Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности периода, этапы




Содержание деятельности – реализация всех планов, которые были задуманы.

В этом периоде можно выделить несколько этапов:

Учебный (получение ребенком опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации).

Задачи педагога:

  • управление воспитательным процессом через организацию соуправляющих структур отряда и разносторонней социально и личностно значимой творческой деятельности детского коллектива,
  • регуляция внутренних межличностных отношений, препятствование возникновению конфликтных ситуаций, появлению аутсайдеров в детском коллективе;
  • создание в детском коллективе условий для реализации педагогического содержания, соответствующих ожиданиям и возможностям ребенка.


Учебно-демонстрационный (включение в деятельность – приобретение ребенком социально и жизненно важного опыта, который в ходе демонстрации закрепляется и становятся способом его жизнедеятельности):

  • изменения в интеллектуальном опыте ребенка (получение дополнительных званий, умений, навыков), Например, через организацию пространств дополнительного образования ребенка – программ, теоретических и практических курсов;
  • освоение в совместной деятельности способов творения собственной жизнедеятельности;
  • изменения в гуманитарном опыте ребенка (культура взаимоотношений и совместной деятельности на основе общечеловеческих отношений);
  • изменения в лидерском опыте ребенка (умение организовать себя, понять собственную самоценность),
  • изменения в здоровье ребенка.

Задачи педагога:

  • включение ребенка в учебно-демонстрационные, развивающие виды деятельности, ориентированные на субъектную позицию в них ребенка;
  • создание условий для принятия ребенком субъектной позиции по отношению к деятельности своего коллектива
  • создание эмоционального настроя, атмосферы творчества и сотрудничества в коллективе, стимулирование активной позиции каждого подростка, активной деятельности органов самоуправления;
  • организация совместного анализа;
  • обеспечение оздоровления ребенка на основе максимального использования природно-климатических факторов, широкого развития и спорта;
  • поддержка ребенка в преодолении трудностей и проблем, возникающих у него на пути к достижению поставленной цели.


Развивающий (самостоятельное творчество)

Задачи педагога

  • организация разнообразной коллективно творческой, досуговой деятельности при активном участии в разработке и проведении детей;
  • создание условий для демонстрации самодеятельности подростков в органах детского самоуправления;
  • показ достижений и приобретений детей в совместной деятельности через различные формы активной совместной деятельности;
  • корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействия;
  • создание условий для знакомства подростков с историческими и культурными достопримечательностями;
  • анализ индивидуальных и коллективных действий, направленных на стимулирование успешности подростков в разнообразных видах деятельности;
  • активное оздоровление.


Закрепляющий (закрепляем полученный опыт, например, путем выхода на уровень другого коллектива).

Задачи педагога:

  • расширение поля деятельности для каждого из детей, выстраивание индивидуальных планов дальнейшего развития приобретенных знаний, умение, навыков;
  • коллективный анализ и показ индивидуальных и коллективных достижений;
  • оценка и самооценка членами детского объединения личностно значимых результатов участия в деятельности лагеря,
  • создание эмоционально приподнятой атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников органов самоуправления и ключевых дел смены.

В соответствия с этими этапами нужно стараться выстраивать программу смены.


Общие задачи периода

  • включение в активную деятельность по реализации программы смены;
  • создание условий для самореализации детей и для развития их опыта по самоуправлению.


Многое в основной период определяется программой смены. Но всегда важно помнить:

1. Эффект новизны уже не срабатывает, нужна интенсивная и осмысленная деятельность.

2. В коллективе происходит борьба за власть, раздел территории, значит, неизбежны конфликтные ситуация, нужно обращать их в источник развития, работать на сплоченность, привязанность, близость.

3. Продолжают реализоваться процессы, начавшиеся в оргпериод (лидерство и руководство, нормообразование и выполнение общих норм, принятие групповых решений, самоуправление).

Независимо от смены самый важный результат – благополучие ребенка.

  • Физическое – отсутствие травм, заболеваний, относительное приспособление к условиям.
  • Социальное – оптимальная функционально-ролевая структура, лидерство уже сложились в систему, сформированы референтные группы. У каждого ребенка должно быть свое место в этой системе, которое устраивает и его, и других членов группы. Чем более вариативной и разноуровневой будет структура, тем этого легче достичь; каждым приняты нормы и законы совместного общежития и деятельности.
  • Психоэмоциональное – ребенок чувствует себя комфортно, умеет разрешать конфликтные ситуация, владеет своим настроением.
  • Умственное — происходит развитие, то есть появляются изменения, новообразования. Всё это требует, в том числе, индивидуальной работы с ребенком.


Что происходит с коллективом?

Выйдя из стадий ориентации, складывания групповых норм и формирования отношений (1-2), коллектив движется дальше по ступенькам развития:

3. Стадия конфликта. Переоценка своих возможностей, стремление решать все проблемы самостоятельно, без помощи взрослого.

4. Переход от конфликта к сбалансированности, более открытое общение, появление элементов групповой солидарности и сплоченности.

5. Чувство «Мы», забота всех о коллективе, сплочение. Интеграция индивидуальных и групповых целей, причем ведущими становятся познавательные интересы. Деловая сфера преобладает над эмоциональной.

6. Преобладание эмоциональной сферы. Тесные межличностные контакты. Переоценка групповых норм.

7. «Актуализация». Развитие эмоциональной и деловой сфер гармонизируется, возникает высокая сплоченность, открытость к проявлению и разрешению конфликтов. Расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработан общий взгляд на проблему.

Следует отметить, что пройти все семь стадий удается далеко не каждой группе. Большинство «зависает» па промежуточных стадиях, например, на стадии конфликта, или регрессирует и «ходит по кругу» двух-трех стадий. В значительной мере это зависит от педагога.

Сигнал переломного момента в основной период – спад активности ребят, спад жизненной активности, низкое качество проводимых дел, разрушение временных личностных связей, личностные конфликты, изменяется к худшему и качество самоуправления. В этот период особенно важно предоставление коллективу и личности самостоятельности, выявление системы отношений друг с другом, вожатого с отрядом, индивидуальный анализ происходящего необходима «эмоциональная передышка», разрядка напряжения. При этом важно помочь ребятам увидеть несоответствие изначальных целевых установок и практического их осуществления, откорректировать дальнейшую деятельность в отряде. В это время усиливается необходимость индивидуальных бесед, индивидуальной работы с ребенком.

Вожатый больше слушает, помогает разобраться, уточняет старые перспективы и их возможности. Окончание переломного момента может быть определено двояко: «откровенный разговор» и «педагогический взрыв».

  • «Откровенный разговор» – принципиальный разговор о жизни отряда в целом, о каждом или о некоторых ребятах. Во время этого разговора ребятами вырабатываются новые, повышенные требования к своей жизнедеятельности. Вожатый – участвует, но не ведет разговор, внимательно следит за происходящим, вмешивается только по необходимости. Ведущий – командир. Проводить лучше вечером, на общем отрядном сборе, только по желанию самих ребят.
  • «Педагогический взрыв»: если отряд не готов или неспособен к откровенному разговору, то, выбрав момент, когда ребята в состояния принимать претензии, вожатый высказывает им свое отношение к положению в отряде. Выступление должно быть резким, эмоциональным, искренним, четким; вожатый показывает своим выступлением несовместимость данной обстановки и своей жизненной позиции, определяя ее теми установками, которые были выработаны совместно с ребятами в начале смены. Такой «взрыв» лучше подействует перед отбоем, когда каждый из ребят сможет осмыслить услышанное самостоятельно. При верном тоне вожатого и удачном выборе момента для разговора, через 2-З дня отряд сам соберется для второго разговора, который будет уже общим откровенным разговором и поможет выработать новые нормы и условия жизни.


Позиция педагога в основной период смены

В основной период вожатый контролирует выполнение тех требований, которые были усвоены в оргпериод, помогает ребятам сделать их выполнение организованным, менее трудоемким, более эффективным. Вожатый проверяет степень самостоятельности ребят и оказывает им необходимую помощь. Уже при планировании деятельности (в начале основного периода), «редактируя» мысли ребят, нужно всё же давать им «право на ошибку» и уметь выполнить собственную программу в рамках того плана, который родится совместно с детьми. Вожатый постепенно переходит в роль консультанта, оставаясь при этом активным участником и подготовки, и проведения дел (скрытый контроль, помощь, обучение умениям, необходимым для реализации поставленных задач).

Кроме того, вожатый в ходе общения с детьми обязательно показывает свое отношение к любому событию, делу. Ребята ориентируются на личность вожатого, поэтому любой жест, мимика, речь вожатого приобретают воспитательное значение. Постепенно ребята готовятся к самостоятельному руководству группой, при этом не только лидеры должны иметь возможность проявления своей самостоятельности и ответственности, за каждый из ребят. В основной период важнее дело, подготовленное самими ребятами, пусть и не идеальное, не образцовое, чем «красивое», «правильное» дело, организованное для них взрослыми. Кроме изменения организаторской позиции, в каждом происходит осмысливание, переоценка, корректировка жизненных ценностей, и это не менее важно.


Будет ли вожатый другом для ребят?

«Детская любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением» – это слова А.С. Макаренко. Часто вожатый добивается ее неосознанно, считая, что выполнить задачи по формированию коллектива можно только при полной преданности вожатому. Преданность и любовь легко спутать. Недопустимо и панибратство: «вожатый — хороший парень, с ним все можно», в таких случаях над вожатым, как над равным, подшучивают, видя, что все дозволено, начинают хамить. Это постепенно распространяется и на взаимоотношения между детьми. Пресечь такой тон вожатый уже почти бессилен, потому что машина разогналась и остановить ее не так-то просто. Поставить себя в коллективе надо с самого начала решительно и правильно и внимательно следить за каждым своим жестом и за словом. От этого очень зависит педагогическая позиция вожатого в работе с детским коллективом. Рецептов мало, надо самому прийти к тому, как стать другом для детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...