долгосрочные краткосрочные
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управление, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня.
Цели стратегического управления:
Цели роста организации - отражают соотношение темпа изменения объёма продаж и прибыли организации, темпа изменения объёма продаж и прибыли по отрасли в целом.
Цель сокращения-ставится тогда, когда по целому ряду причин организация вынуждена развиваться более медленными темпами, чем отрасль в целом, либо даже в абсолютном выражении сокращать своё присутствие на рынке.
|
Цель быстрого роста-если для достижения данной цели есть все предпосылки, то следует отдать предпочтение именно ей, хотя она очень сложна для достижения, необходимы большие умения и усилия руководства.
|
Цель стабильного роста-предполагает, что при её достижении организация развивается примерно таким же темпом, как и отрасль в целом.
|
При формировании целей следует исходить из того, что цели должны быть:
1. чётко сформулированными и реалистичными – нельзя допускать их двойственного толкования;
2. понятными для сотрудников, а ещё лучше – соответствующими их личным устремлениям;
3. помогающими определить желаемое направление действий и вознаграждаемый тип поведения;
4. выражаемыми количественно и измеримыми, чтобы впоследствии легко можно было оценить достигнутые результаты;
5. одинаково понимаемыми («разделяемые») «верхами» и «низами».
Существует также понятие «достойные цели». Им должны быть присущи следующие признаки:
-значительность; -общественная полезность; -новизна; -конкретность; -практичность;
-независимость от наличия больших ресурсов.
Процесс установление целей в различных организациях проходит по разному. В один организациях установление целей полностью централизовано, в других же организациях может быть полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный характер. Каждый из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки.
С точки зрения логики осуществления действий, выполняемых при установлении целей, можно считать, что процесс целеполагания в организации состоит из трёх последовательных стадий:
1) осмысление результатов анализа среды;
2) выработка соответствующей миссии;
3) непосредственная выработка целей организации.
Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырёх фаз:
1.Выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении.
2.Установление целей для организации в целом.
3.Построение иерархии целей.
4.Установление индивидуальных целей.
29. Задачи и виды внутрифирменного планирования.
Сущность внутрифирменного планирования состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка и проявляется в конкретизации целей развития всей фирмы и каждого подразделения в установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Задачи (функции)планирования в рамках системы менеджмента
Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений.
- Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.
- Координация деятельности структурных подразделений и работников организации. План намечает желаемое в будущем состояние объекта и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных тенденций или сдерживание отрицательных.
- Создание объективной базы для эффективного контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу “факт-план”.
- Стимул (мотивация) трудовой активности рабочих. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.
- Информационное обеспечение работников организации. Планы содержат важную для каждого участника информацию о целях, планах, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.
Цели планирования. По целям планирования различают
стратегическое (долгосрочное)
и оперативное планирование:
- стратегическое планирование заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формировании системы целей деятельности и стратегий поведения. Ориентировано, как правило, на период пять и более лет.
- оперативное планирование заключается в поиске и согласовании наиболее эффективных путей и средств реализации принятой стратегии развития организации. Оперативное планирование имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и проч
По периодам планирования (по горизонту планирования) различаются:
- долгосрочные – более 5 лет; в ходе долгосрочного планирования определяют общие цели фирмы и стратегию.
- среднесрочные – от 1 до 5 лет; основная задача среднесрочного планирования – выбор средств для выполнения намеченных целей. В этих планах определяется общая кадровая политика, общая производственная стратегия, общая финансовая политика, общая финансовая стратегия.
- краткосрочные – до года; краткосрочное, или текущее, планирование с детализацией по кварталам и месяцам имеет несколько форм. Одной из форм является процесс разбивки среднесрочных планов на краткосрочное, с более детализированными отрезками. При этом обычно на год составляются производственный и финансовый планы, по маркетингу.
Другой формой текущего планирования является разработка политики и механизмов регулирования в случае возникновения возможных ситуаций в будущем.
Третей формой текущего планирования является бюджетное планирование. Бюджет представляет собой финансовый план, который служит руководством и средством контроля над будущими операциями.
По содержанию различается:
- продуктово-тематическое планирование заключается в формировании плана развития организации, определяющего мероприятия по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства. На производственной стадии этот вид планирования предусматривает разработку и оптимизацию производственных программ предприятий и цехов;
- ресурсное планирование включает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности деятельности организации. Этот вид планов включает финансовое планирование, составление бизнес – планов, бюджетное планирование и т.п.;
- объемно-календарное планирование заключается в планировании объемов работ, загрузке подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным исполнителям, подразделениям, проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределения работ по отдельным календарным периодам.
30. Основные этапы процесса планирования.
Процесс планирования состоит из нескольких этапов.
1. Сбор, оценка и анализ информации, которая включает экономические, правовые, социальные и политические факторы; перспективы роста и конкуренции на существующих и потенциальных рынках; финансовые перспективы в основных секторах экономики; слабые и сильные стороны банка.
2. Формулировка основной цели деятельности банка и конкретных задач, которые охватывают общие направления продвижения на рынке, корпоративные финансовые результаты, методы управления банком, приоритетные рынки и виды банковских операций.
3. Принятие решения и формулирование программы действий: установление конкретных количественных показателей - доходы, расходы, объем кредитов, убытки по кредитам, структура активных операций, структура депозитной базы и т.д.; конкретизация путей их достижения; перечень необходимых мероприятий; принятия решений по приобретению и использованию ресурсов, расширение или изменения организационной структуры банка; кадровое обеспечение.
4. Документирование: письменное оформление планов в такой последовательности - стратегия, тактический план, бюджет, полный баланс и финансовый отчет на уровне подразделений и банка в целом.
5. Координирование и утверждение планов: общий обзор, переговоры, координация отдельных планов, утверждение плана на уровне Правления банка.
6. Контроль за выполнением планов: анализ доходов, расходов, результатов и эффективности планов; проверка соблюдения сроков выполнения по мере выявления значительных разногласий - анализ причин и разработки корректирующих мероприятий; обеспечение руководства банка информации о ходе выполнения плана и полученные результаты.
31. Сущность и задачи организации в системе управления.
Ф-ция орг-ции – это рациональное сочетание процессов живого труда с материальными элементами произ-ва в пространстве и времени. Таким образом. ф-ция решает 2 задачи: организовать экономически рациональное сочетание элементов произв. процесса в пространстве; организовать экономически рациональное сочетание элементов произв. процесса по всем видам ресурсов во времени. Ф- ция орг-ции – это процесс создания множества структур предприятия.
Структура - это одномоментное, многовариантное отображение системы. При формировании структуры предприятия решаются три задачи: задача определения структурного состава, задача специализации элементов структуры, задача взаимосвязи э-тов струк. Основные виды структур: производств. (-это состав основных, вспомогат. и обслужив. структурных единиц, их специализация, взаимосвязи (движение материальных потоков), осн. хар-ка тип произ-ва), стр. управления, организация стр. (совокупность произв. и управленческих структур предпр.)
32.Достоинства и недостатки основных структур управления предприятиями.
Ст-ры управл. – состав управленческих подразделений (служб, бюро, отделов, конкретных рук-лей), их специализации и взаимосвязи (хар-ся движением информ. потоков). Весь управленческих труд основ на понятиях лин. и функц. связей. Лин. связи выражают прямое непосредств. обязат. подчинение одних стр-р другим. Функцион. связи реализуют отдельные специализир. ф-ции управл.
Лин. ст-ра хар-ся скалярной цепью команд.
+: ст-ра проста, имеется четкая система подчиненности, полностью реализуется принцип единоначалия, имеет место высокая гибкость управл
.-: чрезвычайно широкий диапазон выполняемых рук-лем ф-ций, исключ. возм-ть концентрации однородных видов управленч. работ в масштабе фирмы, коммуникации переполнены инф-цией, слабая мотивация раб-ков к самост. принятию решения.
Линейно-функцион. ст-ра:
+: сочетание лин. и функц. ст-ры, большая венность ст-ры, высокая нормативная проработка управленч. решнений;
-: различие целей и структурных ед., слабая увязка и отв-ть за реш. комплекса задач и достижение цели фирмы, сложность в операт. управл. по ф-циям, высокий уровень принятия реш, плохая восприимчивость нового.
33. Хар-ка дивиз. структуры.
Различают 3 осн. вида: продуктовая, ориентированная на потребителя, региональная
Преимущества
| Недостатки
|
- концентрация внимания на потребителе (продукте, регионе)
- высокая адаптация к рыночным изменениям
- разграничение оперативного и стратегического управления
- децентрализация принятия оперативных управленческих решений
- развитие широты мышления, гибкости, и предприимчивости руководителей дивизионов
| - увеличение вертикали управления
- противопоставление интересов дивизионов и линейных структур
- невысокая координация деятельности отделений, возникновение межотделенческих конфликтов
- неэффективное использование ресурсов в связи с их закреплением за подразделениями
- увеличение затрат на содержание аппарата управления вследствие дублирования функций
- затруднение осуществления контроля
- многоуровневая иерархия в рамках отделений, действие в них недостатков линейно-функциональной структуры
- возможное ограничение профессионального развития специалистов подразделений
|
34. Хар-ка функц. структуры.
Применяется в однопродуктовых предпр., средних узкоспециализированных предпр., научно-иссл. и проектно-конструкторских орг-циях, крупных специализ. Предприятиях
Преимущества
| Недостатки
|
- сокращение звеньев согласования
- исключение дублирования и параллелизма
- освобождение линейных менеджеров от решения ряда специальных вопросов
- высокая компетентность функциональных менеджеров
- стандартизация, формализация и программирование процессов
- уменьшение потребности в специалистах широкого профиля
| - неоднозначное распределение ответственности
- возникновение эффекта «группового эгоизма»
- трудности в поддержании взаимосвязей между функциональными подразделениями
- затруднённые коммуникации
- длительная процедура принятия решений
- невысокая адаптивность структуры
|
35. Хар-ка матричной структуры.
Применяется в предприятиях холдингового типа, союзах и объединениях предпр. с централизованных
инфраструктурой, в многопрофильных предприятиях со значительным объемом НИОКР
Преимущества
| Недостатки
|
- быстрая реакция и адаптация к изменениям внешней и внутренней среды
- активизация творческих возможностей персонала
- сокращение оперативной нагрузки на руководителей
- повышение личной ответственности за выполнение программы в целом и за её составляющие
- рациональное использование профессионализма кадров
- увеличение мотивации персонала за счёт демократизации управления
- усиление контроля над решением отдельных задач
| - усложнённая структура подчинения, «пересечение» линейных и функциональных полномочий
- необходимость периодического переформирования структурных подразделений
- нарушение принципа единоначалия вследствие двойного подчинения специалистов
- трудности в адаптации и приобретении навыков для работы по новой программе
- тенденции к обособлению групп, возможность возникновения конфликтов
- необходимость постоянного контроля над соотношением сил по разным проектам
|
36. Хар-ка проектной структуры.
Применяется при создании нового предпр., освоении новых инновационных продуктов, учреждении дочерней фирмы или филиала, проведении масштабных НИОКР, во временной организации, создаваемой для решения отдельной задачи
Преимущества
| Недостатки
|
- концентрация усилий компании на получение высококачественных результатов по определённому проекту
- интегрированный подход к реализации проекта
- высокая гибкость и креативность
- реализация преимуществ команд в рамках проектных групп
- повышение профессионализма и личной ответственности исполнителей
| - дробление ресурсов при наличии нескольких организационных проектов
- частичное дублирование функций
- двойственность подчинения членов проектных групп
- трудности с перспективным использованием узких специалистов проектов
- возникновение эффекта «группового эгоизма» в рамках проектных групп
|
37. Виды и основные принципы рационализации производственных процессов.
Производственный процесс – комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление продукции заданного качества, количества и в установленные сроки. Результат производственного процесса – готовая продукция, реализуемая предприятием на рынке.
Производственный процесс на промышленном предприятии состоит из основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Основными называются процессы, которые выполняются непосредственно для изготовления изделий основного производства. Основной процесс обычно состоит из трех стадий:
- заготовительная стадия включает процессы воздействия на исходные материалы для изготовления заготовок, подвергающихся в дальнейшем обработке и сборке (поковка, отливка и т.п.)
- обработочная стадия, в процессе которой заготовки и материалы преобразуются в готовые детали
- сборочная стадия, в процессе которой из готовых деталей и комплектующих изделий собираются готовая продукция предприятия.
К вспомогательным относят процессы изготовления и восстановления изделий вспомогательного производства. К ним относятся изготовление и ремонт производственного оборудования, ремонт зданий и сооружений, изготовление и ремонт технологического оснащения, производство и передача всех видов энергии и др.
К обслуживающим относят процессы, связанные с обслуживанием основного и вспомогательного производства. К ним относят складские, транспортные и контрольные работы.
Основными принципами рациональной организации любых процессов являются:
- специализация
- пропорциональность
- непрерывность
- параллельность
- прямоточность
- ритмичность
- гибкость
Принцип специализации заключается в повышении производительности на основе закрепления однородных частей производственного процесса за отдельными элементами производственной системы. Принцип позволяет снизить производственные издержки путем повышения производительности работников (эффект кривой обучения) и концентрации производства.
Пропорциональность – принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность различных операций производственного процесса.
Непрерывность – принцип, обеспечивающий непрерывную (без простоев) работу оборудования и рабочих, и непрерывную (без пролеживания) обработку деталей в процессе производства.
Параллельность – принцип, обеспечивающий совмещение операций во времени. Предусматривает одновременность выполнения всех операций по изготовлению изделия одного или нескольких наименований на различных рабочих местах.
Прямоточность – принцип, предусматривающий наикратчайшие маршруты движения предметов труда в процессе производства (по рабочим местам, участкам, цехам).
Ритмичность – принцип, характеризующий равномерность и повторяемость отдельных элементов производственного процесса во времени.
Гибкость – способность производственной системы быстро и экономично переходить на производство новой продукции.
Надежность – принцип, обеспечивающий бесперебойную работу производственной системы в определенный промежуток времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: