Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Педагогические проблемы основного периода смены




Для основного периода так же характерен ряд проблем, не все они могут проявиться в оргпериод:

Проблемы Как предотвратить
Взаимоотношения со взрослыми в идеале представляют собой равноправное партнерство, но при этом возможны ситуации, когда вожатый «нагружает» ребенка своими проблемами, как бы демонстрируя этим свое доверие. Этого нужно избегать. Даже конфиденциальная информация вожатого воспроизводится и используется ребенком двояко:
  • для сближения дистанции,
  • для повышения собственного статуса в группе.
Агрессия, как и полное раскрытие – безоружность взрослого, механизмы, которые помогают быстро достичь результата, но они создают лишь иллюзию успеха, их нужно избегать
Здоровый образ жизни (нравственно, физически, эмоционально) не является для детей нормой. В первую очередь, необходим такой образ педагога, который транслировал бы эти ценности.
Педагог иногда оценивает ребенка, навешивая ему «ярлыки», тем самым программируя поведения ребенка. Важно помнить, что оцениваться могут конкретные поступки, за которые ребенок несет ответственность, но не сам ребенок.
Взросление – это ответственность+умение высказывать суждения. А ребенок часто воспринимает и воспроизводит взросление, как присваивание внешних атрибутов. Надо учить ребенка самостоятельному размышлению, умению принимать решения, доводить дело до конца и нести за него ответственность, учить высказывать суждения (не забывая о нравственном критерии – ненарушении прав другого человека).

 

Заключительный (итоговый) период смены

Особенности и содержание деятельности

Особенности Содержание деятельности
Эмоциональный спад Работа «на эмоции»
Близок переход в прежние условия, но в новом качестве Подготовка к возвращению домой, выстраивание реальной перспективы
Есть общие и индивидуальные достижения Подведение итогов, анализ-обобщение того, что произошло в лагере
Спад дисциплины, опасность несчастных случаев Нужно особое внимание к совместно принятым нормам, требованиям, четкое планирование дня, распределение ответственности
Завершение основной содержательной деятельности Время для итогового этапа диагностики – выявления проблем и достижений, с одной стороны, и оценки организации процесса совместной деятельности, с другой

 

Задачи в итоговый период

  • Подведение общих итогов по реализации программы смены.
  • Анализ результатов индивидуальных достижений.
  • Работа на последействие.

Дела, которые помогут эти задачи решить:

  • итоговый сбор отряда;
  • прощальный огонек;
  • прощальные ритуалы;
  • деловые игры, пресс-конференции;
  • творческие дела (для дома, для лагеря).


Позиция педагога

В итоговый период смены вожатому приходиться ориентироваться по ситуации и варьировать свою позицию по отношению к детям. С одной стороны, они научились быть организаторами деятельности отряда, своей жизнедеятельности, с другой наступает период «расслабления», расшатывания норм, нечеткого выполнения требований, излишней самоуверенности детей, и педагогу важно регулировать эти процессы. Еще одна важная задача – подведение итогов деятельности отряда и личных достижений каждого из ребят – определяет для вожатого необходимость новой позиции.


Заключительный период смены ознаменован не только предстоящим разъездом, но прежде всего делами смены: творческий бенефис, веселая спортландия, прощальные вечера в отряде, отрядным делом — например, игрой «Формула успеха», линейка закрытия смены, прощальная массовка. Это наиболее сложные дела, требующие и длительной подготовки, и грамотного анализа. Творческий бенефис позволяет реализовать в полном объеме творческие способности детей, Веселая спортландия — спортивные.

В конце смены обязательно подводятся итоги, на которых каждый отряд выдвигает отличившихся. Победителями могут стать те дети, которые были активными участниками в отрядных и общелагерных делах, спортивных мероприятиях, при выполнении индивидуальных поручений, которые проявили творчество, инициативу, лидерские качества, умение организовать группу детей для деятельности, которые четко выполняли обязанности в органах самоуправления. Победители в этой номинации получают дипломы, а также ценные призы.


Как завершить лагерную смену?

Психолого-педагогические основы последних дней пребывания в лагере. Завершение лагерной смены предполагает решение нескольких групп задач: эмоциональных, организационных, и содержательно-смысловых. Они связаны с рядом обстоятельств, возникающих в итоговый период смены. В эти дни ребёнок оценивает условия собственной жизни в лагере, полученный результат участия в программе, значимость отношений с окружающими людьми. В связи с этим, он становится требовательнее к особенностям организации быта, к формам осуществления совместной деятельности, к характеру взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Эмоциональные задачи. Участник смены готовится к отъезду домой, к встрече со своими близкими. Вместе с тем, он остро переживает предстоящее расставание с появившимися друзьями, нуждается в поддержке, эмоциональном единении со сверстниками и педагогами. В душах ребят нередко возникает противоречие между долгожданной встречей и желанием сохранить новые отношения. Поэтому от организаторов смены требуется обеспечить позитивную эмоциональность окрашенность заключительных дней смены. Необходимо обратить внимание на профилактику экспрессивных эмоциональных состояний (истерику, слёзы) у детей младшего школьного возраста и подростков с высокой эмоциональной возбудимостью.

В организационном плане заключительные дни смены требуют повышенного внимания, потому что участники в это время склонны к нарушению основных режимных моментов программы, становятся менее управляемыми. Отсюда возникает необходимость чётко планировать каждый день итогового периода лагерной смены. Следует учитывать тот факт, что для ряда участников в эти дни падает интерес к совместной деятельности. Данное обстоятельство требует от педагогического коллектива отбирать содержание, соответствующее потребностям и стремлениям детей, использовать оригинальные, интересные формы работы.

Множество организационных моментов последних двух дней смены требуют особого внимания педагогического коллектива. Поэтому организация дел заключительного дня, осуществляемая педагогами лагеря, позволяет обеспечить интенсивность происходящих событий, чёткость и слаженность осуществляемых действий, яркий и запоминающийся финал программы.

В содержательно-смысловом планах заключительного этапа смены требуется обеспечить подведение итогов каждым участником, осмысление им собственных достижений и результатов. Для этого ребёнку необходима помощь со стороны педагога в анализе и рефлексии смены.

Важно также «продвигать» основные нормы и ценности, предусмотренные программу смены. Эта задача решается с помощью предъявления позиции педагогов, где на первый план выдвигаются ценности и итоги, отвечающие целевым ориентирам программы. Особое внимание следует уделить традициям, поскольку именно в заключительные дни программы закладывается связь между проходящей и будущей сменой.

В анализе смены ключевую роль играют временные детские объединения, а в эмоциональном закреплении ценностей – традиционные массовые мероприятия.

Очень важен и мажорный финиш отряда. Необходимо убедить ребят, что они были хорошим отрядом.


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...