Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие организации как объект управления




Понятие менеджмента, его основные категории, используемые в теории и практике

Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Категории менеджмента – фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией.

Основные категории менеджмента:

  • система управления
  • объект и субъект управления
  • связи и отношения
  • внешняя и внутренняя среда
  • структура и технология управления
  • человеческий фактор
  • эффективность управления

Система управления – совокупность взаимосвязанных элементов, реализующих функции, методы, и технологию управления для достижения заданной цели

Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).

Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).

Внешняя среда включает в себя такие факторы как: экономика страны; рыночная конъюнктура; законодательство; органы власти, государственного и муниципального управления; общественные организации; партнеры; конкуренты; СМИ; техника и технологии; моральные ориентиры общества.

Внутренняя среда понимается совокупность всех внутренних факторов организации которые определяют процессы ее жизнедеятельности.

Включает в себя такие факторы как: миссия; цели; задачи; персонал;

структура; технологии управления; технологии производства; работа с информацией.

Структура системы управления – форма организации элементов системы, взаимосвязанных друг с другом и обеспечивающих целостность системы.

Технология управления – приемы. Способы и порядок выполнения управленческих функций, операций и процедур

Человеческий фактор надо рассматривать как проявление всей совокупности личностных качеств человека, которые влияют на его трудовую активность.

Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации.

 

Основные факторы, влияющие на становление и развитие менедж. в рос. экономике

Основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской экономике:
• формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием;
• изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация менеджмента преимущественно на удовлетворение потребностей в предметах потребления;
• обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги;
• интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к международным стандартам;
• усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций и учреждений, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций;
• возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций;
• профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации

3. Принципы эффективного менеджмента

Принципы менеджмента -это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления.

Классификация принципов менеджмента:

1. Принцип целевой направленности. Менеджмент предполагает установление конкретной цели для управляемого объекта. Менеджер ведет управляемый объект к установленной цели.

2. Принцип иерархической упорядоченности. Иерархия представляет собой порядок и правила подчинения низших высшим. В социальных системах, которые являются объектами менеджмента, неизбежно возникает иерархия.

3. Принцип научной обоснованности и оптимальности. Этот принцип означает, что менеджер должен знать и использовать в своей деятельности достижения наук, связанных с менеджментом (экономика, психология, социология, информатика и др.)

4. Принцип права на интерес. Элементы управляемого объекта (социальной системы) имеют право на свои собственные интересы. Менеджер должен учитывать эти интересы и добиваться гармонии между интересами организации в целом и интересами ее участников. Игнорирование этого принципа приводит к снижению эффективности менеджмента.

5. Принцип инновативности. Менеджер должен глубоко осознавать необходимость и неизбежность перемен в управляемом объекте и воспринимать эти перемены не как бедствие, а как признак жизни и развития. Такого же подхода к инновациям менеджер должен добиваться от подчиненных.

6. Принцип рационального соотношения единоначалия и коллегиальности. Менеджер должен понимать, что, допуская коллегиальность (участие других членов организации) в обсуждении проблем и путей их решения, ответственность в принятии решений и их исполнении полностью лежит на нем.

7. Принцип приоритетности самореализации. Менеджер должен вести себя так, чтобы подчиненные могли наилучшим образом раскрыть свои способности и направить их на достижение целей организации.

 

4. Связь фаз промышленного развития и сложности рыночного окружения с методами менеджмента

Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются. Изменения происходят в тесной связи с фазами промышленного развития.

Различают три основных фазы (табл. 2.2):

  • эпоха массового производства;
  • эпоха массового сбыта;
  • постиндустриальная эпоха.

Методы и формы менеджмента на фазах все более связанных с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента.

По мере изменения уровней нестабильности управленческая практика выработала ряд методов организации деятельности фирмы в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения.

Таблица 2.2 Их главные особенности

Фаза массового производства (начало ХХ в. до 30-х гг.) Фаза массового сбыта 1930-1960 гг. Постиндустриальная фаза с середины 1960-х гг.
  • Выпуск стандартной продукции
  • Рынок неограничен
  • Критерий — низкая себестоимость
  • Все внимание внутрь фирмы
Генри Форд: «Пусть машины будут любого цвета, лишь бы они были черные», т.е. дешевые
  • Выпуск дифференцированной продукции
  • Всплеск конкуренции
  • Развитие маркетинга, чтобы уравновесить производство и сбыт
  • Внимание на имидж формы
Состояние общества: «Машина в гараже и курица в кастрюле»
  • Жесткая конкуренция
  • Быстрое устаревание основного капитала
  • Интернационализация предпринимательства
  • Курс — решение стратегических целей
П. Друкер: «Наступившие времена — эпоха без закономерностей»

12. Современные концепции управления.

Школа науки управления (с 1950 г. по настоящее время)

Особенности

· Формирование школы связано с возникновением кибернетики и исследований операций. Первоначально исследование операций сводилось к разработке способов количественного анализа задачи как целого без выделения ее частей. По своей сути исследование операций- это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

· После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель- это форма представления реальности, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.

· Ключевой характеристкой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволил исследователям операций конструировать модели возрастающей сложности. Учеными строятся модели, наиболее часто встречающиеся в менеджмента, а именно: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития.

13. Вклад Российских ученых в развитии теории управления

Теория равновесия А.А,Богданова как основа организации.

Основной труд «Тектология. Всеобщая организационная наука».

Концепция:

Все виды управления в природе, технике и обществе имеют общие черты. Исходя из этого, Богданов разработал основные принципы новой науки о законах организации, которые действуют в технике (организация вещей), в политике (организация идей), в экономике (организация людей) и заявил о необходимости их изучения.

Роль А.К.Гастева в разработке вопросов организации труда и управления.

Концепция:

Концепция узкой базы: работу по научной организации труда нужно начинать с отдельного человека, будь он руководитель или рабочий т.е. рабочий, управляющий станком есть директор станка, а закономерности управления станком можно распространять на предприятие и государство в целом. Закономерности располагаются в порядке: расчет- установка-обработка-контроль-учет-систематика-учет. Формула распространяется на управление как вещами, так и людьми.

Концепция трудовых установок: в зародыше содержала основы кибернетики, инженерной психологии, эргономики. Составные элементы: теория трудовых движений в производственном процессе, организация рабочего места и управленческих процессов.

О.А.Ерманский

1. Концепция «физиологического оптимума»: свормулировал предпосылки теории организации труда и рационализации управления, связав их с появлением определенных технико-экономических условий (крупного машинного производства).

2. Меходе тодология рационализации крупного машинного производства: основана на комплексном

под

3. Сформулировал предмет науки об организации труда и управления: в основе лежит идея об оптимизации использования всех видов энергии и факторов производства. Закон организационной суммы: организационная сумма больше арифметической суммы составляющих её сил. Что возможно тогда, когда все её вещественные и личные элементы производства гармонично сочетаются и усиливают друг друга.

4. Главный принцип теории рационального управления: принцип физиологического оптимума (критерий рациональности любой работы). С основе критерия - сопоставление израсходованной энергии и полученного эффекта, выражаемое в виде коэффициента рациональности (полезный результат/затраты энергии)

П.М.Керженцев

1. Теория организационной деятельности. Выделял в научной организации труда 3 элемента: труд, производство, управление. Под научной организацией управления понимал изучение организационных приемов и определение наиболее рациональных методов выполнения управленческих действий (формирование организационных структур, распределение обязанностей, планирование, учет и т.п.)

2. Сформулировал свои принципы управления:

-установление целей и задач

-выбор формы организации

-составление планов

-учет и контроль

-координация использования людских и материальных ресурсов.

Понятие организации как объект управления

ОРГАНИЗАЦИЯ группа людей, объединенных общими целями.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ:
- ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ;
- СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ);
- РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ;
- ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ;
- ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА;
- СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ;
- ОБЪЕМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ:
- получение прибыли (для коммерческих организаций);
- выполнение уставного предназначения (для некоммерческих организаций).

ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИИ рациональное сочетание процессов живого труда с материальными элементами производства.

ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ – проблемы, требующие решения.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

предусматривает использование различных

ресурсов:

- природных (земля, водные ресурсы);

- капитала (материальная и интеллектуальная собственность);

- трудовых ресурсов (физические и умственные способности персонала);

- управленческих ресурсов (способность рационально распорядиться ресурсами, организовать работу)

15 .Виды организации и задачи их классификация

Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом.

Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации.

Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...