Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущностные характеристики власти




 

Принято выделять следующие основные сущностные черты (или характеристики) власти:

1. Суверенитет, что означает независимость и неделимость власти. Власть не может быть разделена между субъектами, занимающими различные политические позиции. Существование многопартийных парламентов или коалиционных правительств лишь подтверждают это положение, т.к. они осуществляют власть все же с одних позиций, достигнутых путем договора, компромисса. В истории общества известны случаи двоевластия. Но это исключение из правил. Периоды двоевластия отражают нестабильность политической системы общества, ее кризисное состояние. И эти периоды, как правило, непродолжительны. Двоевластие обычно заканчивается либо победой одной власти и исчезновением другой, либо гибелью обеих властей и формированием третьей власти. Двоевластие может привести к гражданской войне, к охлократии и даже к диктатуре.

2. Авторитет власти, т. е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества, которое выражается в том, что объекты власти готовы выполнять волю ее субъекта в силу признания легитимности власти. Авторитет власти может быть формальным, т.е. когда сила власти признается только благодаря законности ее верховенства, и неформальным, когда сила власти выражается в общественном признании верховенства. Наличие формального и неформального авторитета власти означает ее исключительную силу, могущество.

3. Волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности последовательно добиваться ее осуществления. Эмоционально-волевой аспект власти имеет огромное значение для определения силы власти. Можно говорить о том, что сила воли определяет и силу власти.

4. Принудительный характер власти различными средствами, вплоть до применения насилия. В различных политических системах формы принуждения могут быть разными: убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие и т.д. Диктатура выступает его высшей ступенью.

5. Всеобщность (или инклюзивность) власти означает: ее функционирование во всех сферах общественных отношений и политических процессах, способность проникать во все виды человеческой деятельности, а также распространенность на всю территорию, ей подвластную.

Перечисленные черты власти раскрывают ее сущность и роль в обществе. Говорить о наличии власти в обществе можно лишь при наличии всей совокупности этих черт. Отсутствие какой-либо одной черты приводит к кризису власти и затем соответственно к безвластию, а это в свою очередь неизбежно приводит к смене власти.

Исходя из выделенных характерных черт политической власти, можно дать ей следующее определение. Политическая власть — это особый вид общественной власти, объективно обусловленный определенной формой собственности и представляющий собой способность и возможность субъекта власти проводить в жизнь свои политические интересы.

Государственная власть — это высшая форма политической власти, осуществляемая специальным, обособленным от общества аппаратом управления в границах установленной территории, имеющая свою внутреннюю структуру и субординацию и обладающая средствами организованного и законодательно закрепленного насилия.

Система политической власти: структура, методы,

Нормативные регуляторы

Система политической власти в структурном плане включает следующие элементы:

1) конкретные носители политической власти, те субъекты политики, которые существенно влияют на изменение социальных отношений: государство, политические партии (сословные группировки), общественные организации и движения, политические лидеры;

2) формы политической власти и методы конкретного властвования, которые зависят от типа политического режима, типа и формы государства, взаимоотношений ветвей власти и объема власти ее конкретного носителя;

3) нормативные регуляторы социальных связей в обществе: политико-правовые нормы, мораль, идеология, обычаи, традиции, политическая культура.

Совокупность этих элементов раскрывает сущность функционирования политической власти в обществе. На этой основе можно дать всеобъемлющую характеристику любых властных структур и отношений, сложившихся в обществе.

Арсенал методов реализации политической власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

К общим, традиционным методам осуществления власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей.

Превращение идей, взглядов в убеждения связано с деятельностью сознания и чувствами человека. Только пройдя через сложный механизм эмоций, через сознание, идеи, общественные интересы и требования власти приобретают личностное значение. Убеждения тем и отличаются от простого знания, что они неотделимы от личности, становятся ее узами, из которых она не может вырваться, не причинив вреда своему мировоззрению, духовно-нравственной ориентации.

Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки. Между убеждениями и поведением нет промежуточных звеньев. Знания, идеи, которые не воплощаются в поведение, нельзя считать подлинными убеждениями. От знания к убеждению, от убеждения к практическим действиям – так функционирует метод убеждения. С развитием цивилизации, ростом политической культуры роль и значение этого метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.

Политическая власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения – государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, – в частности, от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

Государственное принуждение – это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Само по себе принуждение – острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Принуждение бывает правовым и неправовым.

Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в ничем не защищенное положение. Неправовое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Чем выше уровень правовой организации принуждения, тем оно в большей мере выполняет функции позитивного фактора развития общества и в меньшей – выражает произвол и своеволие носителей государственной власти.

Формы правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия – проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение – административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты – восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.


Основные функции власти и механизм их осуществления

 

Политическая власть в обществе выполняет ряд функций, которые вытекают из ее сущности:

1. Формирование политической системы общества, организация его политической жизни.

2. Координация деятельности органов власти, формирование государственного аппарата, определение средств и методов его деятельности.

3. Руководство политическими и неполитическими процессами в обществе, формирование социально-политических отношений в обществе.

4. Управление делами общества на разных уровнях с помощью различных средств и методов с целью реализации своих интересов.

5. Создание определенного типа правления на основе конкретных способов, средств и методов властвования.

6. Укрепление и поддержание стабильности существующей системы власти, поддержания общественного порядка и т.д.

Для успешной реализации функций власти большое значение имеют источники власти и ресурсы власти.

Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, престиж, богатство, интерес, тайна, харизма, знания, идеи и т.д.

Ресурсы власти – это конкретные средства, с помощью которых субъект власти воздействует на объект для достижения своих целей. Известны несколько типологий ресурсов власти. Широко распространена типология ресурсов по сферам их применения: экономические, социальные, культурно-информационные, правовые, силовые и др. Следовательно, политическая власть в государстве держится не только принуждением, но и тем, что имеет в своем распоряжении эти ресурсы.

Рассмотрим по порядку содержание этих ресурсов:

а) экономические – способность государственной власти распоряжаться определенным объемом материальных благ, осуществляя регулирование экономики и перераспределяя национальный продукт. Экономические ресурсы, прежде всего собственность и деньги, всегда были важнейшими ресурсами любой власти;

б) социальные ресурсы власти – это ее способность менять при помощи различных рычагов, включая и экономические, социальный статус индивидов и общественных групп, обеспечивая их поддержку и достигая этим определенных целей;

в) информационные – контроль государственной власти за информацией и средствами ее распространения (напрямую – через цензуру, косвенно – через финансирование и предоставление льгот лояльным изданиям);

г) принудительные (силовые) – специальные институты принуждения (полиция, армия, госбезопасность, суды, прокуратура, тюрьма и т. д.), а также специально подготовленные для этого люди и средства (оружие, тюрьмы, электрический стул, гильотина и т. д.);

д) демографические ресурсы – это сами люди, без которых ни одна власть не может обойтись. Примером использования демографических ресурсов является подбор и расстановка кадров в разных сферах общественной жизни, в том числе в структурах власти и управления;

ж) правовые ресурсы – это законы и другие нормативные акты (указы президента, распоряжения правительства т. д.), признаваемые большинством общества, которые используются властью в процессе своего функционирования.

Реализация функций власти на практике осуществляется с помощью механизма осуществления политической власти, в котором выделяются следующие моменты:

1. Господство, сущность которого сводится к подчинению одних социальных групп другими, что традиционно закрепляется в государственных нормативно-правовых актах.

2. Руководство заключается в определении и законодатель норм закреплении стратегии развития общества в соответствии с интересами субъектов власти.

3. Управление означает проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений.

4. Организация, т.е. согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп, отдельных личностей, а так же действий политических и неполитических организаций и учреждений.

5. Координация – деятельность специальных учреждений и лиц по обеспечению согласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой-то одной определенной или близких по смыслу проблем).

6. Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие результаты имеют те или иные управленческие решения.

Подобный механизм осуществления политической власти позволяет говорить о стабильном ее функционировании в обществе.

От того, как функционирует власть, во многом зависят открытость
или закрытость общества, тип политического режима, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение властей, роль оппозиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...