Основные функции вожатого ДОЛ.
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Должностные обязанности вожатого Общие положения:
— обладающие гражданской деликтоспособностью; — прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.
Отрядный вожатый выполняет следующие функции:
Основные функции вожатого ДОЛ. Содержание деятельности вожатого реализуется в ходе смены через исполнение и ведущих функциональных ролей. Функции вожатого указывают на то, кем он является по отношению к детскому коллективу, подростку, каковы основные аспекты его трудовой деятельности. 1. ^ Руководитель детского коллектива. Вырабатывая стратегию развития детского коллектива и подростка, вожатый обеспечивает условия реализации воспитательного процесса, задаёт структуру и логику смены, несет полную ответственность за результаты деятельности детского коллектива, органов самоуправления, охрану жизни и здоровья детей. Он выступает по отношению к детям как представитель педагогического коллектива дружины, лагеря, выполняя тем самым функции руководителя в системе воспитательной деятельности лагеря. 2. Организатор. В сотрудничестве с детьми организует разнообразную коллективную и индивидуальную деятельность детского коллектива, микрогруппы, обеспечивает участие детей в жизни дружины и лагеря. Организует взаимодействие с отделами и службами ДОЛ, дружины по воспитанию и оздоровлению подростков. Несет полную ответственность за выполнение детьми режима и распорядка ДОЛ. 3. Воспитатель. Вожатый осуществляет непосредственное воспитание детей и подростков на основе сотрудничества взрослых и детей в соответствии с целями и задачами ДОЛ, педагогической программой дружины, собственного педагогического содержания. Изучает и обследует детей на всех стадиях смены, на основе этого способствует включению каждого подростка в различные виды деятельности, влияющие на усвоение социально-значимого и жизненно-необходимого опыта развития детей и подростков.
4 ^. Социальный педагог. Вожатый на период смены заменяет подростку его привычное окружение (семья, школа, сверстники и т.д.). Он призван обеспечивать тонкую связь между естественной средой этого окружения и специально созданной воспитывающей средой ДОЛ в интересах развивающейся личности. Выступает при этом в роли старшего товарища, друга, советника, защитника подростка, обеспечивая тем самым педагогическую поддержку его жизнедеятельности в детском лагере. 5. Координатор. Вожатый в течении смены обеспечивает единые воспитательные воздействия педагогических структур ДОЛ при достижении педагогической цели (система дополнительного образования, дружина). Опасная ошибка - представлять вожатого этаким учителем на природе. Вожатый отвечает за все стороны жизни детей в лагере. Кроме организации досуга, вы должны следить за тем, чтобы ваши подопечные были как следует и вовремя накормлены, нормально одеты, чисто вымыты, здоровы - одним словом, решать массу проблем. Чтобы справиться с этой задачей, следует основательно разобраться в компетенции многочисленных служб и должностных лиц, обеспечивающих функционирование детского лагеря. Директор лагеря, как и вожатый, отвечает за все: и за педагогическую работу, и за хозяйственную часть. И может решить практически любую проблему. Всеми хозяйственными вопросами в лагере занимается только завхоз, питанием - шеф-повар, медициной - врач и медсестра. Кроме того, есть человек, который выдает вам постельное белье и другой инвентарь. Учтите, кстати, что за сохранность выданного в отряде вожатый отвечает тоже. За организацию воспитательной работы в лагере отвечает заместитель директора, которому непосредственно подчиняются все вожатые. Работники технических служб (что иногда случается) не должны, если на то нет оснований, вмешиваться в педагогический процесс.
Любить детей мало - им надо нравиться. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть-чуть впереди» - общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но не вы опускаетесь до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимите до своего уровня). В то же время не должно быть панибратства: смотрите, чтобы вам не "сели на шею". Суть в том, чтобы и вы, и ребенок четко различали границы между игрой и серьезным разговором, делом и в том, чтобы в ваших отношениях господствовала взаимная вежливость. И, кроме того, помните наблюдение А.С. Макаренко: «Дети уважают не тех, кто всячески демонстрирует свою к ним любовь, а тех, кто хорошо и уверенно делает свое дело и того же требует от других». ^ Если вы едете в лагерь первый раз, то знайте: Что в лагере самое главное... конечно же, отдых. Но лагерь не просто дом отдыха. В лагере ребята живут по законам и правилам детских коллективов. Что же это за правила и законы? САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Не надо думать и делать за ребят, не надо «водить их за ручку», тем более строем, всегда и везде. Пусть думают и придумывают всегда сами. От вас нужна лишь подсказка, яркая мысль, оригинальная идея, а детали разрабатывают сами ребята. Самостоятельность - это Доверие. КОЛЛЕКТИВИЗМ. Любое дело надо придумать для всех и для каждого. Но за коллективом разглядите каждого, ведь хороший коллектив – это и гармония индивидуальностей. ТВОРЧЕСТВО. Каждое дело по-новому, с выдумкой и инициативой, иначе зачем? ^ ПОЛЬЗА себе. Отряду. Лагерю. Людям. Выбирайте дела на пользу всем. ТАЙНА. Без неё не мыслима жизнь мальчишек и девчонок. Вспомните, как при слове «дело по секрету» загораются их глаза. Особенность лагерной жизни такова, что все от старших до малышей, верят в тайны и готовы доверить их вам. ^ Заповеди или правила работы вожатого в лагере Таких «писаных» и «неписаных» заповедей и правил много. Их рождает интересная творческая работа вожатых. И все – таки некоторыми поделимся с тобой, вожатый. Воздействуй на ребят, старайся, чтобы они не чувствовали, что их воспитывают, чтобы, оставаясь объектами воспитания, они проявили свою самостоятельность. Будь честным с ребятами, не обещай того, что не можешь сделать, не изворачивайся, не лги. Если допустил промах, ошибку, признай их. Ищи в ребятах хорошее, его всегда больше. Никогда не делай сам того, что можно поручить детям. Знай, куда ведут все дороги окрестности, не говори про дуб, что она ольха, а про ворону – коршун. Это не вежливо по отношению к природе.
Никогда не делай в помещении того, что можно сделать на улице, на воздухе. Не ругай детей утром – солнце покажется им серым. Не ругай днем – небо покажется хмурым, не ругай на ночь - луна покажется черной. Вообще не ругай! Если дети вместе с тобой трудятся, играют, поют, смеются, ты – победитель. Ребята должны иметь в лагере возможность естественного и полезного одиночества – это если одиночество – традиция. Помни, каждый ребенок имеет право на собственное мнение. Высказывая свои соображения, спрашивай: «А как вы думаете?» Если ты говоришь, что у тебя ужасные дети в отряде, ты прав – у тебя не могут быть другими. Будь с ребятами вместе, рядом и чуть впереди. Всегда помни, что ты человек самой сложной и самой интересной профессии. Умей видеть в нашей работе не только повседневную прозу, но и педагогическую поэзию. Чтобы увлечь других, будь сам увлеченным. Работай с «огоньком». Развивай в себе незаурядность. Ребята не любят неинтересных людей. Учись «глаголом жечь сердца людей». Помни, что слово – наше главное оружие. «Не чувствуешь любви к детям – сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не детьми» /Ф.Вигдорова/ Не торопись обвинять, если чем – то недоволен. Учись постоянно и всесторонне.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|