Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей их существование, средой их обитания. В наиболее общем виде организация представляет собой систему, в которой поступающие в неё ресурсы преобразуются в результат. Ресурсы – в американском менеджменте ресурсы организации в общем виде можно представить как пять М: a) люди (men); b) деньги (money); c) материалы (materials); d) машины (machines); E) методы (methods). Организация не может существовать изолированно от окружающего мира. Внешняя среда организации делится на среду прямого и косвенного воздействия:
Внутренняя среда организации также состоит из 2 систем: 1) Управляющая система – общие цели организации, структура организации; функции организации; руководство организации, информация сотрудников организации; 2) Управляемая система – ресурсы, персонал, технология, оборудование, технологии сбыта и т.д.
1. Линейная структура управления Суть: все функции управления сосредотачиваются у руководителя и каждый работник подчиняется только одному руководителю. Область распространения: несложные производственные организации. Преимущества структуры управления: 1. Отсутствие противоречивых указаний;
2. Простота построения; 3. Личная под ответственность исполнителя одному лицу; 4. Персональная ответственность исполнителя за выполнения задачи (дисциплина): 5. Быстрота реакции на прямые указания 6. Стимулирования развития коммуникации. Недостатки: 1. Потребность высокой квалификации руководителя; 2. Эффективна только для малых предприятий; 3. Сложность координации процессов управления; 4. Необходимость широты знаний и опыта руководителя в ущерб специальным знаниям по отдельным функциям; 5. Перегрузка менеджеров верхнего уровня 2. Функциональная структура управления Суть: каждый работник подчиняется нескольким руководителям. Область распространения: в чистом виде встречается редко, чаще всего в виде функциональных отделов других организационных структур: производственных, финансовых, бухгалтерии и т.д. Преимущества: 1. Уменьшение времени прохождения информации; 2. Специализация деятельности руководителя; 3. Высшее руководство менее загружено, чем у линейной системы. Недостатки: 1. Возможность противоречивых указаний; 2. Сложность разделения взаимосвязанных функций; 3. Сложность контроля; 4. Недостаточная гибкость управления.
1 Линейно-штабная структура управления
Суть: при линейных руководителях создаются спец. подразделения – штабные службы, состоящие из представителей проектных организаций, вузовских учёных, проектировщиков и др. консультантов, которые фактически не решают вопросов производства, подчиняясь непосредственно только руководителю организации. Область распространения: научные и производственные проекты. Преимущества: 1. Образуется приоритетность указания; 2. Исключается противоречивость указания; 3. Увеличивается информированность главного руководителя. Недостатки: 1. Снимается ответственность функциональных руководителей;
2. Более долгий путь прохождения команд и информации.
2 Линейно-функциональная структура управления
Суть: органическое соединение линейной и функциональной структур. Работник находится в подчинении у самого начальника, но получает задания от нескольких функциональных руководителей. Область распространения: небольшие и средние организации, крупные организации со стабильным характером производства. Преимущества: 1. Расширение информации компьютерных решений; 2. Сокращение времени на решение технических вопросов производства; 3. Привлечение к руководству более компетентных в конкретной области специалистов; 4. Оперативность в решении нестандартных ситуаций; 5. Быстрый рост профессионализма функциональных руководителей; 6. Получение непротиворечивых заданий; 7. Полная персональная ответственность за результаты работы. Недостатки: ü Сложность регулирования отношений линейных и функциональных руководителей; ü Большая нагрузка на линейного руководителя и его аппарат по оперативным вопросам производства и управления
4. Программно-целевое управление Программно-целевое управление применяется при переходе на новую программу (выпуск новой продукции или при организации производства). В данной структуре линейные руководители сохраняют свою ответственность за подчиненные подразделения, однако, при отдаче распоряжений они должны согласовать их с отделом отвечающим за организацию перехода на выпуск новый продукций (интегратор). Преимущество: состоит в высокой эффективности при выполнении программ. Недостаток: частичное дублирование управленческих функций. Матричная структура управления (схема по учебнику Кабушкина, стр. 55). Матричная структура является структурой, в которой сочетаются преимущества механистических и органических структур управления. Такая структура помогает решать проблемы координации и связывать воедино деятельность звеньев базовой структуры и временных групп. Суть: в рамках существующей линейно – функциональной структуры решается важная для фирмы конкретная целевая программа.
Преимущества: 1) Нацелена на взаимную согласованность работы всех подразделений организации для достижения целей проекта; 2) Упрощает координацию выполнения работ и создаёт предпосылки для наиболее квалифицированного исполнения отдельных функций; 3) Структура обладает значительной гибкостью, поскольку упрощается перераспределение персонала для выполнения первоочередных работ. Недостатки: 1) При реализации проектов создаются отношения двойного подчинения исполнителей; 2) Усложняется механизм управления и возникает опасность появления противоречивых управленческих ситуаций; 3) Время от времени обнаруживается дефицит или недостаток функциональных исполнителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|