Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман»




Из истории развития табачной промышленности в Республике Беларусь известно, что одним из крупнейших промышленных предприятий этой области в XIX веке была Гродненская табачная фабрика. История сохранила имя основателя фабрики, она принадлежала купцам Шерешевским, которых по праву можно считать родоначальниками табачной фабрики «НЕМАН». Город Гродно (летописный Гродень, Городна, Городня), возник как форпост на северо-западном рубеже Древнерусского государства. Местному купечеству город Гродно обязан своим развитием. Свой вклад в открытие заводов и фабрик, отдельные из которых работают до сих пор, внесли люди разных сословий, влившиеся в колоритную городскую жизнь. Среди этих новых горожан была семья Шерешевских, будущих владельцев табачной фабрики, которая играла заметную роль в городской жизни. Обратимся к основным историческим фактам 150- летнего становления фабрики. [27]

Согласно решению Гродненского исполнительного комитета от 29.12.2007 года №890, Республиканское Производственное Унитарное Предприятие «Гродненская табачная фабрика «Неман» преобразовано в Открытое акционерное общество «Гродненская табачная фабрика «Неман», которое является преемником прав и обязанностей РПУП «Гродненская табачная фабрика «Неман». [27]

Cтратегия развития ОАО "Гродненская табачная фабрика "Неман" направлена на создание технико-экономических условий для повышения эффективности функционирования, разработки и внедрения новых видов продукции, в том числе импортозамещающей, на базе высокотехнологичных действующих и вновь вводимых производственных мощностей, а также повышения качественного уровня отечественной табачной продукции, совершенствование деятельности на табачном рынке страны и развития экспортного потенциала предприятия.В 2010 году проектируется и устанавливается (I этап) в производственных и складских помещениях фабрики система вентиляции и кондиционирования германской компании «Airinotec». Указанная система внедрена с целью улучшения качества выпускаемой продукции, а также улучшения условий труда обслуживающего персонала.

Проводимые мероприятия по модернизации технологий, пересмотру ассортиментной политики, улучшению качества продукции и совместной работы с международными табачными компаниями позволили ГТФ «Неман» занять все сегменты табачного рынка, начиная от бюджетного и заканчивая «Премиум» класса, твердо закрепиться на рынке, восстановить позиции лидера, а также начать экспортные поставки своей продукции. В результате был обеспечен рост объемов производства готовой продукции с 6 млрд штук в 2005 году до 17,5 млрд штук в 2010 году (291,7% к 2005 году). Изделия, производимые ГТФ «Неман» заняли по итогам 2010 года практически 70% отечественного рынка.

2011 год - открыта новая сигаретно-упаковочная линия для производства сигарет формата SuperSlims в пачке с полукруглым углом, которая является совместным инвестиционным проектом JTI и ГТФ.

В 2012 год предприятие закупило новую сигаретно-упаковочную линию формата Compact King Size у германских производителей «Hauni» и «Focke». Оборудование предназначено для увеличения производственных мощностей динамично развивающегося сегмента рынка в формате Compact King Size. Это позволит насытить внутренний рынок и обеспечить наращивание экспортных поставок. [27]

Исходя из необходимости в постоянном улучшении качества и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, сохранения и расширения рынков сбыта, увеличения объемов, а также роста эффективности деятельности всех структурных подразделений и каждого работника, с 2003 года на фабрике результативно функционирует система менеджмента качества (СМК). Выдан сертификат соответствия, удостоверяющий, что производство сигарет с фильтром и сигарет без фильтра соответствуют требованиям СТБ ISO 9001-2009 в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь. По результатам планового инспекционного контроля за функционирующей СМК в мае 2012г. срок действия сертификата соответствия продлен до июня 2015 года.

Сегодня ОАО "Гродненская табачная фабрика "Неман" — уникальное предприятие для Европейского континента. Фактически, все ведущие позиции в отрасли в ЕС и западных государствах захватили 4 крупные международные компании, которые "на корню" в последние 2-3 десятилетия скупили профильные активы практически во всем мире. Сегодня на их долю приходится более 80% мирового производства. Национальным производителям практически не осталось места в "битве титанов" и они, фактически, исчезли. На долю независимых производителей в ЕС приходится крохотные объемы, которые совершенно не играют погоды на рынке. ОАО "Гродненской табачной фабрике "Неман" удалось выбиться из глобального тренда. Предприятию не только удалось сохранить независимость и свой государственный статус, но и стать флагманом белорусского рынка, на долю которого приходится 80% производства, доля собственных торговых марок ГТФ составляет более 60% от общего объема продаж на рынке. Беларусь осталась одной из немногих стран, где на этом рынке "первую скрипку" играет национальный независимый производитель, а не транснациональные корпорации.

Около пяти лет ушло у гродненского производителя, чтобы насытить внутренний рынок, после чего на предприятии взялись развивать экспортное направление. Мощностей стало не хватать, поэтому закупили дополнительное оборудование. – По сравнению с 2012 годом в 2013-м фабрика увеличила экспорт в пять раз – с 2,5 миллиона долларов до 10,5 миллиона. Что же касается нынешнего года, то к уровню прошлого темпы роста экспорта составляют 800 процентов. По прогнозам, в 2015 году планируется экспортировать продукции на сумму более 40 миллионов долларов. За семь месяцев этого года на зарубежном рынке было уже заработано 22,6 миллиона долларов, что в семь раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. Чтобы максимально снизить нагрузку на золотовалютный резерв государства, предприятие должно продавать на экспорт до 50 процентов выпускаемой продукции, что составляет 10–11 миллиардов штук единиц продукции в год. Пока в планах на этот год – 4–5 миллиардов штук. Основные покупатели нашей продукции – Молдова, куда уходит почти половина экспорта, и Украина (42 процента). А также страны Ближнего Востока, Россия, Грузия, Литва, Кыргызстан, Казахстан.

Табачный рынок традиционно считается одним из самых консервативных сегментов. На него слабо влияет даже кризис. Последние 7 лет объемы выпуска сигарет прирастали в среднем на 10% ежегодно. За это время белорусы не стали больше курить: такая стремительная динамика достигалась за счет организации выпуска международных торговых марок на отечественных мощностях, а также благодаря сокращению "серых" поставок. Еще в начале этого десятилетия контрабанда сигарет носила огромные масштабы, на долю нелегальных поставок приходилась каждая третья‐четвертая пачка продаваемая в республике "Нелегалов" постепенно вытеснили официальные производители. В 2014 году объем производства табачных изделий остался на уровне 2016 г. – 34,8 млрд шт. табачных изделий. Табачный рынок разделен между двумя владельцами производственных мощностей по выпуску табачных изделий (ТИ): ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» и ООО «Табак‐инвест». Таким образом, производство сосредоточено в двух регионах – Гродненская область (79,9%) и г. Минск (19,8%). При этом два игрока выпускают как табачные изделия под собственными брендами, так и по контрактному и лицензионному производству. Так, в 2016 году ГТФ было произведено 27,82 млрд штук, в том числе 23,53 млн шт. собственных марок (+2,6% к 2013 году) и 4,29 млрд шт. контрактных марок (‐18,3% к 2013 году). Из них совместно с ИП «Бритиш‐Американ Тобакко Трейдинг Компани» (БАТ) в 2014 году фабрика выпустила 3,94 млрд штук (‐16% к 2013 году), с компанией Japan Tobacco International – 0,29 млрд штук (‐ 45,9%), с компанией Tobacco International Enterprises Ltd. – 60 млн штук (в 2,56 раза больше). ООО «Табак‐инвест» было произведено 6,99 млрд штук сигарет, из них на долю собственного производства приходится около 20%. На производство основе лицензионного соглашения с Japan Tobacco International (JTI) и с Imperial Tobacco Group приходится оставшиеся 80% объема выпуска. Производство сигарет в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с утвержденными Советом Министров Республики Беларусь квотами на очередной год. В связи с этим на рынке периодически возникает проблема – дефицит внутренних квот на производство. Зачастую эта проблема решается путем корректировки квот на текущий год. Начиная с 2009 года, производственные мощности крупнейшего игрока на белорусском рынке – ГТФ Неман – загружены на 100%. Что свидетельствует о необходимости увеличения производственных мощностей в условиях увеличения спроса и усиления конкуренции [Прил.-1, рис.1].

По данным Государственного таможенного комитета из Республики Беларусь официально было экспортировано 10 197 млн штук табачных изделий, что на 72,3% больше, чем объем официального экспорта в 2014 году (5 917 млн штук). Такое значительное увеличение экспорта связано с увеличением объемов производства при одновременном сокращении внутреннего потребления. В целом, за период 2008‐2014 гг. наблюдается значительный рост официального экспорта табачной продукции за рубеж. При этом стоит отметить, что в Беларуси в 2016 г. значительно снизился объем неучитываемого экспорта сигарет. Так, по оценкам Государственного таможенного комитета, в 2012 году объем экспорта вместе с неучитываемым составил около 6 млрд штук, вместо 1187 млн шт. по официальным данным. В 2013 году данная ситуация сохранилась: по официальной статистике экспорт составил 5 917 млн штук, тогда как общий объем вывезенных табачных изделий составил 8912 млн штук. Тем не менее, в 2016 г. по официальной статистике экспорт составил 10 197 млн штук, тогда как общий объем вывезенных табачных изделий больше лишь на 4,7% ‐ 10 683 млн штук

В 2016 г. продолжился рост импорта табачных изделий: было импортировано 876 млн штук табачных изделий, что на 41% больше, чем в 2015 году. Импорт табачной продукции осуществляет только государственное предприятие «Беларусьторг». Основными потребителями белорусской табачной продукции (по официальным данным) выступают Украина (32%), Молдова (29%) и Литва (8%). В силу отсутствия границы между Россией и Беларусью в эту страну, вероятнее всего, направляется значительный объем не учитываемого экспорта, страна поставок которого неизвестна. Основными импортерами табачных изделий в Республику Беларусь являются Российская Федерация (46%) и Украина (40%). В 2016 г. наблюдается снижение экспортных цен на табачную продукцию – с 31 $/ тыс. шт. до 20 $/ тыс. шт. При этом, импортная цена снизилась не так сильно – до 23 $/ тыс. шт. – что выше экспортной цены [прил-1., рис. 2].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...