейся от философии самостоятельной науки – эстетики. Мир и происходящее в нем процессы в их ценности для человечества как рода (т.е. в их эстетической значимости) – первая сфера эстетики, первый пласт ее предмета. Проблемное поле эстетики как науки – эстетическое освоение мира. Ключевая проблема – эстетическое (многообразная действительность в ее значении для человечества).

2. эстетика искусства. В сократической и постсократовской философии в сферу рассмотрения входят человек и искусство – зарождается второе проблемное поле эстетики.

В центре внимания эстетики искусства – художественное творчество в его эстетическом отношении к действительности и в его значении для человечества; особенности художественного произведения, художественного образа, художественной реальности, художественной концепции мира и личности; наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии, архитектуре, прикладном и декоративном искусстве; происхождение, природа и законы социального бытия, функционирования, развития искусства; особенности художественного процесса (природа художественного развития, художественных направлений и художественных взаимодействий); проблемы художественного восприятия и интерпретации произведения. Вся эта проблематика эстетики искусства составляет второе проблемное поле эстетики как науки.

3. теоретико-информативная эстетика. В особую сферу знаний информативную проблематику выделил автор непозитивистской «Эстетики» Макс Бензе. Он исследовал теоретико-информативную проблематику искусства эстетики, тем самым создав третье проблемное поле эстетики и наметив возможность будущего отпочковывания от эстетики еще оной самостоятельной дисциплины.

Важнейшие проблемы теоретико-информативной эстетики: особенности эстетической информации – ее гедонистический потенциал; ее отношение к помехам (к «Шумам», т.е. факторам, мешающим воспринимать художественный текст или искажающим его); ее код, ее оригинальность; ее отношение к знакам, ее смысл и значение; ее избыточность, богатство, характер интерпретации; условия существования произведения как носителя эстетической информации (социальное бытие художественной реальности).

Разновидность теоретико-коммуникативной эстетики – социокоммуникативная эстетика – сосредотачивает внимание на процессах создания, передачи и восприятия эстетической информации с помощью ТВ, радио, компакт-дисков, Интернета и других масс-медиа.

Важнейшие проблемы социокоммуникативной эстетики: распространение эстетической информации и роль средств массовой коммуникации в цикличности их творческого обращения; вычленение единой универсальной структуры человеческой культуры (структуры человеческой мысли); зависимость культуры от средств ее передачи. Особое значение имеет разработка концепции «мозаичности культуры» в эпоху массовой коммуникации. Согласно этой концепции зрителю, слушателю доставляются не знания, а хаос случайных осколков знаний и оценок, с помощью которых владельцы и ведущие масс-медиа манипулируют сознанием реципиентов.

4. рецептивная эстетика. Классическая эстетика всегда была эстетикой действительности и искусства. Она осмысляла процесс художественного творчества и искусство в его эстетических отношениях к действительности. В 70-х годах ХХв. Эстетика попыталась подойти к искусству не со стороны его создания, а обратным путем – со стороны художественного восприятия. Благодаря усилиям теоретиков Констанцской школы (ФРГ) возникло новое направление эстетики, сосредоточившееся не на процессе творческого созидания произведения, а на процессе его творческого восприятия и социального функционирования. Оказалось, что при таком взгляде открываются многие ранее сокрытые особенности искусства. Этот новый подход позволил выкристаллизоваться целому новому разделу изучаемой нами дисциплины. Этот раздел был назван рецептивная эстетика (эстетика восприятия, или функциональная).

Главные идеи рецептивной эстетики. Художественное произведение не равно себе. Его текст не меняется, но смысл изменчив. Смысл произведения – результат взаимодействия опыта читателя и автора. Восприятие произведения идет в режиме диалога – это диалог читателя и текста. Автор сосредотачивает и запечатлевает в тексте свой жизненный опыт и бросает его навстречу жизненному опыту реципиента. Смысл произведения рождается в акте рецепции и потому исторически изменчив и зависит от эпохи, от индивидуальности воспринимающего и его принадлежности к той или иной рецептивной группе. Другими словами, опыт читателя имеет три важнейшие характеристики: историческую, групповую и индивидуальную. Ими определяется не только смысл, но и сам онтологический статус произведения (его социальное положение, рейтинг, бытие в обществе). Историческая изменчивость смысла и онтологического статуса произведения – закономерность художественного процесса. Рецептивная эстетика стала четвертым проблемным полем эстетики как науки.

5. техническая (индустриальная) эстетика. Она составляет пятое проблемное поле эстетики как науки – это теория дизайна, теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами, обобщение опыта проектирования, индустриального воплощения, серийного изготовления и социального бытия полезных и красивых орудий труда, станков, машин, вещей и предметов, сочетающих в себе утилитарные и эстетические качества. Как многие новые дисциплины, техническая эстетика развивалась на стыке наук. Она анализирует эстетические, экономические, технические, гигиенические эргономические (описываемые теории организации труда) факторы, а также психофизиологические проблемы, способствующие оптимизации условий деятельности человека.

6. практическая эстетика. Эстетическое освоение мира не в собственно художественно-образной форме, не в форме искусства – сфера интересов практической эстетики. Практическая эстетика – шестое проблемное поле эстетики как науки. Это поле охватывает эстетические аспекты проблем природной среды, «второй» (рукотворной) природы, поведения людей и человеческих отношений (в частности, этикета), быта, научного творчества, спорта, карнавалов, праздников и массовых действий, обрядов, кулинарии, игр. Биосфера Земли, околоземное космическое пространство, уже активно осваиваемое человеком, - все это также области реального или потенциального интереса практической эстетики.

 

 

Категории эстетического

 

Структура эстетического знания предполагает и наличие системы эстетических категорий и дефиниций.

М.С. Каган полагает, что во главе системы необходимо поставить категорию эстетического идеала (в его аксиологическом аспекте). Н.И. Крюковский утверждает, что в эстетике в центре системы должна находиться категория прекрасного. В.М. Жаринов в основе этой системы ставит соотношение исходных категорий: совершенства и несовершенства. А.Я. Зись выделяет три группы эстетических категорий: специфические (героические, величественные), структурные (мера, гармония) и негативные (безобразие, низменное). Э.Г. Красностанов и Д.Д. Средний также предлагают три группы эстетических категорий: категории эстетической деятельности, категории общественной жизни, категории искусства. И.Л. Маца считает основными эстетическими категориями гармонию и красоту, которые в процессе эволюции модифицировались и изменялись.

В своих исходных моментах принципы систематизации должны носить философско-эстетический характер.

Е.Г. Яковлев считает, что при определении структуры системы необходимы:

1. онтологически-феноменологические и социально-гносеологические аспекты;

2. определение принципов субординации и координации эстетических категорий;

3. выделение основной универсальной эстетической категории, вокруг которой организуется вся система.

В эстетике есть категория, которая выступает как метакатегория мауки – это категория эстетического.

Предполагаемая Ю.Б. Боревым эстетическая система основывается на передаче ведущего значения новой, более широкой фундаментальной категории «эстетическое», охватывающей и прекрасное, и возвышенное, и безобразное, и низменное, и трагическое, и комическое, и ужасное, и чудесное. Ныне в расширившийся предмет эстетики входят эстетические свойства действительности, процесс эстетического освоения мира человеком, эстетическая рецепция (восприятие искусства и эстетических свойств действительности), проблемы понимания художественного смысла произведения и многое другое. Такая эстетическая система не может держаться только на «прекрасном», хотя его исключительное значение сохраняется: о чем бы ни повествовало произведение, оно должно быть прекрасным и доставлять читателю эстетическое наслаждение.

Эстетическое как основание современной эстетической системы позволяет объяснить: 1. эстетические категории – как наиболее общие понятия, отражающие общечеловеческие значимые свойства действительности, выражающие разную степень освоенности обществом жизненных явлений, а искусство как сферу свободного владения миром и освоения по законам красоты его эстетического богатства (проблемы эстетических свойств действительности, эстетического отношения к ней, эстетической деятельности); 2. онтологию искусства (проблемы произведения и его социального бытия) – как проявление эстетического смысла и эстетической ценности художественного текста в процессе «диалога» жизненного и художественного опыта автора с опытом реципиента; 3. стадии художественного развития (проблемы художественного процесса) – как эстетические ценности, развернутые в пространстве, а затем во времени (рождение историзма), а ныне хронотопически.

Система эстетических категорий, предложенная Е.Г. Яковлевым, выглядит следующим образом:

Эстетическое (универсальная категория):

1. эстетические категории, отражающие объективные состояния (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое);

2. эстетические категории, отражающие духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство);

3. эстетические категории, отражающие мир субъекта социально-духовной жизни (искусство, художественный образ, творчество).

Система эстетических категорий, предложенная Ю.Б, Боревым, включает в себя следующие типы: метакатегория (эстетическое), категории эстетической деятельности (эстетическое освоение, дизайн, художественное проектирование, эстетическая ориентация, вкус, идеал, мера), категории (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, безобразное, низменное) и понятия (прелестное, грациозное, изящное, чудесное, трогательное, ужасное, трагикомическое) эстетических свойств и отношения искусства к действительности, категории гносеологии искусства (художественный образ, метод), категории социологии искусства (народность, национальное, общечеловеческое), категории аксиологии искусства (эстетический идеал, ценность, шедевр), категории онтологии искусства (художественное произведение, стиль), категории теоретической истории искусства (художественный процесс, направление), категории антропологии искусства (замысел, набросок), категории психологии искусства (способность, талант, гений), категории восприятия искусства (реципиент, публика), категории мифологии искусства (виды: литература, театр), категории структуры искусства (художественный текст, контекст), категории семиотики искусства, категории риторики искусства, категории поэтики. Итак, предлагаемая эстетическая система строится на основе фундаментальной категории – эстетическое, трактуемой как ценность предметов для человечества как рода. Это придает эстетике мировоззренческий характер и делает ее философской дисциплиной. В отличие от философии, эстетика сосредоточивается на проблеме человеческого значения бытия и его многообразных проявлений (постижения их ценности).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...