Педагогические проблемы основного периода смены
Для основного периода так же характерен ряд проблем, не все они могут проявиться в оргпериод:
Заключительный (итоговый) период смены Особенности и содержание деятельности
Задачи в итоговый период
Дела, которые помогут эти задачи решить:
В итоговый период смены вожатому приходиться ориентироваться по ситуации и варьировать свою позицию по отношению к детям. С одной стороны, они научились быть организаторами деятельности отряда, своей жизнедеятельности, с другой наступает период «расслабления», расшатывания норм, нечеткого выполнения требований, излишней самоуверенности детей, и педагогу важно регулировать эти процессы. Еще одна важная задача – подведение итогов деятельности отряда и личных достижений каждого из ребят – определяет для вожатого необходимость новой позиции.
В конце смены обязательно подводятся итоги, на которых каждый отряд выдвигает отличившихся. Победителями могут стать те дети, которые были активными участниками в отрядных и общелагерных делах, спортивных мероприятиях, при выполнении индивидуальных поручений, которые проявили творчество, инициативу, лидерские качества, умение организовать группу детей для деятельности, которые четко выполняли обязанности в органах самоуправления. Победители в этой номинации получают дипломы, а также ценные призы.
Психолого-педагогические основы последних дней пребывания в лагере. Завершение лагерной смены предполагает решение нескольких групп задач: эмоциональных, организационных, и содержательно-смысловых. Они связаны с рядом обстоятельств, возникающих в итоговый период смены. В эти дни ребёнок оценивает условия собственной жизни в лагере, полученный результат участия в программе, значимость отношений с окружающими людьми. В связи с этим, он становится требовательнее к особенностям организации быта, к формам осуществления совместной деятельности, к характеру взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Эмоциональные задачи. Участник смены готовится к отъезду домой, к встрече со своими близкими. Вместе с тем, он остро переживает предстоящее расставание с появившимися друзьями, нуждается в поддержке, эмоциональном единении со сверстниками и педагогами. В душах ребят нередко возникает противоречие между долгожданной встречей и желанием сохранить новые отношения. Поэтому от организаторов смены требуется обеспечить позитивную эмоциональность окрашенность заключительных дней смены. Необходимо обратить внимание на профилактику экспрессивных эмоциональных состояний (истерику, слёзы) у детей младшего школьного возраста и подростков с высокой эмоциональной возбудимостью. В организационном плане заключительные дни смены требуют повышенного внимания, потому что участники в это время склонны к нарушению основных режимных моментов программы, становятся менее управляемыми. Отсюда возникает необходимость чётко планировать каждый день итогового периода лагерной смены. Следует учитывать тот факт, что для ряда участников в эти дни падает интерес к совместной деятельности. Данное обстоятельство требует от педагогического коллектива отбирать содержание, соответствующее потребностям и стремлениям детей, использовать оригинальные, интересные формы работы.
Множество организационных моментов последних двух дней смены требуют особого внимания педагогического коллектива. Поэтому организация дел заключительного дня, осуществляемая педагогами лагеря, позволяет обеспечить интенсивность происходящих событий, чёткость и слаженность осуществляемых действий, яркий и запоминающийся финал программы. В содержательно-смысловом планах заключительного этапа смены требуется обеспечить подведение итогов каждым участником, осмысление им собственных достижений и результатов. Для этого ребёнку необходима помощь со стороны педагога в анализе и рефлексии смены. Важно также «продвигать» основные нормы и ценности, предусмотренные программу смены. Эта задача решается с помощью предъявления позиции педагогов, где на первый план выдвигаются ценности и итоги, отвечающие целевым ориентирам программы. Особое внимание следует уделить традициям, поскольку именно в заключительные дни программы закладывается связь между проходящей и будущей сменой. В анализе смены ключевую роль играют временные детские объединения, а в эмоциональном закреплении ценностей – традиционные массовые мероприятия. Очень важен и мажорный финиш отряда. Необходимо убедить ребят, что они были хорошим отрядом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|