Особенности периода, этапы
Содержание деятельности – реализация всех планов, которые были задуманы. В этом периоде можно выделить несколько этапов: Учебный (получение ребенком опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации). Задачи педагога:
Задачи педагога:
Задачи педагога
Задачи педагога:
В соответствия с этими этапами нужно стараться выстраивать программу смены.
1. Эффект новизны уже не срабатывает, нужна интенсивная и осмысленная деятельность. 2. В коллективе происходит борьба за власть, раздел территории, значит, неизбежны конфликтные ситуация, нужно обращать их в источник развития, работать на сплоченность, привязанность, близость. 3. Продолжают реализоваться процессы, начавшиеся в оргпериод (лидерство и руководство, нормообразование и выполнение общих норм, принятие групповых решений, самоуправление). Независимо от смены самый важный результат – благополучие ребенка.
Выйдя из стадий ориентации, складывания групповых норм и формирования отношений (1-2), коллектив движется дальше по ступенькам развития: 3. Стадия конфликта. Переоценка своих возможностей, стремление решать все проблемы самостоятельно, без помощи взрослого. 4. Переход от конфликта к сбалансированности, более открытое общение, появление элементов групповой солидарности и сплоченности. 5. Чувство «Мы», забота всех о коллективе, сплочение. Интеграция индивидуальных и групповых целей, причем ведущими становятся познавательные интересы. Деловая сфера преобладает над эмоциональной.
6. Преобладание эмоциональной сферы. Тесные межличностные контакты. Переоценка групповых норм. 7. «Актуализация». Развитие эмоциональной и деловой сфер гармонизируется, возникает высокая сплоченность, открытость к проявлению и разрешению конфликтов. Расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработан общий взгляд на проблему. Следует отметить, что пройти все семь стадий удается далеко не каждой группе. Большинство «зависает» па промежуточных стадиях, например, на стадии конфликта, или регрессирует и «ходит по кругу» двух-трех стадий. В значительной мере это зависит от педагога. Сигнал переломного момента в основной период – спад активности ребят, спад жизненной активности, низкое качество проводимых дел, разрушение временных личностных связей, личностные конфликты, изменяется к худшему и качество самоуправления. В этот период особенно важно предоставление коллективу и личности самостоятельности, выявление системы отношений друг с другом, вожатого с отрядом, индивидуальный анализ происходящего необходима «эмоциональная передышка», разрядка напряжения. При этом важно помочь ребятам увидеть несоответствие изначальных целевых установок и практического их осуществления, откорректировать дальнейшую деятельность в отряде. В это время усиливается необходимость индивидуальных бесед, индивидуальной работы с ребенком. Вожатый больше слушает, помогает разобраться, уточняет старые перспективы и их возможности. Окончание переломного момента может быть определено двояко: «откровенный разговор» и «педагогический взрыв».
В основной период вожатый контролирует выполнение тех требований, которые были усвоены в оргпериод, помогает ребятам сделать их выполнение организованным, менее трудоемким, более эффективным. Вожатый проверяет степень самостоятельности ребят и оказывает им необходимую помощь. Уже при планировании деятельности (в начале основного периода), «редактируя» мысли ребят, нужно всё же давать им «право на ошибку» и уметь выполнить собственную программу в рамках того плана, который родится совместно с детьми. Вожатый постепенно переходит в роль консультанта, оставаясь при этом активным участником и подготовки, и проведения дел (скрытый контроль, помощь, обучение умениям, необходимым для реализации поставленных задач). Кроме того, вожатый в ходе общения с детьми обязательно показывает свое отношение к любому событию, делу. Ребята ориентируются на личность вожатого, поэтому любой жест, мимика, речь вожатого приобретают воспитательное значение. Постепенно ребята готовятся к самостоятельному руководству группой, при этом не только лидеры должны иметь возможность проявления своей самостоятельности и ответственности, за каждый из ребят. В основной период важнее дело, подготовленное самими ребятами, пусть и не идеальное, не образцовое, чем «красивое», «правильное» дело, организованное для них взрослыми. Кроме изменения организаторской позиции, в каждом происходит осмысливание, переоценка, корректировка жизненных ценностей, и это не менее важно.
«Детская любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением» – это слова А.С. Макаренко. Часто вожатый добивается ее неосознанно, считая, что выполнить задачи по формированию коллектива можно только при полной преданности вожатому. Преданность и любовь легко спутать. Недопустимо и панибратство: «вожатый — хороший парень, с ним все можно», в таких случаях над вожатым, как над равным, подшучивают, видя, что все дозволено, начинают хамить. Это постепенно распространяется и на взаимоотношения между детьми. Пресечь такой тон вожатый уже почти бессилен, потому что машина разогналась и остановить ее не так-то просто. Поставить себя в коллективе надо с самого начала решительно и правильно и внимательно следить за каждым своим жестом и за словом. От этого очень зависит педагогическая позиция вожатого в работе с детским коллективом. Рецептов мало, надо самому прийти к тому, как стать другом для детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|