Принципы осуществления власти
Важное место при рассмотрении сущности властных отношений занимает вопрос о принципах осуществления власти. Среди них можно назвать: централизм, демократический централизм, самоуправление. Централизм предусматривает одностороннее субординационное воздействие субъекта власти на ее объект. Централизованное воздействие по своему характеру может носить ограниченный и неограниченный характер. Чем выше активность объекта в формировании власти, тем больше ограничений имеет централизованное управление. Традиционно централизм как принцип организации властных отношений связан с монархической формой правления, авторитарным и тоталитарным политическими режимами. Демократический централизм предполагает осуществление на практике следующих основных моментов: а) совместную выработку политических решений между субъектом и объектом власти (осуществление согласованных политических действий); б) централизованное регулирование властных отношений сверху, направленное на реализацию принятых демократическим путем решений (подчинение меньшинства большинству); в) наличие возможности обратного воздействия объекта на субъект властных отношений, что и придает централизму подлинно демократический характер (своеобразный контроль низших органов власти за высшими); г) выборность всех властных органов на основе принятого всеобщего избирательного права. Осуществление принципа демократического централизма возможно только в условиях демократических политических режимов. Самоуправление предполагает саморегуляцию общественным образованием своей жизнедеятельности. При этом можно говорить об организационном совпадении субъекта и объекта властных отношений, которое выражается в функционировании само управляемой системы, где происходит совмещение функций господства и функции подчинения. Реализация этого принципа на практике возможна лишь при устойчивой политической системе и высоком уровне политической культуры общества.
Власть и есть та снова, которая определяет политику; власть существует везде, где есть совместная деятельность; это необходимый атрибут общественных отношений, суть которого заключается в переводе материальных и духовных интересов и сил в совместное действие. Для того чтобы обеспечить совместность в любом деле, кто-то должен взять на себя инициативу распоряжения. Эта инициатива либо принимается, либо оспаривается. Такова абстрактная модель функционирования власти. В реализации же действительного властного акта дело обстоит гораздо сложнее. Подчинение и сопротивление оказываются переплетенными между собою весьма сложным и для каждого отдельного случая специфическим образом. Типология власти
Отношения власти многообразны по своему проявлению в обществе. Всеобщность власти предполагает ее существование в различных формах, типах, на различных уровнях, представляющих собой различные подсистемы власти. В политической реальности все они тесно взаимосвязаны между собой, образуя единую целостность. Но каждая из этих подсистем имеет свою специфику, свои особенности функционирования. Поэтому типология власти является сложной проблемой, т.к. здесь возможны различные подходы, выделение разных критериев оценки и уровней анализа. Охватить все возможные варианты классификации власти практически невозможно. Основными и самыми распространенными считаются: 1. По уровням социальной структуры общества. а) общественная, охватывающая наиболее сложные социальные и политические отношения и существующая на макроуровне. Она включает центральные органы власти в национальном, государственном масштабе;
б) публичная, рассматривающая коллективы и отношения между ними и существующая на мезауровне. Она реализуется органами аппарата власти и политическими институтами подчиненного характера (политическими партиями, общественными организациями и т.п.); в) личная, относящаяся к малым социальным группам и осуществляемая на микроуровне. Она регулирует взаимоотношения между малыми социальными группами, личностью и группой и внутри групп; г) особое место занимает общественная международная власть, существующая на мегауровне. Она представлена властью в международных отношениях и структурах, организациях международного и регионального уровня. Представленные классификации дают нам наиболее полную характеристику разновидностей власти. Однако можно выделить и еще несколько подходов; 2. По субъекту власти, государственная, классовая, партийная, народная, президентская, парламентская, церковная, групповая и т.д. 3. По объему власти (или социальному типу правления): единоличная (монархическая), групповая (олигархическая), коллегиальная (республиканская). 4. По режиму правления: демократическая, авторитарная, диктаторская (деспотическая), тоталитарная, бюрократическая и т.д. Каждый подход к классификации власти имеет право на существование. Каждая выделенная форма власти имеет свой масштаб влияния, свою специфику проявления. В политической реальности власть как особый тип отношений между людьми пронизывает все сферы политики, внутренне присуща всем политическим процессам. Субъекты политики Политические отношения складываются как отношения между отдельными субъектами политики, т.е. между теми социальными субъектами, которые непосредственно участвуют в политической жизни общества и, в определенной степени, влияют на политику. Понятно, что степень их воздействия на политику неодинакова, а их роль в формировании властных отношений зависит от многих факторов. Субъекты политики характеризуются следующими специфическими чертами: 1. Способностью действовать свободно и самостоятельно, т. е. социальный субъект осознанно защищает свои интересы и всей деятельностью стремится к достижению цели, выбирая необходимые для этого средства.
2. Способностью к самоорганизации, умением определить цели и задачи, развития, концентрировать все свои усилия (действия) на достижении главных из них с учетом конкретных исторических условий. 3. Способностью воздействовать на общественные интересы, умением вызывать существенные изменения в политических отношениях. Выделенные черты раскрывают многомерную, сложную характеристику субъекта политики. На этом основании можно дать его развернутое определение. Субъектом политики является тот социальный субъект, который способен относительно самостоятельно участвовать в политике; оказывать влияние на положение других и вызывать существенные изменения в политических отношениях в соответствии со своими интересами. Действия социальных субъектов непосредственно или опосредованно связаны с функционированием власти. Они оказывают на власть определяющее или косвенное воздействие. Поэтому важно всегда четко определять роль и значение данного субъекта в политике. Классифицируя субъекты политики по типам, традиционно их подразделяют на первичные и вторичные. Первичные — это большие и малые социальные группы, представляющие собой организационные целостности, объединенные совокупностью общих интересов и целей (классы, социальные слои, нации, религиозно-этнические общности, маргинальные группы и т.д.). Первичные субъекты политики в свою очередь подразделяются на основные (основные классы данной формации) и неосновные (остальные социальные группы). Основные субъекты политики — это те социальные субъекты, которые определяют основное экономическое противоречие в обществе и оказывают существенное влияние на власть. Неосновные субъекты политики — это все остальные социальные группы, которые усиливают или ослабляют действия основных субъектов, но существенного влияния на политику не оказывают. Большие социальные группы являются не только основными субъектами политики, но и конечными субъектами политических (властных) отношений. Такое их положение в обществе определятся многими факторами: 1. В классовом обществе любая реальная политика общества является реализацией интересов, той группы, которая обладает властью. 2. Именно их борьба и взаимодействие определяет сущность политики в данном обществе. 3. Большие социальные группы создают предпосылки и являются социальной базой для появления и функционирования политических организаций. 4. Степень «доверия в политике» той или иной политической организации или учреждению в первую очередь определяется доверием со стороны больших социальных групп.
Вторичные субъекты политики являются производными от первичных. В генетическом плане они появляются как реакция на потребности определенных социальных групп. В функциональном — выполняют служебную и исполнительную роль в отношении социальных групп. В политике они различаются по уровню самостоятельности, активности, эффективности деятельности. Среди вторичных субъектов политики выделяют: 1. Посреднические — различные организации и институты, действующие в масштабах всего общества (государственные органы, пропагандистские институты, политические партии, церковь и т.д.). Они выполняют своеобразную функцию связи между большой социальной группой и личностью, между различными социальными группами, помогают осознать личности ее социальную принадлежность и выяснить отношение с другими социальными субъектами, способствуют в определенной степени интеграции общества. 2. Непосредственные субъекты политики представляют собой микроструктуры общества: малые социальные группы, звенья и ячейки общественных организаций и институтов, отдельные личности, которые являются непосредственными участниками политических событий и исполнителями конкретных политических действий. Воздействуя через них на политику, большие социальные группы осуществляют борьбу за власть в государстве и за способ ее функционирования. Типологию субъектов политики можно провести и по количественному показателю. Тогда все их многообразие сводится к двум видам: единичные (индивиды, включенные в политику) и интегративные (социальные группы и общности). Но данная типология не раскрывает сущностных характеристик этих субъектов политики и может быть использована только как дополнительная. Любой субъект политики при определенных условиях может стать социальным носителем политической власти. Однако далеко не каждый из них может стать реальным обладателем власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|