Понятие организации как объект управления
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Понятие менеджмента, его основные категории, используемые в теории и практике Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Категории менеджмента – фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией. Основные категории менеджмента:
Система управления – совокупность взаимосвязанных элементов, реализующих функции, методы, и технологию управления для достижения заданной цели Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости). Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).
Внешняя среда включает в себя такие факторы как: экономика страны; рыночная конъюнктура; законодательство; органы власти, государственного и муниципального управления; общественные организации; партнеры; конкуренты; СМИ; техника и технологии; моральные ориентиры общества. Внутренняя среда понимается совокупность всех внутренних факторов организации которые определяют процессы ее жизнедеятельности. Включает в себя такие факторы как: миссия; цели; задачи; персонал; структура; технологии управления; технологии производства; работа с информацией. Структура системы управления – форма организации элементов системы, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих целостность системы. Технология управления – приемы. Способы и порядок выполнения управленческих функций, операций и процедур Человеческий фактор надо рассматривать как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации.
Основные факторы, влияющие на становление и развитие менедж. в рос. экономике Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской экономике:
3. Принципы эффективного менеджмента Принципы менеджмента -это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления. Классификация принципов менеджмента: 1. Принцип целевой направленности. Менеджмент предполагает установление конкретной цели для управляемого объекта. Менеджер ведет управляемый объект к установленной цели. 2. Принцип иерархической упорядоченности. Иерархия представляет собой порядок и правила подчинения низших высшим. В социальных системах, которые являются объектами менеджмента, неизбежно возникает иерархия. 3. Принцип научной обоснованности и оптимальности. Этот принцип означает, что менеджер должен знать и использовать в своей деятельности достижения наук, связанных с менеджментом (экономика, психология, социология, информатика и др.) 4. Принцип права на интерес. Элементы управляемого объекта (социальной системы) имеют право на свои собственные интересы. Менеджер должен учитывать эти интересы и добиваться гармонии между интересами организации в целом и интересами ее участников. Игнорирование этого принципа приводит к снижению эффективности менеджмента. 5. Принцип инновативности. Менеджер должен глубоко осознавать необходимость и неизбежность перемен в управляемом объекте и воспринимать эти перемены не как бедствие, а как признак жизни и развития. Такого же подхода к инновациям менеджер должен добиваться от подчиненных. 6. Принцип рационального соотношения единоначалия и коллегиальности. Менеджер должен понимать, что, допуская коллегиальность (участие других членов организации) в обсуждении проблем и путей их решения, ответственность в принятии решений и их исполнении полностью лежит на нем. 7. Принцип приоритетности самореализации. Менеджер должен вести себя так, чтобы подчиненные могли наилучшим образом раскрыть свои способности и направить их на достижение целей организации.
4. Связь фаз промышленного развития и сложности рыночного окружения с методами менеджмента Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются. Изменения происходят в тесной связи с фазами промышленного развития. Различают три основных фазы (табл. 2.2):
Методы и формы менеджмента на фазах все более связанных с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента. По мере изменения уровней нестабильности управленческая практика выработала ряд методов организации деятельности фирмы в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения. Таблица 2.2 Их главные особенности
12. Современные концепции управления. Школа науки управления (с 1950 г. по настоящее время) Особенности · Формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи как целого без выделения ее частей. По своей сути исследование операций- это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.
· После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель- это форма представления реальности, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. · Ключевой характеристкой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Учеными строятся модели, наиболее часто встречающиеся в менеджмента, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития. 13. Вклад Российских ученых в развитии теории управления Теория равновесия А.А,Богданова как основа организации. Основной труд «Тектология. Всеобщая организационная наука». Концепция: Все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя из этого, Богданов разработал основные принципы новой науки о законах организации, которые действуют в технике (организация вещей), в политике (организация идей), в экономике (организация людей) и заявил о необходимости их изучения. Роль А.К.Гастева в разработке вопросов организации труда и управления. Концепция: Концепция узкой базы: работу по научной организации труда нужно начинать с отдельного человека, будь он руководитель или рабочий т.е. рабочий, управляющий станком есть директор станка, а закономерности управления станком можно распространять на предприятие и государство в целом. Закономерности располагаются в порядке: расчет- установка-обработка-контроль-учет-систематика-учет. Формула распространяется на управление как вещами, так и людьми. Концепция трудовых установок: в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики. Составные элементы: теория трудовых движений в производственном процессе, организация рабочего места и управленческих процессов. О.А.Ерманский 1. Концепция «физиологического оптимума»: свормулировал предпосылки теории организации труда и рационализации управления, связав их с появлением определенных технико-экономических условий (крупного машинного производства). 2. Меходе тодология рационализации крупного машинного производства: основана на комплексном под 3. Сформулировал предмет науки об организации труда и управления: в основе лежит идея об оптимизации использования всех видов энергии и факторов производства. Закон организационной суммы: организационная сумма больше арифметической суммы составляющих её сил. Что возможно тогда, когда все её вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга.
4. Главный принцип теории рационального управления: принцип физиологического оптимума (критерий рациональности любой работы). С основе критерия - сопоставление израсходованной энергии и полученного эффекта, выражаемое в виде коэффициента рациональности (полезный результат/затраты энергии) П.М.Керженцев 1. Теория организационной деятельности. Выделял в научной организации труда 3 элемента: труд, производство, управление. Под научной организацией управления понимал изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий (формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет и т.п.) 2. Сформулировал свои принципы управления: -установление целей и задач -выбор формы организации -составление планов -учет и контроль -координация использования людских и материальных ресурсов. Понятие организации как объект управления ОРГАНИЗАЦИЯ – группа людей, объединенных общими целями. ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ: ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИИ – рациональное сочетание процессов живого труда с материальными элементами производства. ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ – проблемы, требующие решения. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ предусматривает использование различных ресурсов: - природных (земля, водные ресурсы); - капитала (материальная и интеллектуальная собственность); - трудовых ресурсов (физические и умственные способности персонала); - управленческих ресурсов (способность рационально распорядиться ресурсами, организовать работу) 15 .Виды организации и задачи их классификация Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом. Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации. Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|