Классификация услуг розничной торговли и предъявляемые к ним требования
Под услугами розничной торговли понимается результат непосредственного взаимодействия продавца и покупателя, а также собствен- Таблица 4.6 Рекомендуемые формы торгового обслуживания при продаже различных групп непродовольственных товаров
82________________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения
ной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи. Услуги розничной торговли включают: • реализацию товаров; • оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании; • информационно-консультационные услуги; • создание удобств покупателям. Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товара. Реализация товаров осуществляется в магазине и вне магазина. Реализация товаров в магазине предполагает продажу товаров и реализацию продукции предприятий общественного питания в магазинах различных типов. Реализация товаров вне магазина включает: • реализацию товаров в мелкорозничной стационарной сети: киосках, павильонах; • реализацию товаров в мелкорозничной передвижной сети: палатках, автомагазинах, автолавках, автоприцепах, изотермических емкостях и цистернах, на тележках, лотках и т. д.; • реализацию товаров торговыми агентами; через почтовую (посылочную) торговлю; через торговые автоматы; через телемагазины и компьютерные сети (Интернет, электронный магазин).
К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и при ее использовании относят: • прием и исполнение заказов на товары (прием и оформление заказов непосредственно на предприятии торговли, по телефону или вне предприятия, комплектование заказов, упаковывание заказов, отпуск товаров непосредственно на предприятии торговли и (или) доставка на дом); • организацию доставки товаров; • упаковывание купленных в магазине товаров; • комплектование и улучшенное упаковывание подарочных наборов из имеющихся в наличии товарок, и том числе по заказам; • оценку и прием на комиссию вещей на дому у комитента; • оценку ювелирных изделий на дому; 4,2, Классификация услуг розничной торговли и предъявляемые к ним... __ 83 • оценку антиквариата на дому; • прием стеклопосуды; • реализацию товаров в кредит; • организацию работ по послепродажному обслуживанию (организация работ по установке технически сложных товаров на дому у покупателя, по сборке мебели и др.); • организацию приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине; • предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже; • предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов. К информационно-консультационным услугам относят: • предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазинами аудио- и видеосредств; • консультации специалистов по товарам; • проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания). К услугам по созданию удобств покупателю относят: • организацию и создание мест отдыха; • предоставление услуг комнаты матери и ребенка (при наличии '■■. комплекса товаров для детей); j • гарантированное хранение купленных товаров; • прием и хранение вещей покупателей; • организацию питания покупателей; • реализацию продуктов питания с потреблением на месте; • парковку личных автомашин покупателей на организованную
Перечень услуг, оказываемых предприятием торговли, формируют в соответствии с ассортиментом товаров, специализацией магазина, его местонахождением, спецификой обслуживаемого контингента покупателей и совместимостью оказываемых услуг. Рекомендуемый перечень услуг, оказываемых покупателям в магазинах, приведен в табл. 4.7. Услуги торговли должны отвечать требованиям: • социального назначения; • функциональной пригодности; Таблица 4.7 Перечень услуг, оказываемых покупателям в магазинах
3. Комплектование
и улучшенное упаковывание подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам 4. Упаковывание купленных в магазине товаров 5. Гравировка изделий 6. Пункт приема заказов на изготовление кино- и фотопродукции 7. Предоставление кабины или салона для аудио-, видеозаписи, прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже 8. Предоставление кабин для зарядки фотоаппаратов • Продолжение табл. 4.7 9. Предоставление информации о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином аудио-и видеосредствами 11 12 13 14 10. Консультация продавцов-консультантов, диетологов и других специалистов 11. Проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания) 12. Предоставление услуг комнаты матери и ребенка 13. Гарантированное хранение купленных товаров и (или) вещей покупателей 14. Организация доставки
Окончание табл. 4.7
00 00 £
% \% о о
Примечание. Знак «+» означает, что выполнение требований предусмотрено; знак «-» — не предусмотрено. со се 90________________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения • эргономики; • эстетики; • технологичности; • безопасности;' • охраны окружающей среды. Требования социального назначения услуги торговли предусматривают: • обеспеченность населения услугами данного вида; • соответствие уровня качества услуги розничной цене; • социальную адресность услуги, т. е. соответствие услуги требованиям различных групп потребителей, в том числе инвалидов. Социальную адресность услуги учитывают при проектировании здания и помещений предприятий торговли, установлении режима работы, выборе метода обслуживания, формировании ассортимента и др. Требования функциональной пригодности услуги торговли предусматривают: • точность и своевременность оказания услуги, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия торговли, точностью срока выполнения услуги, точностью выписки счета и оформления кассового чека и др.; • наличие товаров надлежащего качества; • наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента; • обеспечение условий для компетентного выбора потребителем товаров и услуг; • информативность, т. е. наличие необходимой достоверной информации об услугах и товарах, ассортименте товаров, исполнителе услуги, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей; • соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями. Исполнитель обязан оказывать услуги, отвечающие требованиям функциональной пригодности в соответствии с правилами продажи (торговли). Требования эргономики услуги торговли предусматривают: • комфортность и удобство покупателей при оказании услуги, вклю №. Классификация услуг розничной торговли и предъявляемые к ним... ___ 9J. • гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемо- ' • доступность информации потребителю. Требования эстетики услуги торговли предусматривают гармоничность, стилевое единство и художественную выразительность: • архитектурно-планировочных решений помещений торгового ; • оформления фасада здания, вывески, витрин, выкладки товаров на 1 торговом оборудовании, рабочего места и внешнего вида обслужи-' вающего персонала, исполнения рекламных материалов, фирмен-., ных знаков и указателей, сопроводительной документации и др.; • интерьера торгового зала путем оснащения соответствующей ме Требования технологичности услуги торговли предусматривают: • наличие рационального набора технологического оборудования, : мента товаров, оказываемых услуг; • создание условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания; • наличие помещений (но назначению и площадям), необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечения рационального размещения, максимальной видимости вложенных товаров; • наличие технических средств для обработки информации, в том числе по товародвижению; • наличие документов и средств, позволяющих потребителю про- • оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов , процесса, создание условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей. Установлены также требования безопасности услуг торговли и охраны окружающей среды. Для контроля качества и безопасности услуг торговли следует использовать следующие методы: 92 __________________________ Глава 4. Торговое обслуживание населения • экспертный, в том числе органолептический и аналитический (проверка наличия и сроков действия обязательных документов, выдаваемых надзорными органами, анализ технологической документации — актов бракеража, санитарных книжек персонала и пр.; проверка маркировки упаковки товара на наличие сроков годности, осмотр предприятия торговли, прилегающей территории, инженерных коммуникаций, применяемого оборудования, инвентаря, складских помещений, проверка условий хранения товаров и др.); • измерительный (проверка технического состояния и режимов работы оборудования и т. д., определение показателей микроклимата, уровня шума и т. п.); • социологический (проведение опроса потребителей и обслуживающего персонала, оценка результатов опроса и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|