Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационный период смены




Каждый из периодов смены будем рассматривать на трех уровнях:

1. что происходит с отдельным ребенком;

2. какие процессы происходят с отрядом в целом, как с основной структурной единицей педагогического процесса (при этом мы рассматриваем временное детское объединение как важное условие развития личности подростка);

3. каковы особенности периода, определяемые этапом реализации содержания программы.

Особенности организационного периода


Организационный период смены – это первый этап жизнедеятельности ребенка в новых условиях:

  • из другого круга общения, другой ролевой структуры,
  • возможно, ребенок приезжает из другого климатического пояса, места,
  • другого событийного ряда.

Поэтому, в первую очередь, должна произойти его адаптация, чтоб он комфортно чувствовал себя в новых условиях.

С другой стороны, это первая стадия становления детского объединения – стадия его образования. В это время складываются организационные основания деятельности отряда, происходит формирование отношений, определение перспектив деятельности, ее средств. Формируется структура, определяются и персонализируются функции, то есть распределяется ответственность. В это время основным авторитетом для ребят является педагог, поэтому это самый подходящий момент регулировать процессы, которые происходят с группой детей в течение смены. Запуск этих процессов не зависит от нашего желания, он предопределен законами развития коллектива, но их стихийное развитие может создать в дальнейшем проблемы как в жизнедеятельности ребенка (отдельного или группы в целом), так и в деятельности педагога.

Определим главные проявления тех процессов, условия для которых должен обеспечить вожатый.

  • для эффективного развития в дальнейшем процесса лидерства и руководства в оргпериод важно обеспечить активность каждого ребенка (это главное проявление лидерства);
  • для принятия и дальнейшего выполнения групповых решений в оргпериод особенно важно научиться принимать решения определяющие дальнейшую жизнь коллектива (например, планирование деятельности), совместно – всем коллективом;
  • процесс нормообразования (формирование групповых норм, начало складывания группового самосознания) также начинается в оргпериод: происходит выработка совместных норм и требований.

Детям нужно задать образец, например, через Законы и традиции детского лагеря, помочь на их основе выработать и принять собственные нормы, законы общежития и совместной деятельности. При этом должно произойти обсуждение прав и обязанностей каждого из членов группы, в том числе взрослого. В дальнейшем изменение групповых норм, заложенных на этой стадии, будет почти невозможно. Например, если не достигнут необходимый уровень дисциплины, наводить ее, когда групповые нормы уже сложились, во много раз труднее.

Основные задачи педагога на этом этапе развития группы:

1. организовать деятельность, выдвигающую лидеров,

2. обеспечить ситуацию, в которой будут выдвинуты в лидеры ребята с наиболее высокими морально-интеллектуальными ценностями. Тем самым эти ценности станут более привлекательными для всего коллектива;

3. для формирования функционально-ролевой структуры группы самоуправления – запуска соуправления, как демократической формы организации жизнедеятельности коллектива, в оргпериод должно произойти формирование группового мотива «мы хотим», так как говорить о самоуправлении можно только применительно к коллективу; дальнейшее его проявление – самостоятельность во всех этапах организации жизнедеятельности;

4. разбивка коллектива на группы так же, как и другие процессы, происходит независимо от нашего желания. Для того чтобы регулировать этот процесс, в оргпериод нужно познакомить детей в деятельности, помочь каждому найти группу по интересу или по симпатиям, как можно больше разнообразить состав малых групп, в которые попадает ребенок в делах отряда, в личностном общении.

В это время формируемся социально-психологический климат, и складывается система взаимодействия, взаимоотношений.

Рассматривая организационный период с точки зрения реализации содержательных задач, нужно учесть, что это первый этап запуска смены.

Важно принятие ребенком программы на одном из уровней:

  • цели задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности детей и предлагаются педагогу;
  • цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации формируются в совместной творческой деятельности педагога и детей;
  • принятие ребенком цели педагога, этапов ее достижения (задач) и совместное определение содержания взаимодействия и форм его реализации.

Каждый вариант имеет свои границы возможности и полезности в зависимости от различных объективных и субъективных условии.

Вариант, в котором цели, задачи, содержание взаимодействия и формы его реализации предлагаются педагогом, а дети «принимают» предложения педагога и соглашаются включиться в деятельность, не имеет смысла, так как отражает репродуктивный уровень субъектности детей, при котором взрослый сам единолично управляет жизнедеятельностью временного детского коллектива.

Условием принятия программы является формирование у каждого ребенка собственного мотива, так как только при этом условии возникает психологическая готовность к самореализации личности.

Механизм формирования мотива:

  • формирование желаний («хочу»)
  • определение предмета желаний на основе интересов («чего хочу»)
  • определение средств на основе способностей («с помощью чего удовлетворить свои желания»)
  • определение плана действий
  • осуществление самой деятельности


Задачи организационного периода

В оргпериод детям вместе с педагогами-взрослыми нужно:

  • адаптироваться к природно-климатическим условиям;
  • познакомиться друг с другом;
  • познакомиться с другими людьми в лагере, с самим лагерем его возможностями, условиями, территорией, включиться в систему взаимоотношений, взаимодействия;
  • выработать и принять общие нормы и требования (в том числе, единые педагогические требования);
  • составить представление о перспективах деятельности;
  • заложить основы совместной коллективной деятельности, определить структуру коллектива.

Что же для этого нужно сделать педагогу?

Содержание и средства работы с детьми в оргпериод

(па примере нескольких задач оргпериода)

Дополните приведенные варианты собственными, соответствующими педагогическим и организационным условиям конкретной смены

Что нужно сделать педагогу для решения задачи Как это сделать (для отряда, общелагерные дела, методы, приемы)?
Для знакомства друг с другом, с вожатыми:
  • включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение;
  • создать доброжелательную атмосферу;
  • создать ситуации неформального общения;
  • помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям;
  • помочь проявиться в лучших качествах;
  • дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности;
  • рассказать о себе самом, показать себя в деле;
  • проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности.
Игры на знакомство, визитки с именами, КТД, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу, встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, огонек знакомства, совместные дела на знакомство, творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы – обсуждение общих проблем, индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, подведение итогов дня, обмен мнениями, общелагерный Вечер Знакомств с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомством с другими отрядами и представлением своего.
Для знакомства с сотрудниками и с самим лагерем.
  • Познакомить в первую очередь с теми взрослыми, с кем ребенок будет видеться часто – с врачом, медсестрами, горничными, администратором корпуса, шеф-поваром, зав столовой, администраторами столовой.
  • Познакомить с администрацией лагеря, людьми, которые могут ответить на его личные вопросы, дать полезную информацию (зам директора по ВР, методисты, психологи, библиотекарь, руководители программ и курсов, радист, детский кассир, вожатые других отрядов).
  • Познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере.
  • Познакомить с территорией функционально – с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться, познакомить с окружающей природой.
Обозначить места, в которых запрещено нахождение детей.
Вечер интересных дел, составление карты схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда полезную информацию. Из общих дел может пройти Вечер знакомств и пресс-конференция со службами лагеря, презентация программы лагеря. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения.
Для принятия общих норм и требований проживания и совместной деятельности:
  • Познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей.
  • Познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами выполнения утренних режимных моментов, использования времени личной гигиены в течение дня и вечером, научить поддерживать уют.
  • Познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, правилами посещения столовой.
  • Познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере.
  • Договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу. Выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым в коллективе.
Оргсбор отряда, Огонек знакомства, Вечер легенд, экскурсии, дела по законам и традициям, принятие Законов жизни в лагере, права и обязанности детей и подростков в лагере, инструктажи по ТБ и пожарной безопасности, правила личной гигиены, индивидуальные беседы, индивидуальная помощь ребенку, информационный стенд, визитки с именами. Совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений. Напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей.
Для формирования представления о перспективах деятельности:
  • Предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене.
  • Заинтересовать детей, включив в интенсивную текущую деятельность, в планирование дальнейшей деятельности.
  • Задать ситуацию выбора деятельности.
  • Выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены.
Диагностика потребностей и интересов детей. Разведка интересных дел, планирование, Оргсбор, дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможности смены, отношения к отдыху и тому подобное. Интенсивная разнообразная деятельность, встреча с интересными людьми.

Особая система средств, которая имеет опосредованное значение для деятельности педагога – система диагностики в смене. Каковы формы ее осуществления в оргпериод? Это дело отряда – КТД, творческие игры, специальные диагностические игры, анкетирование, тестирование с помощью психолога. Методы и приемы, которые использует вожатый – наблюдение, индивидуальные беседы. Поведение вожатого при этом должно быть доброжелательным, часть информации – конфиденциальна.


Позиция педагога в оргпериод

Позиция вожатого в работе с отрядом – скрытая позиция воспитателя. Она определяется этапом смены (в свою очередь, зависящим от этапа становления коллектива).

Оргпериод – это период предъявления четких требований и создания условий при которых (в сочетании с искренностью, доброжелательностью и вниманием вожатого). Выполнение этих требований для ребенка интересно, необходимо, выгодно. Для этого вожатый вызывает с помощью различных методов как можно больше различных форм поведения, реакций, характерных проявлений личности. При этом будет возможно определить оптимальные пути разрешения педагогических трудностей.

Вожатый в оргпериод – ведущий, организатор, лидер. Эффективный прием взаимодействия с детьми – повторять их мысли, высказывания, перестраивая их в нужном направлении, редактируя, расставляя нужные акценты. При этом поддерживается уверенность ребят в том, что они сами приняли нужное решение, с помощью вожатого они включаются в процесс обучения принятия решений. Вожатый – организатор, детского творчества, но не автор и не исполнитель идей.

Для появления общности в группе ребят, для того, чтобы каждый чувствовал себя комфортно, то есть для обеспечения социально-психологического благополучия, необходима деятельность – интересная, информационно наполненная, полезная. В первые дни смены дети чаще всего не способны сами ее организовать, им необходима помощь. Дети – активные участники дел, помощники (но не зрители).

Необходимо обратить внимание и на поведение вожатого: важно часто улыбаться детям, речь должна быть эмоциональной, в голосе всегда доброжелательная интонация. Необходимо постоянное общение с детьми, участие во всех делах вместе с ними, особую заботу и внимание к внешности, самочувствию, настроению детей; нужно отвечать на все вопросы, даже если они повторяются искать разные формы передачи информации, интересоваться успехами ребенка, его мнением, занятиями. Не менее важно эстетика и корректность в общении с детьми и со взрослыми, педагогу нужно проявлять терпение, ненавязчивость (с шуткой, но последовательно предъявлять требования), представлять детям пример в выполнении всех правил, требований.

 

Основной период смены

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...