Сущность политики как общественного явления
Термин политика в переводе с греческого означает искусство управления государством, государственные или общественные дела. Однако в наше время можно говорить о политике в широком смысле слова как общественном явлении и, в узком — как теоретическом обосновании реальной деятельности той или иной большой социальной группы, т.е. как о «практической политике». Для политологии главным является понимание политики как общественного явления. Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное (догосударственное) общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики. Не политическими в таком обществе были власть, а также такие социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. В научный оборот термин "политика" ввел древнегреческий философ Аристотель (384 - 322 до н.э.). По его определению политика — это цивилизованная форма общности, которая служила достижению "общего блага" и "счастливой жизни". Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство). Исторически термин «политика» стал использоваться в связи с отображением деятельности древнегреческих полисов в отличие от дел семейных и частных. Политика предполагала коллегиальное решение проблем полиса, главной задачей, которой являлось сохранение внутренней целостности. Принципиальным отличием от прежних методов стало взаимодействие государства и общества, развитие диалога, поиск компромиссов.
В Новое время политика выходит из-под контроля религии и действительно выделяется в самостоятельную область. Первым заявил о разделении политики и христианской морали Н. Макиавелли. Завершилось выделение политики в самостоятельную область знания в трудах реформаторов церкви (Лютера, Кальвина, Цвингли) и просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро и др.). Политика стала символом возможности осуществления общественной власти без насилия. В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т. д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других слоев населения. В истории политической мысли постепенно сформировалось представление о политике как особой области человеческой деятельности по решению общественных дел с помощью государства, армии, полиции и других государственных и негосударственных (например, партии, политические или религиозные движения) структур. Политика действительно призвана обеспечивать целостность и социальную сбалансированность общества. Ее главное предназначение — урегулирование противоречий в обществе, обеспечение интеграции общества, научить людей жить вместе. В реальной жизни политика всегда связана с групповыми интересами и потребностями людей, является ареной столкновения разнообразных, часто противоречивых и меняющихся интересов социальных групп, классов, наций, государств, групп государств. Урегулировать эти интересы и противоречия невозможно только с помощью убеждения, нравственности и разума, важную роль здесь призвана сыграть государственная власть.
Политика, являясь чрезвычайно сложным явлением, оказывает огромное влияние на судьбы миллионов людей. Альберт Эйнштейн как-то даже заметил, что «политика значительно сложнее физики». Она интегрирует различные стороны общественной жизни, но не сводится ни к одной из них. Политика представляет многоплановое явление, вовлекая в политику миллионы людей. При анализе политики как общественного явления традиционно выделяют три основных подхода: 1. Политика как деятельность — это политика, проводимая в том или ином направлении (в области социального обеспечения, в международных отношениях) 2. Политика как наука — включает в себя, прежде всего, теоретические разработки, различного рода политические доктрины, методологические основы политики. Главная задача политики как науки — прогнозирование различных аспектов политической деятельности, определение целей и задач государственной политики. 3. Политика как искусство сводится к искусству управления, искусству осуществления власти, искусству проведения в жизнь интересов данной общественной группы, искусству завоевания власти и ее удержания, выбору средств и методов достижения цели наименьшими затратами. Политика как деятельность
Существует множество определений политики. Политика — это царское искусство управлять людьми (Платон); выражение разума (Гегель); цепь компромиссов (А.А.Богданов); наука государственного управления (В.Даль); устройство государственной власти, концентрированное выражение экономики (В.И.Ленин). Какое бы из определений мы ни взяли, главное внимание при данном подходе уделяется рассмотрению деятельности социальных субъектов по отношению к политической власти. Именно поэтому выяснение сущности политики находит свое выражение главным образом в отношениях к государственной власти. Борьба за власть является определяющим признаком политической сферы общественной жизни. Нет политики без власти, а власти без политики. Тот, кто обладает властью, тот и играет решающую роль в политике. Отсюда можно сформулировать основной закон политики — отношение субъектов политики (масс, классов, партий) к власти определяется их социально-экономическими и политическими интересами. Конкретное выражение этого закона находится в тесной связи с типом политической системы, а точнее с типом и формой государства.
Такой подход к пониманию политики позволяет определить ее структуру: < объектом политики является власть, властные отношения выступают содержанием политики; < субъективная основа политики связана с деятельностью ее субъектов и реальных носителей власти; < объективная основа политики заложена в отношениях ее субъектов к собственности; < способы и методы осуществления власти в обществе, т.е. политический режим. Политика в своей сути является концентрированным выражением, прежде всего, интересов господствующих социальных групп. Но специфика формирования политики состоит в том, что она требует учета отношений всех социальных групп и слоев к государству, к власти. Поэтому разработка долгосрочных прогнозов в политике сопровождается значительными трудностями и может иметь совершенно непредсказуемые результаты. Важное значение для выяснения сущности действия основного закона политики имеет и определение механизма формирования политики, который можно представить следующим образом: — экономическое положение субъекта политики — его потребности, т.е. экономические интересы — политические интересы (побудительный мотив) — политическая деятельность (политика). Таким образом, экономические интересы субъектов политики являются основополагающей причиной политических действий, можно сказать — движущей силой политики. Усложнение социальной жизни, осознание классами своих экономических и политических интересов ведут к формированию политических идей, теорий. А затем, на их основе создаются соответствующие им организации и учреждения, посредством которых осуществляется политическая деятельность, т.е. борьба за власть..
Рассматривая политику как деятельности, необходимо выделить ее характерные черты (признаки). 1. Политика как деятельность всегда связана с существованием и функционированием государства. Любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с проблемой власти. 2. Особо следует отметить активный, целенаправленный хар ак тер данного специфического вида деятельности людей. Любая политика — это всегда деятельность людей, направленная на решение определенных социально-исторических задач. 3. Политика должна иметь в качестве основы научно обоснованную теорию, а для ее успешной практической реализации необходимо умелое политическое руководство. 4. Политика, затрагивая экономические и политические интересы и цели, выступает как важнейший регулятор отношений между классами, нациями, другими социальными группами и всегда направлена на реализацию социально-классовых интересов. 5. Политика и субъекты политики всегда функционируют в рамках определенной политической идеологии, которая ориентирует политику, определяет ее цели, стратегию, тактику, конкретные задачи и средства. 6. Политика, являясь выражением интересов одной (господствующей) социальной группы, включает в себя политическую деятельность других социальных групп (классов) и развивается с учетом их социальных интересов. 7. Политика является активным фактором преобразования социальной действительности, общественных отношений и институтов в интересах различных социальных групп. По предмету, направленности и сфере деятельности различают внутреннюю, внешнюю, мировую политику. Также выделяют экономическую, социальную, национальную, культурную, демографическую, идеологическую политику и т.д. Политика как тот или иной вид деятельности для своего успешного осуществления нуждается в научном обосновании. Политика как наука
Несмотря на то, что политика возникла вместе с возникновением классов, однако наукой в подлинном смысле этого слова она стала значительно позднее, когда человек научился познавать общественные законы и поступать уже в соответствии с ними. Чтобы политика стала наукой, необходимо выполнение следующих условий: 1. Должны быть познаны законы общественного развития и превращены в руководство практическими действиями. 2. Необходимо наличие ведущей социальной силы, способной руководствоваться объективными законами в своей практической деятельности. 3. Утверждение идеологии, закрепляющей в сознании людей ценности и идеалы, положенные в основу политической деятельности ведущей социальной силы.
4. Наличие собственной политической организации (партии, государства) у ведущей социальной силы для осуществления политического руководства. Однако следует учитывать, что эти условия всего лишь возможность, которую надо превратить в действительность. Политика становится наукой в той мере, в какой наука пронизывает политическую деятельность. Генетически возникновение научной теории предшествует политике, разрабатывает ее основы. А собственно политическая деятельность реализуется на основе научно разработанной теории. Любая теория (марксизм, либерализм, консерватизм и т.д.) интернациональна, всеобща по своему содержанию, по своей сути, по своему глубинному содержанию, принципам и целям общая для всех стран и народов, выражающих ту или иную идеологию. А по форме — национальна, т.к. политическая борьба ведется, прежде всего, за разрешение социально-классовых противоречий в национальных границах государств. При проведении национальной политики необходимо учитывать ее интернациональное содержание. Овладение диалектикой значимости теории и политики является решающим условием успешной реализации политики в конкретных исторических условиях. Недооценка теории, нигилистическое отношение к ней в конечном итоге могут сбить с правильного политического курса и привести к тяжелым негативным последствиям и ошибкам в политике. В результате создается возможность для появления мнения, будто политика может все или почти все. Подобного рода суждения носят название «импровизированной политики». По существу все проявления субъективизма и волюнтаризма на любом уровне руководства и есть не что иное, как импровизация в политике, зачастую при словесном признании политической теории. Не менее опасна и другая крайность — переоценка теории, ее абсолютизация и догматизация. Теория не может знать все наперед, даже коллективная мысль не может предугадать все детали будущих событий. Только на основе научной теории, научного объяснения мира может быть выработана и проводиться в жизнь политика. Теория — это руководство к политическому действию. Если теория раскрывает перед политикой поле действий, то без политики она не дойдет до масс. В результате уяснения сущности политики как науки необходимо рассмотреть важнейшие принципы научной политики. < любая политика должна иметь четко сформулированные теоретические основы и в политической деятельности строго следовать этим основам; < политика должна быть гибкой, отличаться умением находить политические компромиссы с учетом изменчивости политической ситуации; < важно открытое и честное признание своей политической ошибки, учет ее последствий и умение вовремя исправить последствия этой ошибки; < в политической деятельности важно умение и стремление перенимать опыт у более опытного и сильного, в том числе и идейного противника; < любая политика должна быть направлена на защиту определенных социальных интересов, что всегда должно быть четко определено; < в политике важнейшее значение имеет приоритет решения общих вопросов перед частными, иначе частные вопросы будут постоянно мешать решению наиболее общих проблем; < научная политика всегда с необходимостью предполагает соответствие форм, методов и средств осуществления политики ее целям, задачам и характеру; < неизменным в политической деятельности должно оставаться отношение к теории не как к догме, а как к руководству к действию, в том числе и к действию политическому. Критерием научности политики является соответствие политической линии (государства или партии) объективным законам общественного развития. Из научно обоснованной политики с необходимостью ошибки не вытекают. Правда, они и не исключаются по причине сильной зависимости политики от всего того, что называется искусством политического руководства. К тому же одна и та же политика (научная теория) может быть выражена в разных политических решениях, содержание которых будет во многом зависеть от усмотрения лиц, правомочных это решение принять. Политика как искусство
Как бы правильно ни была намечена политическая линия, ее успешное осуществление зависит от того, как она будет проведена в жизнь, т.е. от искусства политического руководства. В содержание политического руководства (т.е. политики как искусства) включается: < умение работать с людьми, прислушиваться к голосу масс; < способность увидеть совместимость субъекта и объекта политики; < разработка и творческое проведение в жизнь научно обоснованной политики с определением ближайших и перспективных целей; < определение форм, методов, средств политической деятельности, с помощью которых намеченные цели могут быть достигнуты оптимальным образом; < умение разбираться во всех сложных оттенках человеческого поведения; < видеть за отклонением поведения от заданного состояния противоречие, ставшее источником этого отклонения; < регулирование и направление деятельности государственных и общественных организаций и институтов; < умелый, творческий, критический подход к подбору, расстановке и воспитанию кадров, способных выполнить намеченные цели и задачи; < умение делать выводы не только из успехов и побед, но и из неудач Возрастающая сложность общественных задач требует повышения уровня и качества образования и культуры людей, создания действенного кадрового резерва и надлежащего контроля над их работой. В политике, где дело идет иногда о сложных взаимоотношениях, необходимо учитывать изменение ситуации, делать выводы и принимать решения, исходя из обстоятельств, с учетом тех принципов, которые перечислены выше. В связке «наука-искусство» по отношению к политике, главное значение все-таки остается за наукой. И чтобы избежать ошибок, надо помнить, что политика — это искусство руководства массами и овладеть этим искусством. Только в этом случае можно будет говорить о поступательном движении общественного прогресса. На основе приведенного анализа можно дать следующее определение политики. Политика —это целенаправленная, идеологически осознанная деятельность субъектов политики, направленная на завоевание, упрочение и удержание политической власти с целью реализации своих интересов. Давая всестороннюю характеристику политике, следует помнить, что она подчиняется определенным объективным закономерностям.
ГЛАВА 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|