Глава первая: Быть свободным от ширка одно из условий действительности Ислама.
Стр 1 из 19Следующая ⇒ Часть вторая. Содержание:
Раздел первый: Некоторые условия Ислама взятые из Корана. Глава первая: Быть свободным от ширка одно из условий действительности Ислама Глава вторая: Отвергать тагута одно из условий действительности Ислама Глава третья: Чтобы быть свободным от ширка необходимо знать его. Глава четвертая: Единить Аллаhа в законодательстве (установление законов, вынесение суждений) одно из условий действительности Ислама. Раздел второй: Некоторые условия Ислама взятые из сунны. Глава первая: Знать смысл свидетельства – одно из условий таухида Глава вторая: Выражение "говорить что-то" подразумевает в себе, что говорящий знает то, что он говорит. Глава третья: Что означает "свидетельствовать"? Глава четвертая: Отвергать тагутов – условие свидетельства. Глава пятая: Произносящий свидетельство только тогда получает неприкосновенность жизни и имущества, когда полностью покидает ширк и куфр. Глава шестая: Юридический ислам Глава седьмая: Суть таухида – знать Аллаhа Глава восьмая: Невозможно считаться поклоняющимся Аллаhу, находясь в ширке. Глава девятая: Условие поклонения Глава десятая: Ширк – показатель невежества относительно Аллаhа. Глава одиннадцатая: Первоочередность знания перед словом и действием Глава двенадцатая: В Рай могут войти только муслимы Раздел третий: Некоторые условия Ислама, взятые из слов ученых. Глава первая: Наличие таухида есть неизбежное условие для того, чтобы считать человека муслимом. Глава вторая: Подчиняться положениям Ислама есть условие действительности Ислама.
Глава третья: Что такое ханиф? Глава четвертая: Выполнение требований таухида на словах и на деле является условием его действительности Глава пятая: Принимать законодательство кого-нибудь другого, кроме Аллаhа есть ширк в божественности и господстве. Раздел четвертый: Некоторые основополагающие правила и принципы, связанные с понятием веры. Глава первая: Без Ислама нет веры и без веры нет Ислама. Глава вторая: Кто посчитает нормальным покидать шариат станет неверным. Глава третья: Знание и деяния - неотъемлимые составляющие веры, без которых она недействительна.
Раздел первый: Некоторые условия Ислама взятые из Корана.
Глава первая: Быть свободным от ширка одно из условий действительности Ислама.
Если некто произносит "Ля иляха илля Аллаh", выполняет все поклонения, предусмотренные Исламом, но вместе с этим совершил хотя бы один из видов большого ширка, такой человек муслимом не считается. Для того чтобы он считался муслимом необходимо, чтобы он полностью был свободен от всех видов большого ширка. Вот доказательства этому:
Аят первый: "А когда закончатся запретные месяцы, убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их: ведь Аллаh – прощающий, милосердный!" (Покаяние(9), 5)
Куртуби в тафсире аята говорит: "Если они обратятся" – это означает следующее: "если они покинут свои ширки". "и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их" – эту часть аята нужно хорошо обдумать. Сначала Аллаh причиной убийства человека установил его ширк вот этой частью аята – "убивайте многобожников". Затем же разрешил не убивать его "Если они обратятся". Отсюда следует, что настоящая причина убийства это ширк. Можно было бы подумать, что если человек покинет ширк, но не станет делать намаз или не станет давать закят, его можно не убивать. Это логично, но Аллаh упомянул еще два условия кроме оставления ширка. Это условие "делать намаз" и условие "давать закят". И мы не можем закрыть глаза на эти условия или преуменьшить их роль.
Есть хадис аналогичный этому аяту: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллаh, Мухаммадун расулуЛлаh", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Аллаhа на это (жизнь и имущество). Личные их счеты же (внутреннее положение, которое мы определить не можем) принадлежат Аллаhу." (В других версиях вместе "кроме прав Аллаhа не это" передается "кроме прав Ислама на это")
Имам ибн Араби(маликитский учёный) сказал следующее по поводу этого аята и хадиса: "Таким образом, аят и хадис подкрепляют друг друга" (Тафсир Куртуби)
Обратите внимание на слова Куртуби. Куртуби говорит, что необходимость убийства человека за его ширк не исчезает, пока он свой ширк не покинет. Имам ибн Араби же сказал, что смыслы аята и хадиса подходят друг другу. Этот аят показывает нам, что мушрики не убиваются и отпускаются лишь тогда, когда они полностью покидают свой ширк.
Багауи в тафсире аята сказал: "Если они обратятся" – то есть если обратятся от ширка. "и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их" – то есть оставьте их, пусть свободно ходят в своих городах, также они могут входить в Мекку. (Тафсир Багауи) Ибн Касир в тафсире аята сказал: "убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!" – то есть не ограничивайтесь относительно их только словами и обращению к их совести. Наоборот осаждайте их в их крепостях и убежищах, поджидайте их на дорогах и местах обитания. Делайте это, чтобы вы смогли зажать их и заставить их либо умереть, либо принять Ислам. Поэтому Аллаh сказал: "Если они обратятся и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их". Это и есть аят, на который вместе с подобными, опирался абу Бакр когда воевал с теми, кто не давал закят. Условие запрета войны с ними это наличие у них определенных деяний, а именно – вход в Ислам и выполнение всех его требований...
Поэтому в большинстве случаев намаз и закят упоминаются рядом, например как в следующем хадисе: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллаh, Мухаммадун расулуллаh", пока не станут делать намаз и давать закят”.
Абу Исхак передал от ибн Масьуда, как тот сказал: "Вам приказано и выполнять намаз и давать закят. Кто не даст закят, его намаз недействителен".
Абдур-Рахман б. Зайд б. Ашлам сказал: "Аллаh не принимает намаза без закята".
Да смилуется Аллаh над абу Бакром, как он был сведущ в вопросах религии!
Имам Табари передал хадис с передачей от Анаса: Расулуллаh сказал: "Кто будет поклоняться только Аллаhу очищая пред Ним веру, не придаст Ему ничего в равные и покинет этот мир, будучи в таком положении, то Аллаh покинет его довольным им".
Также Табари передает от Анаса: "В хадисе подразумевается настоящая религия Аллаhа – такая религия, с которой приходили все посланники к своим народам."
Это слово Анаса подтверждает данный аят: “Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их“.
Их обращения это то, что они бросят поклоняться другим вместо Аллаhа, направятся только ему, будут делать намаз и давать закят. Аналогичные положения повторяются в другом аяте той же суры: "А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение, то они – ваши братья в религии. Для людей знающих Мы разъясняем аяты!" (Покаяние(9), 11) (Тафсир ибн Касира)
Имам Табари в тафсире аята сказал: "А если они обратятся," – то есть если они перестанут совершать свои ширки и отвергать посланничество Мухаммада и искренне направятся к Аллаhу, очищая перед Ним религию, поклоняясь только Ему и отвергая всех ложных божеств и тагутов и примут посланничество Мухаммада .
(Тафсир Табари)
Аят второй: "А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение, то они – ваши братья в религии. Для людей знающих Мы разъясняем аяты!" (Покаяние(9), 11)
Куртуби в тафсире аята сказал: "А если они обратятся, и будут выполнять молитву, и давать очищение" – то есть если прекратят свой ширк и направятся к положениям Ислама, "то они – ваши братья в религии" – то есть станут вашими религиозными собратьями. Ибн Аббас сказал, что этот аят запретил проливать кровь приверженцев къиблы. (Тафсир Куртуби)
Багауи в тафсире аята сказал: "А если они обратятся" – то есть, покинут свои ширки. "то они – ваши братья в религии" – то есть станут вашими братьями по религии, имеющими все те права, что имеете вы. (Тафсир Багауи)
Этот аят показывает, что сражение с мушриками длится до тех пор, пока они не обратятся от своего ширка, пока не будут выполнять намаз и давать закят. Весь салаф объединился в том, что под выражением "А если они обратятся" подразумевается обращение от ширка и куфра, удаление от всех ложных божеств и тагутов и отвержение их, направление к исламским нормам. Также салаф единогласен в том, что смысл хадиса "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллаh, Мухаммадун расулуЛлаh", пока не станут делать намаз и давать закят" аналогичен со смыслом этих аятов. Поэтому то толкователи, толкуя эти аяты, все время упоминают эти хадисы.
Этот хадис тоже сообщает, что необходимо сражаться с неверными пока они оставят свои ширки и куфры. Этот смысл подтверждает другой достоверный хадис: Муслим и имам Ахмад с передачей от абу Малика аль-Ашджаи: Посланник Аллаhа сказал: "Кто скажет "Ля иляха илля Аллаh" и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаhа (тагутов и ложных божеств) – Аллаh запрещает его кровь и имущество. Личные счета принадлежат Аллаhу”.
Поэтому то имам Бухари открыл в своем сборнике главу: "Если они обратятся, будут выполнять намаз и давать закят, отпустите их", а под ним разместил хадис с передачей от Абдуллаhа б. Умара: РасулуЛлаh сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллаh, Мухаммадун расулуллаh", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаhу”
Вот как толкует этот хадис Хафиз ибн Хаджар аль-Аскалани: "Этот хадис разъясняет смысл аята. В аяте говорится просто " А если они обратятся". Посланник Аллаhа разъясняет сущность этого обращения: "Свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллаh, Мухаммадун расулуллаh". Связь аята с хадисом также проявляется в аналогии следующих выражений аята и хадиса: “то отпустите их” и “то уберегут от меня свою кровь и имущество”. (Фатх аль-Бари, том 1, стр. 94-95)
Отсюда мы понимаем следующее: Безопасность жизни и имущества сохраняется только тогда, когда соблюдается выполнение всех условий и требований свидетельства, а именно единить Аллаhа в господстве и божественности и отвергать всех тех, кому поклоняются вместо Аллаhа и следствия из этого. Если человек не выполнял этого, но произносил два свидетельства, то считался находящимся в ширке, и ему не была гарантирована неприкосновенность жизни и имущества. Когда человек произносил свидетельство, предполагалось, что он знает смысл свидетельства и на деле выполняет все его условия и требования. Если впоследствии в его жизни обнаруживалось что-либо противное свидетельству, то относительно него выносилось суждение, что он вероотступник.
Имам Шаукани говорит: "Произносить свидетельство только языком и не выполнять на практике все его требования не дает человеку статус муслима. Несомненно, что если бы мекканские мушрики произносили бы свидетельство и вместе с этим продолжали бы поклоняться своим божествам, они не считались бы муслимами." (Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр. 40)
Шаукани в другом месте говорит: Те, кто принесут свидетельство, и в деяниях которых не обнаружится ничего противоречащего свидетельству – они есть муслимы, кровь и имущество которых неприкосновенно, как это и установлено в известном хадисе. Аналогично, если муслимы собираются убить неверного, и он произнесет слово "Ля иляха илля Аллаh", сообщая им, что он желает этим войти в Ислам и не пройдет достаточного времени, чтобы обнаружилось, что он неискренен; например, если еще не прошло время намаза; в таком случае мы должны вынести суждение относительно его внешнего поведения и признать его муслимом, ибо пока от него еще не изошли деяния, противоречащие свидетельству. Посланник Аллаhа упрекнул Усаму б. Зайдаза то, что он нарушил это правило. Но если некто произнесет свидетельство, но вместе с этим совершит деяние, противоречащее таухиду, например, совершит относительно мертвых то, что совершают мушрики (уверует, что они могут принести вред или пользу и вверит себя им, направит к ним молитву и т.п.), в таком случае он опроверг то слово, что произнес. Он уже внешне проявил свой ширк и поэтому ни в коем случае не может считаться муслимом. Если, находясь в ширке, для того, чтобы стать муслимом было бы достаточно только произнести слово "Ля иляха илля Аллаh" и выйти из куфра, то это слово принесло бы пользу иудеям, которые говорили, что Узайр сын Аллаhа; и христианам, которые говорили, что Иисус сын Аллаhа а также и двуличным, которые внешне произносили слово "Ля иляха илля Аллаh". Ведь все перечисленные нами группы людей говорили слово единобожия – "Ля иляха илля Аллаh". (Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр 42) Шаукани в другом месте так-же говорит: Аллаh смотрит не на формальные фразы, а на деяния, источник которого - верования, укрепившиеся в сердце, а также на сердца. Если бы это так не было Аллаh не разделял бы верующих от двуличных. (Ад-Дурр ан-Надид фи ихлас калимат ат-таухид, стр 68)
Шайх абдур-Рахман ибн Мухаммад б. Касым сказал следующее: "От ибн Умара передано, что Посланник сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллаh, Мухаммадун расулуЛлаh", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаhу” Под людьми подразумеваются мушрики. Свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллаh" означает знать смысл свидетельства и на практике выполнять все его условия. "пока не станут делать намаз и давать закят" – В этой части хадиса упомянуты два столпа Ислама, без которых ислам у человека недействителен. "уберегут от меня свою кровь и имущество" – тогда сражение с ними прекратится, пока они не сделают что-нибудь противоречащее двум свидетельствам. "Кроме соответствующих прав ислама на это" – означает подчинение остальным положениям Ислама. Абу Бакр сказал: "Если они не отдадут мне даже маленького козленка, которого давали раньше Посланнику Аллаhа я открою им войну". (Аль-Ихкам шарху Усуль аль-Ахкам, том 4, стр. 400)
Аят третий: "И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия не будет посвящена Аллаhу. А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!" (Корова(2), 193)
"И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия полностью не будет посвящена Аллаhу. А если они прекратят... то ведь Аллаh видит то, что они делают!” (Добыча(8), 39)
Ибн Касир в тафсире аята сказал: "Даххак передает от ибн Аббаса, что под «фитной» подразумевается ширк. Также толкуют «фитну» абуль-Алийя, Муджахид, Хасан, Катада, Раби б. Анас, Судди, Мукатил б. Хаййян, Зайд б. Аслам и другие.
Мухаммад б. Исхак передал от Урвы б. Зубайра и других ученых, что смысл "И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны" следующий: "Сражайтесь с мушриками ради того, чтобы муслимы не впадали бы в искушение в их религии (чтобы мушрики не соблазняли муслимов к ширку)".
"пока религия не будет посвящена Аллаhу" – Даххак передал, что ибн Аббас растолковал это выражение как "пока Аллаh не будет единиться (пока не будет единобожия)". Хасан, Катада и ибн Джураудж растолковали это как "пока все не скажут "Ля иляха илля Аллаh"". Мухаммад б. Исхак этому привел следующее толкование: "пока все не будут единить Аллаhа, без какого-либо ширка и все не отвергнут то, чему поклоняются наряду с Аллаhом". Абдур-Рахман б. Зайд б. Аслам сказал, что это означает: "пока не исчезнут все куфры"
Хадис, переданный Бухари и Муслимом, подкрепляет все эти толкования (все толкования в принципе сходятся к одному смыслу): Посланник Аллаhа сказал: "Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут "Ля иляха илля Аллаh"..." (Тафсир ибн Касира)
Багауи в тафсире аята говорит: "И сражайтесь с ними" – то есть с мушриками; "пока не будет больше фитны" – то есть ширка; другими словами: "сражайтесь с ними, пока они не станут муслимами". Это так, потому что от мушриков (в отличие от мушриков ахлю-китаба) не принимается ничего другого, кроме того, чтобы стать ему муслимом. Если они не станут ими, то убиваются. "Пока религия не будет посвящена Аллаhу" – то есть пока поклонения и подчинения не будут направляться единственно Аллаhу. "Аллаhу" – то есть подчинение и поклонение будут направляться только Аллаhу и никому другому. "А если они прекратят" – то есть если они покинут свои куфры и ширки и станут муслимами... "то нет вражды, кроме как к несправедливым" – то есть после этого сражение будет только по отношению к несправедливым. (Тафсир Багауи)
Табари в тафсире аята говорит: Смысл аята следующий: "Сражайтесь с мушриками, пока ширк не исчезнет, и поклонения и подчинения будут направляться не ложным божествам и тагутам, а только Аллаhу. Если они перестанут с вами воевать и примут вашу религию, вы тоже перестаньте воевать с ними, ибо вражда действительна только по отношению к мушрикам.” "Фитна" упомянутая в аяте означает ширк и куфр. Вот и Ибн Аббас, Катада, Муджахид, Судди, ибн Зауд тоже истолковали «фитну» так. Согласно этим толкованиям смысл начала аята таков: "Ей верующие, сражайтесь с неверными, пока на поверхности земли не исчезнет многобожие и неверие, и пока на земле не будет господствовать "Ля иляха илля Аллаh". В связи с этим Бухари и Муслим передают хадис: Посланник Аллаhа сказал: "Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут «Ля иляха илля Аллаh"..." В конце аята говорится "А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!". Это означает: "Если сражающиеся с вами неверные перестанут воевать с вами и войдут в вашу религию, перестанут поклоняться другим помимо Аллаhа, примут все приказы Аллаhа и подчинятся Ему, то и вы перестаньте сражаться с ними. Потому, что вражда может быть только по отношению к несправедливым, то есть к мушрикам. Раби б. Анас и Икрима сказали, что под несправедливыми подразумеваются те, кто не хочет говорить "Ля иляха илля Аллаh". Согласно Муджахиду же это те, кто сражается против муслимов. Вражда к несправедливым осуществляется путем препятствия его несправедливостям. Но нельзя впадать в крайность в этом вопросе. Достаточно препятствовать его несправедливостям и наказывать его за это, но дальше идти во вражде нельзя. (Тафсир Табари)
Куртуби в тафсире аята говорит: "И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия не будет посвящена Аллаhу". – Ученые разделились в определении причины войны. Одна группа говорит, что этот аят действенный и упразднил все предыдущие положения. Согласно этому пониманию аят приказывает убивать любых мушриков, будь они враждебные, будь миролюбивые. То есть причина его убиения не то, что он воюет против муслимов, а то, что он есть мушрик сам по себе. Вторая группа утверждает, что причина сражения с мушриками это то, что они воюют с муслимами. Если они прекратят войну, то и муслимам нужно оставить их, несмотря на то, что они продолжают оставаться мушриками. Эта группа говорит, что данный аят не есть упраздняющий (насих), а действенным остается следующий аят, где приказывается война с воюющими мушриками: "И сражайтесь на пути Аллаhа с теми, кто сражается с вами..." (Корова(2), 190).
Но первое мнение более достоверное. То есть верно то, что нужно сражаться со всеми неверными независимо от того воюют ли они с нами или нет. Доказательством этому является следующее выражение в данном аяте: "пока религия не будет посвящена Аллаhу". Кроме этого Посланник Аллаhа сказал: "Мне приказано сражаться с людьми пока они не скажут «Ля иляха илля Аллаh"..." (Бухари, Муслим) Вот, этот аят и хадис показывают, что причиной нашей войны с мушриками является чисто их куфры и ничто другое. Ведь Аллаh сказал: "сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны". Фитна же означает ширк и куфр. Здесь целью сражения указан именно куфр, а не что-нибудь другое. Это ясный вопрос. Ибн Аббас, Катада, Раби, Судди и другие говорят, что под «фитной» подразумевается ширк и как естественное следствие этого, притеснения и угнетения, причиненные мушриками муслимам. Словарным значением слова "фитна" является испытание. Например, это слово используется для выражения процесса расплавления серебра или золота с целью испытать его качественное оно или нет, содержит ли оно в себе чужеродные примеси или нет.
“...А если они прекратят, то нет вражды, кроме как к несправедливым!“ Они могут быть или обычными мушриками или ахлюль-китаб. Если это будут мушрики, то эта часть аята будет означать: "если они прекратят свои куфры и войдут в Ислам, то нет вражды, кроме как к несправедливым!". Этот смысл проявляется в предыдущем аяте: "Если же они прекратят, то ведь Аллаh – прощающий, милосердный!" (Корова(2), 192).
В случае с приверженцами Писания, то смысл будет как в следующем аяте: "Сражайтесь с людьми Писания (ахлюль-китаб), которые (в конечном итоге) не веруют в Аллаhа и в последний день, которые не считают запретным то, что запретил Аллаh и Его Посланник, и которые не следуют истинной религии, пока они собственноручно не станут платить дань (джизья), будучи униженными." – (Покаяние(9), 29). (Тафсир Куртуби)
Теперь после всех этих объяснений нужны ли еще какие-нибудь разъяснения? После перечисленных доказательств осталась ли еще необходимость для других доказательств?
Коран утверждает следующее: Мушрики не отделаются от войны с ними, пока они не покинут ширк, не удалятся от него и их представителей, пока они не отвергнут тагутов и мушриков, пока они искренне не станут поклоняться, очищая перед Ним религию, Единственному и Могучему Аллаhу, ничего не придавая Ему в равные.
Нашей целью было опровергнуть одно распространенное ложное мнение, согласно которому, для того, чтобы человек стал муслимом достаточно лишь произнести два свидетельства; знать же их смысл, выполнять все требования и условия двух свидетельств, покидать ширки и куфры желательно, но необязательно. Если после всего этого, кто-то будет упрямиться, то лучшим для него доказательством будет попросту прекратить с ним спор.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|