Гендерные различия в когнитивной сфере
Когнитивная сфера с точки зрения гендерных различий также является той областью психологии, которая привлекает к себе внимание исследователей. Хотя исследования познавательных способностей мужчин и женщин имеют длинную историю, эта тема не потеряла своей актуальности и сейчас. И в настоящее время она представляется гораздо более сложной, чем это было 30-40 лет назад. При ее изучении прежде всего задаются вопросом о том, существуют ли гендерные различия в познании, если да, то в каких областях, насколько ярко они выражены, зависят ли от возраста, особенностей выборки и т. п. Ранние исследования своим предметом делали нейроанатомические различия, отличия в структуре и функционировании мозга мужчин и женщин. Это направление все еще остается довольно популярным и в настоящее время (работы по половым различиям в функциональных асимметриях мозга). Исследования гендерных различий когнитивных способностей обычно сконцентрированы вокруг двух основных проблем: факта существования гендерных различий («где эти различия?») и их причины («почему они там?»). Основная масса исследований так или иначе связана с поиском и описанием области, в которой существуют гендерные различия, и при разработке данного вопроса чаще всего обращаются к проблемам обучения, памяти и мышления, делая предметом изучения индивидуальные и групповые различия. В качестве методов обычно применялись количественные методы, в частности, психометрические тесты, аналогичные применяющимся для изучения интеллекта. Можно считать установленным факт наличия гендерных различий в вербальных, пространственных и математических способностях. Большинство исследователей, работающих в этой области, прежде всего ориентировалось на изучение различий, возникающих при выполнении задач, использующих различную информацию: вербальную, числовую или визуально-пространственную — «святая троица» при исследованиях гендерных различий в когнитивной сфере. Примеры и анализ такого типа исследований приведены в монографии Маккоби и Джеклин.12 В них гендерные различия рассматриваются как функция вербальных, математических или зрительно-пространственных способностей, и исследователи предполагают, что эти различия зависят от содержания задачи, даже, вернее, от того, в какой форме и модальности в задаче представлена информация. Однако достоверно установленных фактов оказалось совсем немного. У женщин лучше развиты вербальные способности, у мужчин — пространственные и математические. Наименьшие различия установлены в вербальных способностях в пользу женщин, наибольшие — в пространственной переработке информации и в пользу мужчин. Однозначного ответа о математических способностях дать нельзя. Некоторые математические задачи лучше выполняют женщины определенного возраста, другие — мужчины.13 Была установлена и другая особенность гендерных различий в когнитивных способностях: с течением времени (в период изучаемых 20-30 последних лет) большинство из них имеет тенденцию уменьшаться. Причем, по сравнению с другими различиями, гендерные являются относительно небольшими. В конце 80-х годов была даже опубликована статья с символичным названием «Когнитивные гендерные различия исчезают».14
Однако уже в 90-е годы была предложена другая модель изучения гендерных различий, основанная не на типе задач, а на специфике тех когнитивных процессов, которые осуществляются при решении задач. То есть изучения того, какова специфика 12 Е. Maccoby, С. Jacklin, The psychology of sex differences (Stanford: Stanford
13 K. Trew and J. Kremer, eds., Gender and Psychology (London: Arnold, 1998). 14 A. Freingold, «Cognitive gender differences are disappearing», American когнитивных процессов у мужчин и женщин.15 Авторы этой модели выдвинули гипотезу о том, что подход, ориентированный на изучение процесса как такового, будет более полезным для понимания гендерных различий: того, как и когда они проявляются и насколько интенсивно. Экспериментальные исследования, проведенные данными авторами, показали, что для женщин характерно более быстрое и эффективное воспроизведение (извлечение слов из памяти), для мужчин — мысленное повторение и пространственная ориентация. Оказалось также, что мужчины и женщины применяют разные стратегии при выполнении когнитивных задач. Например, при вождении машины женщины более эффективно используют вербальные разъяснения и схемы, а мужчины — визуальные. Так, согласно концепции, предложенной данными авторами, женщины лучше выполняют задания, связанные с быстрым извлечением информации из памяти, а мужчины такие, где требуется удержание мысленных представлений и манипулирование ими в уме. Однако, даже получив эти данные, авторы оставляют открытым вопрос о том, почему возникают эти различия. Более того, в многочисленных исследованиях так и не получен однозначный ответ на вопрос о том, есть ли гендерные различия, например, в восприятии (или любом другом процессе, кроме проанализированных выше), и если да, то в чем их суть. При анализе причин гендерных различий, обычно исходят либо из биологического, либо из социокультурного подхода. Представители биологического подхода исходят из природных и биологических особенностей мужчин и женщин и пытаются объяснить различия в изучаемых явлениях — в том числе и в когнитивной сфере — исходя из них. Привлекают для объяснения особенности строения и функционирования мозга или гормональные особенности (наиболее явное и очевидное различие — в физических особенностях: мужчины выше, сильнее и т. д. В связи с этим они лучше, чем женщины, выполняют соответствующие виды работ. Физические более сильные мальчики занимают более высокое статусное положение в среде сверстников, что не характерно для девочек). 15 D. Halpern, Т. Wright, «A process-oriented model of cognitive sex differences», Learning and Individual Differences, 1996, 8, 1: 3-24.
320 Сторонники социокультурного подхода видят основания для формирования таких различий в особенностях социальной и культурной среды. Приведем пример одного из экспериментов по изучению воспроизведения, явно демонстрирующих этот феномен: исследования Занна и Пек показали, что женщины в присутствии весьма привлекательных мужчин с традиционными ролевыми установками выполняют задание по воспроизведению анаграмм хуже, чем в присутствии столь же привлекательных мужчин, но без явно выраженных традиционных ролевых установок.16 В то же время многие отмечают, что практически все выводы относительно гендерных различий в когнитивной сфере сделаны на основании данных, полученных среди населения высокоразвитых индустриальных государств, в основном, США. С этим нельзя не согласиться. Как отмечает МакГиннес,17 трудно переоценить важность кросс-культурных исследований в этой области, а также работ, показывающих влияние культуры, языка, этнической принадлежности, гендерных ролей и стереотипов для формирования гендерных когнитивных способностей. А. Галь-перн говорит о том, что мы совсем не знаем о половых различиях в когнитивных способностях в обществах с социальной структурой, отличной от нашей.18 Тендер и эмоции Уже общим местом как в научном дискурсе, так и в обыденной жизни стало утверждение о том, что женщины более эмоциональны и имеют более развитую интуицию, чем мужчины. Причем это утверждение характерно для представителей разных культур. Эмоциональность рассматривают как один из существеннейших моментов женственности, как правило, проти- 16 М. Zanna, S. Pack, «On the self-fulfilling nature of apparent sex differences 17 C. McGuinness, «Cognition», in K. Trew and J. Kremer, eds., Gender and 18 D. Halpern, Sex differences in cognitive abilities (Hillsdale, New Jersy: Erlbaum, вопоставляя ее мужской рациональности. Такое противопоставление можно встретить и в работах великих философов прошедших веков, и в психологических исследованиях 20 столетия. Принято считать, что, в отличие от мужчин, женщины реже скрывают свои эмоции, чаще выражают нежные чувства, чаще плачут и чувствуют себя обиженными.19
В многочисленных тестах (или шкалах) по измерению фе-мининности-маскулинности, которые начали разрабатываться с 30-х годов 20 века, эмоциональность является одной из важнейших характеристик, позволяющих отделить «нормальных» женщин от «нормальных» мужчин и «нормальных» женщин от женщин маскулинных. Были сделаны попытки объяснить достаточно явно эмпирически наблюдаемую эмоциональность женщин в рамках различных теоретических подходов и направлений. Так, в эволюционных теориях, основывающихся на работах Ч. Дарвина, принято считать, что женщины, обладающие репродуктивной функцией и находящиеся в связи с этим ближе к природе, на эволюционной лестнице находятся ниже мужчин. Это немедленно влечет за собой вывод о том, что женский мозг менее развит, чем мужской, о более спонтанных и инстинктивных реакциях женщин, об их меньше пригодности к интеллектуальной работе. Эти взгляды нашли свое отражение не только во фрейдовском психоанализе, в котором большую эмоциональность женщин также связывают с ее большей близостью к природе, но и в классическом бихевиоризме (Уотсон). Бихевиористы считали, что женская эмоциональность может привести к опасным последствиям, в том числе и при воспитании детей. Эти же мотивы можно найти и в некоторых современных социобиологичес-ких теориях, утверждающих, что женская репродуктивная функция является биологическим основанием эмоциональности.20 К эволюционистским теориям примыкают биологические теории, объясняющие женскую эмоциональность особенностями строения и функционирования мозга или гормональными осо- 19 A. Fischer, «Emotion», in К. Trew and J. Kremer, eds., Gender and Psychology 20 Примером одной из таких теорий может служить теория D. Kenrick and 322 бенностями. В частности, принято считать, что более высокая концентрация тестостерона у мужчин стимулирует их агрессивность, а пролактина у женщин — их большую склонность к слезам. Тем не менее, даже сами представители этих теорий полагают, что только биологическими или физиологическими факторами невозможно объяснить особенности и отличия эмоциональной сферы мужчин и женщин. Социальные психологи, изучающие гендерные различия в эмоциональной сфере, в качестве отправного момента своих рассуждений выдвигают следующий: на эмоции оказывает влияние система убеждений в вопросах половых различий:21 она содержит в себе взгляды и нормы о том, как мужчины и женщины должны эмоционально реагировать в тех или иных ситуациях. Кроме того, они полагают, что нельзя, изучая гендерные различия, говорить об эмоциях вообще. Следует различать разные виды эмоций (гнев, страх, печаль, радость и др.), особенности их переживания и выражения, ситуации, вызывающие те или иные эмоции. гендерные различия могут возникать в любом из этих компонентов.
Более того, как показывают недавние эмпирические исследования (например, Броди и Холл22), идея о высокой эмоциональности женщин и малой эмоциональности мужчин должна быть пересмотрена. Мужчины тоже могут быть (и есть!) эмоциональными, вопрос в том, какие эмоции они проявляют. Проявление таких эмоций, как гнев, пренебрежение, ненависть, выражающих позицию доминирования, не противоречат традиционной мужской роли. В то же время предполагается, что женщины, будучи эмоционально сензитивными, будут сохранять гармоничные отношения с другими людьми. Эти гендерные ожидания и эмоциональные нормы прививаются уже в раннем возрасте в процессе социализации. По данным Фивуша,23 родители гораздо чаще и говорят об эмоциях с дочерями, и проявляют в общении с ними гораздо более широ- 21 К. Deaux, В. Major, «Putting gender into context», Psychological Review, 1987, 22 L. Brody, J. Hall, «Gender and emotion», in M. Lewis and J. Haviland, eds., 23 R. Fivush, «Exploring sex differences in the emotional content of mother- кий круг эмоций, чем с сыновьями. Это может служить свидетельством того, что девочки с раннего возраста приучаются говорить об эмоциях больше, чем мальчики, и что есть некое различие в содержании этих разговоров: девочки больше говорят об эмоциях, выражающих слабость, мальчики — об эмоциях, выражающих силу. Игры в группах сверстников одного пола эти различия углубляют. У мальчиков и девочек различные стили игры, и они демонстрируют различные модели межгруппового взаимодействия. Мальчики играют в больших группах с выраженной иерархией и стремлением к соревнованию, в то время как девочки играют в меньшем и более тесном окружении, стремясь к взаимодействию и согласию.24 Эти отличия в стиле взаимодействия, естественно, влияют и на эмоциональные навыки, развивающиеся у мальчиков и девочек на протяжении их детства и юности. Так, у мужчин развиваются эмоции гнева и раздражительности, у женщин — радости, сострадания, разочарования, эмпатии. Как и у мужчин, на эмоции женщин влияют традиционные гендерные роли, предписывающие женщинам уязвимость, ранимость, низкий статус и отсутствие власти. Самые большие отличия наблюдаются в переживании эмоций печали, страха и депрессии, которые гораздо чаще и интенсивнее переживают женщины. По сравнению с мужчинами, женщины также чаще испытывают чувства вины и стыда. Гендерные различия в выражении эмоций являются более ярко выраженными, чем различия в самих эмоциях, переживаемых мужчинами и женщинами. Женщины более экспрессивны, у них более открытое выражение лица, они больше улыбаются, больше жестикулируют и т. п. Эти различия обычно объясняют на основании гендерно-специфических норм и ожиданий. Традиционная женская роль в целом позволяет открытое выражение эмоций, в том числе и эмоций, выражающих беспомощность (страх, печаль и т. п.). Мужская — наоборот: мужчины очень неохотно показывают свою уязвимость, беспомощность и зависимость от других. Плач может считаться максимальным выражением беспомощности. Женщины не только плачут чаще, чем мужчины, когда 24 Е. Maccoby, «Gender and relationships», American Psychologist, 1990, 45: 513-520. 324 они сердиты или разочарованы, но и когда они печальны, боятся или взволнованы. Мужчина может заплакать только в очень серьезной и специфической ситуации, женщина — гораздо более часто и в самые разные моменты жизни. В соответствии со своей ролью, женщины чаще испытывают и выражают эмоции, выражающие беспомощность и уязвимость, поддерживающие социальную сплоченность; мужчины, в соответствии со своей гендерной ролью, — эмоции, повышающие их статус, уверенность в себе и доминантность. Таким образом, хотя мужчины и женщины могут испытывать и одинаковые эмоции, различие между этими эмоциями все же существует. И оно может быть найдено по линии различия между их ожидаемыми гендерными ролями. Есть еще одна сфера, тесно соприкасающаяся с эмоциональной, одним из аспектов которой являются гендерные различия — это агрессия. В психологии этот сложный феномен относят не только сфере эмоций, но, по большей части, к поведению человека. Обычно агрессию определяют как физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либо вреда или боли.25 Полезным будет и использование существующего различения двух типов агрессии: враждебной и инструментальной. Враждебная агрессия проистекает из злости, ее единственная цель — причинить вред. В случае инструментальной агрессии причинение вреда не есть самоцель, но средство достижения какой-либо иной цели. Однако как бы мы не квалифицировали это явление, то, что в нем присутствует и эмоциональный момент, видимо, сомнений не вызывает. И житейские наблюдения, и данные психологических исследований показывают, что различия между мужчиной и женщиной как потенциальными субъектами и объектами агрессивного поведения существует. Принято считать, что мужчины более агрессивны, чем женщины, и более склонны в своем поведении прибегать к агрессии, особенно физической.26 Также, при прочих равных условиях, мужчины чаще женщин выступают в 25 Сходные определения даны у обоих авторов: Майерс Д. Социальная психо 26 Очень подробный анализ разных подходов к проблеме агрессии, в том качестве объекта агрессии. Однако женщины значительно чаще становятся жертвами сексуального и супружеского насилия и агрессии. Данные, полученные в целом ряде исследований, действительно позволяют сделать вывод о том, что мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии. гендерные различия в агрессии наиболее заметны в физических формах агрессии, а также в ситуациях, когда к агрессии вынуждены обратиться, в отличие от ситуаций, когда к ней прибегают без всякого принуждения. Более того, склонность мужчин демонстрировать более высокие уровни агрессии более очевидна после сильной провокации, чем при ее отсутствии.27 Одним из важных факторов, установленных в исследованиях по агрессии, является и тот, что после агрессивных действий женщины больше переживают чувство вины и тревогу.28 По данным Кэмпбелла и др., по-разному мужчины и женщины представляют и функцию агрессии. Женщины рассматривают агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса, т. е. как экспрессию. Мужчины — как инструмент, модель поведения, к которой прибегают для получения социального и материального вознаграждения. Кроме того, мужчины более склонны прибегать к прямым формам агрессии, женщины — к косвенным. Так, мужчины, как правило, более склонны к агрессивному поведению, чем женщины. Однако различия сильно колеблются и зависят от формы агрессии, ситуации и других факторов. Для объяснения установленных гендерных различий в агрессии, как и в других случаях, используют чаще всего две модели — биологическую и социокультурную. Согласно первой модели, считается, что гендерные различия в агрессии обусловлены генетическими факторами, и в ее рамках объяснение строится следующим образом: для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии, потому что в прошлом подобное поведение давало им возможность передавать свои гены следующему поколению. Результатом такого естественного отбора, связанного с воспроизводством, явилось то, что нынешние муж- 27 Там же. С. 221. 28 A. Eagly, V. Steffen, «Gender and aggressive behavior: a meta-analytic review of the social psychological literature», Psychological Bulletin, 1986,100: 309- 330. 326 чины более склонны к физической агрессии и демонстрации механизмов, связанных с подобным поведением. Некоторые авторы29 косвенным подтверждением данного заключения считают тот факт, что женщины, в отличие от мужчин, считают склонность к доминированию у своего возможного супруга весьма привлекательной чертой. Они полагают, что эти данные свидетельствуют о том, что напористое или агрессивное поведение может действительно помогать мужчинам передавать свои гены последующему поколению. Другая модель объясняет агрессивное поведение с точки зрения социальных и культурных факторов. Есть много разных вариантов этого объяснения, но, пожалуй, самым обоснованным в настоящий момент выглядит теория интерпретации социальной роли, предложенная Игли и Вудом.30 Согласно этой теории, гендерные различия в агрессии порождаются, главным образом, противоположностью гендерных ролей, т. е. представлениями о том, каким должно быть поведение представителей разных полов в данной культуре. В большинстве культур считается, что мужчины в гораздо более широком диапазоне ситуаций должны вести себя более агрессивно, чем женщины; от них ожидается демонстрация силы, уверенности в себе, независимости. Женщины, по сравнению с мужчинами, считаются более общественными созданиями, и для них должны быть характерны дружелюбие, беспокойство о других, эмоциональная экспрессивность. Тем не менее, всегда следует учитывать, что в реальной конкретной ситуации на агрессивность, ее возникновение, проявления, интенсивность и т. д. в значительной степени влияют индивидуальные особенности людей: черты их личности, их установки, стереотипы, склонности и др. Таким образом, на основании имеющихся эмпирических и теоретических данных можно сделать следующие выводы. Мужчины демонстрируют более высокий уровень физической агрессии, выраженной в физических действиях. Для женщин более характерны различные проявления косвенной агрессии. Мужчины чаще становятся объектами физического нападения, 29 Например, Sadalla, Kenrick and Vershure, 1987, цитируется по: Бэрон Р., 30 Там же. С. 223. в то время как женщины чаще становятся жертвами сексуальных домогательств. На формирование этих (и целого ряда других) различий, о которых шла речь в данном параграфе, в значительной мере оказывает влияние представление о гендерных ролях, сложившееся в той или иной культуре. Гендерные роли Первым представителем ролевой теории с полным правом может считаться Шекспир, написавший: Весь мир — театр, В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы; И каждый не одну играет роль. В настоящее время не существует единой теории гендерных ролей как таковой. гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий.31 В социальной психологии роль определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции. Одним из видов социальных ролей являются гендерные роли — набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для мужчин и женщин. Маргарет Мид в своей книге Пол и темперамент?32 нанесла сокрушительный удар по убеждению о том, что мужчины и женщины «от природы» созданы для определенных ролей. Ее наблюдения над жизнью трех племен в Новой Гвинее разбили ее первоначальное убеждение о существовании коренных врожденных различий между полами, предопределяющих роли каждого пола. В каждом из исследованных ею племен мужчины и 31 Примером биосоциального подхода в психологии может быть книга: Ко- 32 М. Mead, Sex and temperament in three primitive societies (New York: Morrow, 328 женщины исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные общепринятым стереотипам, считающимся «естественными» для каждого пола. Одна из идей, декларируемых движением феминизма начала 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Эта либеральная гуманистическая философия послужила толчком для разработки концепции Сандры Бем,33 в основе которой лежит понятие андрогинии, согласно которому любой человек, независимо от биологического пола, может обладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединять в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским. С. Бем был специально разработан опросник для определения уровня маскулинности и фемининности, понимаемых как независимые измерения личности. Согласно ее тесту, по этим параметрам мужчин и женщин можно разделить на четыре группы, приведенные в таблице.34 33 S. Bern, «The measurement of psychological androgyny», Journal of Consulting 34 Таблица приведена по книге Клециной И.С. Тендерная социализация. СПб.: К первой группе относятся маскулинные индивиды с выраженными традиционно мужскими качествами (честолюбие, решительность и т. д.). Ко второй группе относятся фемининные индивиды с выраженными традиционно женскими качествами (мягкость, эмоциональность и др.). Третью группу составляют андрогины — люди, сочетающие в себе и традиционно женские, и традиционно мужские черты. Четвертую группу составляют люди, не имеющие ни черт выраженной маскулинности, ни фе-мининности. В ее работах также было показано, что не только мужчина, но и женщина могут быть маскулинными, и не только женщина может быть фемининной, но и мужчина, сохраняя при этом психологическое благополучие и адаптированность к разным ситуациям. Эта идея была развита дальше, и Плек в своих работах начал говорить о расщепленности, или фрагментарности, гендерных ролей.35 Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет целый ряд разнообразных ролей (например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д.). Иногда эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины (независимой, честолюбивой, трудолюбивой) и ролью матери (воспитывающей, легко доступной для общения, заботливой) всем хорошо известен. Традиционно психологи объясняли ролевый конфликт низкой самооценкой. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека. Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Представители разных культур придерживаются разных точек зрения о том, кто должен выполнять домашнюю работу, каково должно быть отношение к карьере, своей и мужа (жены), каким быть распределению власти в семье и т. д. Так, согласно теории Хофстеда, различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининнос- 35 J. Pleck, «The theory of male sex role identity: its rise and fall from 1936 to the present», in Brod H., ed., The making of masculinities: the new men's studies (Boston: Allen & Unwin, 1987), pp. 21-38. 330 ти той или иной культуры. По Хофстеду, высокая степень маскулинности, или выраженности «мужского начала», означает высокую ценность в данной культуре материальных вещей, власти и представительности. Культуры, в которых главной ценностью является сам человек, его воспитание, считаются фемининными, или основанными на «женском начале». На основании проведенных кросс-культурных исследований Хофстед показал, что, по сравнению с людьми из фемининных культур, люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и напряженно работать.36 В исследовании, проведенном в Японии и США, изучались факторы «независимости» и «покорности» в гендерных ролях. Использовался метод многофакторного шкалирования, и испытуемым предлагалось определить степень близости 20 понятий к понятиям «мужчина» и «женщина». Результаты исследования показали, что американцы ценят независимость больше покорности и в мужчинах, и в женщинах. Японцы ценят независимость больше покорности только у мужчин.37 Как пишет Н. Лебедева, в ряде кросс-культурных исследований установлено, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти (Дания, Финляндия, Норвегия и Швеция) имеют личностно-ориентиро-ванные семьи, в то время как культуры с высокой дистанцией власти и с ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония, Мексика) имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Личностно-ориентированные семьи способствуют усвоению равенства в гендерных ролях, а позиционно-ориен-тированные семьи, которые построены иерархично, в которых отец — авторитарная фигура и в которых власть распределяется неравномерно, в конечном счете, способствуют жесткой дифференциации в гендерных ролях. гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи. И.С. Кон отмечает следующее: «Если рассматривать этот вопрос исторически, нельзя не заметить, что традиционная система дифференциации половых ролей и связан- 36 G. Hofstede, Culture's consequences: international differences In work-related 37 Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. ных с ними стереотипов маскулинности-фемининности отличалась следующими характерными чертами: 1) мужские и женские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; 2) эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись ненарушимыми; 3) мужские и женские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими — женщине отводилась зависимая, подчиненная роль, так что даже идеальный образ женщины конструировался с точки зрения мужских интересов».38 Сейчас ситуация изменилась достаточно радикальным образом, и это изменение можно видеть практически во всех культурах. По данным Астина и др. (цит. по Майерсу) в 1967 году 57% американских первокурсников согласились с тем, что занятия замужней женщины лучше ограничить домом и семьей; в 1994 году с этим согласились лишь 25%. В период между 1965 и 1985 годами американские женщины последовательно проводили все меньше времени за домашней работой, а мужчины — все больше, так что доля домашней работы, выполняемой мужчинами, выросла с 15% до 35% (данные Робинсон, 1988). Однако влияние культуры все равно остается существенным. В Японии муж в среднем уделяет домашним делам около 4 часов в неделю, а в Швеции занимается ими до 18 часов в неделю. Определенные сдвиги в направлении изменения содержания гендерных ролей происходят и в постсоветском пространстве, но, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы. Таким образом, имеющиеся исследования по проблеме гендерных ролей позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей. В ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям. 38 Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981, №2. С. 53. 332 Гендерная идентификация Психология начинала разработку этого вопроса с проблем половой идентичности — осознанной принадлежности человека к определенному полу. Как пишет И.С. Кон, это «результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания».39 Половая идентичность строится как на образе тела, так и на поведенческих и характерологических особенностях. И.С. Клецина считает, что половая принадлежность — это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное «я»,40 и первичная половая идентичность складывается обычно уже к полутора годам, но по мере развития и взросления содержание идентичности меняется. Существует несколько теорий, объясняющих феномен половой и гендерной идентичности. Одной из первых таких теорий стал психоанализ, в рамках которого объяснение носило биологический характер: «анатомия — это судьба», по выражению Фрейда. Развитие личности понималось им как психосексуальное развитие прежде всего, а процесс идентификации объяснялся с помощью понятий «Эдипова комплекса» и «комплекса Электры» и уподобления отцу или матери, соответственно. У мальчиков и девочек очень рано развиваются черты, типичные для одного или другого пола, которые закрепляются у них по мере их взросления. Критика этого подхода представлена в работах даже представителей классического психоанализа, не говоря уже о более поздних его направлениях. Если же рассматривать психоаналитические подходы с точки зрения гендерных исследований,41 то их главной слабостью «является утверждение биологической детерминации психологических различий между мужчинами и женщинами».42 39 Кон И.С. Психология половых различий. С. 47-48. 40 Клецина И.С. гендерная социализация. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. 41 Анализ проблем пола в психоанализе Фрейда, Юнга, Хорни приведен в а Клецина И.С. гендерная социализация. С. 10. Второй группой теорий идентификации являются теории социального научения, восходящие к идеям бихевиоризма. В их основу положены основные его понятия, такие как научение, положительное и отрицательное подкрепление, модели родительского поведения. В основу теории половой типизации положено понятие подкрепления. Родители и окружающие поощряют (положительно подкрепляют) мальчиков и девочек, когда они ведут себя согласно образцам традиционного гендерного поведения, и осуждают (дают отрицательное подкрепление), когда они используют модели поведения, свойственные противоположному полу. Мальчиков и хвалят, и ругают чаще, чем девочек. Родители больше обеспокоены, если их сыновья ведут себя, как «маменькины сынки», чем когда их дочери ведут себя, как сорванцы. В то время как родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, они позволяют девочкам быть зависимыми и даже поощряют это. В результате мальчики усваивают принцип, что следует рассчитывать на свои собственные достижения, чтобы обрести самоуважение, в то время как самоуважение девочек зависит от того, как к ним относятся другие.43 Теорию половой типизации, как пишет И.С. Кон, упрекают в механистичности, ребенок выступает в ней скорее как объект, чем как субъект социализации. Кроме того, с этих позиций трудно объяснить всю вариативность поведения мальчиков и девочек. Теория когнитивного развития объясняет появление представлений у детей об их половых ролях активным структурированием ребенком собственного опыта, когнитивной информации, получаемой ребенком, и пониманием своей половой принадлежности. Вначале ребенок усваивает свою половую идентичность, определяя себя в качестве мальчика или девочки. А организуют получаемую информацию когнитивные структуры сознания ребенка, полоролевые стереотипы, функционирующие как схемы, посредством которых организуется и структурируется соответствующая информация. Один из создателей этой теории Л. Колберг назвал этот процесс самосоциализацией.44 Он полагал, что дети сами подго- 43 J. Bardwick and E. Douvan, «Ambivalence: The socialization of women», in J. 44 L. Kohlberg, «A cognitive development analysis of children's sex-role concepts 334 тавливают себя к жизни в обществе на основе вербального и невербального социального взаимодействия. Дети воспроизводят разные образцы поведения, а критерием для их закрепления служат ответные реакции сверстников. Оказываясь в разных жизненных ситуациях, они начинают осознавать, что актуализация тех или иных образцов вызывает одобрение или осуждение окружающих. В некоторых случаях этот процесс отражает стандарты родителей, однако самосоциализация имеет и свою самобытность, чем объясняется тот факт, что половая идентичность детей не всегда соответствует ожиданиям или желаниям родителей. В этой теории сделана попытка синтезировать как идею имитации поведения, так и подкрепления. В ней полагается, что представления ребенка о соответствующем его полу поведении зависят как от его собственных наблюдений за поведением мужчин и женщин, которые служат для него образцами, так и от одобрения или неодобрения его поступков окружающими. Очевидно, что рассмотренные теории не противоречат друг другу, акцентируя разные моменты формирования половой идентификации. Однако, в 70-е годы на Западе складывается так называемая новая психология пола, которая во главу угла ставит социальные факторы, поскольку ее представители считают, что основное значение в формировании гендера (как психологического и социального пола) имеют социальные, а не биологические детерминанты. Возникновению «новой психологии пола», как пишет И.С. Клецина,45 способствовали три фундаментальных исследования, выводы которых опровергают основные положения традиционных теорий. 1) Работы Е. Маккоби и К. Джеклин, посвященные анализу психологии половых различий; 2) Исследования Дж. Мани и А. Эрхарда, продемонстрировавших могущество эффекта социализации; 3) Концепция андрогинии С. Бем, показавшая несостоятельность противопоставления маскулинности и фемининности, существующего в традиционной психологии. 45 Клецина И.С. Гендерная социализация. С. 15. Опираясь на данные этих исследований, Дж. Стоккард и М. Джонсон выдвинули утверждение о том, что главным является не биологический пол, а психологический и социальный (или ген-дер), формирующийся в ходе жизни человека и на формирование которого влияют социальные ожидания общества и особенности его культуры.46 Аналогичной точки зрения придерживается и Рода Ангер, полагающая, что схему гендерной идентификации задают социальные требования и социальные взаимодействия.47 Таким образом, первый тезис теории пола состоит в том, что становление пола у детей происходит на основе существующих в культуре социальных стереотипов. Второй тезис говорит о том, что дети используют пол как принцип познания мира не из-за свойств, присущих полу как таковому, а потому, что культура всеми способами настаивает на том, что пол является наиболее важной категорией в социальной жизни человечества. С самого раннего детства детей учат, что дихотомия между мужчинами и женщинами есть и должна быть основной фактически в любой области человеческого бытия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|